Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема становления и развития регионального законодательства в сфере социальной защиты населения является одной из самых актуальных в правовой теории и практике. Современное социальное законодательство в Красноярском крае начинает свое формирование с 90-х гг. XX века, когда вследствие радикальных реформ произошел переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной модели экономики, сопровождающейся децентрализацией управления.
Современная Россия также переживает переходный период, который затронул все сферы социально- экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения. Исходя из этого, социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики в Красноярском крае.
В связи с тем, что на рубеже веков в системе социальной защиты населения отсутствовал персонифицированный учет льготных категорий граждан, имеющих право на льготы, актуальным вопросом региональной политики социальной защиты населения становится принцип адресности.
Социальная защита – в широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав; в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Спецификой Российской Федерации является то, что сложившаяся в СССР система социального обеспечения, основанная на социалистических принципах общественного распределения из централизованных фондов, гарантировала практическую защиту от всей совокупности социальных рисков, относительно приемлемый для большинства населения уровень жизни и удовлетворяла основной минимальный набор социальных потребностей граждан. Проблема состоит в том, что старые механизмы социальной защиты и социального обслуживания не соответствуют современным рыночным отношениям, сложившимся в обществе. В настоящее время назрела необходимость проведения тщательного анализа процесса становления и развития системы социальной защиты населения Красноярского края. Этот анализ необходим для правильного определения дальнейшего направления развития всей системы социальной защиты населения и обуславливает актуальность темы данного исследования.
Целью данного исследования является изучение актуальных проблем правового регулирования деятельности органов социальной защиты населения в Красноярском крае. Для достижения цели были решены следующие задачи:
- изучена система социальной защиты населения в современной России;
- рассмотрена деятельность органов социальной защиты населения;
- исследованы особенности правового регулирования деятельности органов социальной защиты населения в Красноярском крае;
- выявлены актуальные проблемы правового регулирования деятельности органов социальной защиты населения в Красноярском крае.
1. Теоретические аспекты социальной защиты населения
1.1 Система социальной защиты населения в современной России
Российская Федерация в настоящий момент переживает переходный период, который характеризуется экономическим кризисом, безработицей, повышением цен на продукты питания и медикаменты. Безусловно, населению, а особенно его самым незащищенным слоям, необходима помощь. Помощь со стороны государства должна оказываться путем комплексного содействия человеку в решении его актуальных проблем и предотвращения появления новых.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством. Поэтому в статье 7 закреплены основные направления политики Российской Федерации, которые заключаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В части 2 той же статьи перечислены обязанности Российской Федерации как социального государства:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, инвалидов, пожилых людей, семьи и детства;
- развитие систем социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Согласно определению, данному в Социальной энциклопедии, «социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей».
Таким образом, именно человек является целью, предметом и субъектом социальной политики государства, то есть ее центральной фигурой.
Социальная политика является важнейшей частью общей политики Российской Федерации, так как она:
- регулирует отношения между обществом и его членами, а также между различными социальными группами;
- способствует росту благосостояния граждан и улучшению качества их жизни;
- занимается удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей людей;
- способствует улучшению образа жизни граждан [11].
На современном этапе развития общества, социальная работа является главенствующим направлением социальной политики нашей страны. Это обусловлено тем, что социальная защита населения представляет собой систему методов, принципов, а также социальных гарантий, которые законодательно закреплены государством. Также в систему социальной защиты населения включены мероприятия и учреждения, которые занимаются обеспечением оптимальных условий жизни, удовлетворением потребностей и т.д., совокупность средств, действий и мер общества и государства, которые направлены на минимизацию ситуаций риска в жизни граждан.
«Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддер
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014).
2. Закон о социальной поддержке отдельных категорий граждан от 27 декабря 2004 года № 68/2004.
3. Постановление от 15 апреля 2014 года № 296 «О социальной поддержке населения».
4. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России Демидова Т.Е., Калабухова Г.В., Кононова Т.Б., Медведева Г.П., Семин О.В., Старовойтова Л.И., Тяпкина Т.Ю., Фирсов М.В., Щеглова А.С. Монография / Под общей редакцией Г.П. Медведевой. Москва, 2016.
5. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с.
6. Кручко Г.В. Этапы формирования организационной структуры системы социальной защиты населения Красноярского края как самостоятельной экономической отрасли региона// Проблемы социальной защиты населения. II Всероссийская научно-практическая конференция. Сборник статей,- Пенза, 2016. – С. 20
7. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы:. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.
8. Статья «О результатах анализа социально-экономических последствий реализации мер социальной поддержки населения субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ («Закон о монетизации льгот”)» аналитического центра при Правительстве РФ.
9. Статья Д. А. Медведева от 2016 года «Социально-экономическое развитие — обретение новой динамики». Официальный сайт Государственной социальной поддержки граждан: [Электронный ресурс]. Режим доступа: - «http://www.socialnaya-podderzhka.ru/formy_socialnoj_podderzhki/".
10. Тяпкина Т.Ю. Исторические аспекты становления и развития системы социального обслуживания в России // Science and Practice: new Discoveries Proceedings of materials the international scientific conference. Editors: I.M. Shvec, L.A. Ismagilova, V.A. Gur'eva, E.A. Telegina, V.I. Sedenko. 2015. С. 190-199.
11. Тяпкина Т.Ю. Особенности пенсионной системы в современной России В сборнике: Профессионализм и творчество в социальной работе сборник научных статей. Москва, 2016. С. 120-125.
12. Тяпкина Т.Ю. Пенсионная система Российской Федерации // В сборнике: Профессионализм и творчество в социальной работе сборник научных статей. Москва, 2016. С. 125-133.
13. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы. – М.: Юрайт, 2016. – 557 с.
14. Шимановская К.А., Тяпкина Т.Ю., Козловская Д.И. Сущность, направления и функции социальной защиты населения Российской Федерации В сборнике: Организационно-административная деятельность в системе социальной защиты населения Сборник научных статей. Москва, 2016. С. 46-52.
15. Экономические основы социальной работы / Под ред. И.Н. Маяцкой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. С. 264.
16. Официальный сайт журнала «Вопросы экономики»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.vopreco.ru/ (дата обращения: 03.03.2017). Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/2.
17. Официальный сайт Правительства России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://government.ru/.