Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Главная особенность современного мира является его высокая динамичность. Перед педагогами ДОУ стоит задача изменения способа подачи информации. Это необходимо для того, чтобы у дошкольников сохранялась мотивация к процессу учения. Такой процесс можно обеспечить через включение дошкольников в исследовательскую и экспериментальную деятельность. При этом педагог ДОУ должен обеспечить вопросительно исследовательскую активность каждого ребёнка. Это сделает процесс
учения не только более увлекательным, но и поспособствует развитию
личности дошкольника. Дошкольное образование сегодня призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка. Также, оно должно развивать вопросительно исследовательскую активность каждого дошкольника. Это необходимо для того, чтобы обеспечить интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие растущей личности. Одним из таких условий является организация вопросительно – исследовательской деятельности ребёнка.
Образовательная система работает в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой ступени образования, начиная с дошкольного. Дошкольное образование регламентируется требованиями ФГОС ДО. В основе современного ФГОС, лежит системно – деятельностный подход и личностно ориентированное образование. Это ориентирует образовательную среду на формирование у каждого субъекта формирование компетентности, включающей в себя интеллектуальную и практическую составляющую. Перед всеми педагогами стоит задача изменить способы подачи информации, сохраняя при этом мотивацию детей к учению. Таким способом является процесс познания дошкольников через включение их в продуктивную деятельность. это позволяет сделать процесс образования увлекательным и способствует развитию личности в соответствии с новыми требованиями общества.
Дошкольный возраст детей является благоприятным для их личностного развития. Ребёнок всегда остаётся почемучкой и исследователем. Этот период жизни ребенка является наиболее благоприятным для его познавательного развития. Ребёнок всегда проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ними. При этом он осуществляет познавательную и исследовательскую деятельность, раскрывая при этом содержание изучаемого предмета.
Проблемами исследовательской деятельности дошкольников занимались учёные и исследователи Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина и др. Очевидно, что для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности необходимо создавать оптимальные условия. Одним из таких условий является организация исследовательской деятельности дошкольников и их вопросительно – исследовательской активности.
Изучением вопросительно исследовательской активности занимались Н.Б. Шумакова, Э.А. Баранова, Т.А. Серебрякова и др. В работах раскрыто понятие вопросительно исследовательской активности, компоненты вопросительно исследовательской активности.
Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности вопросительно – исследовательской активности детей дошкольного возраста».
Цель исследования: выявление особенностей вопросительно исследовательской активности у дошкольников.
Объект исследования: вопросительно – исследовательская активность.
Предмет исследования: содержательные особенности вопросительно – исследовательской активности у дошкольников.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что занятия по исследовательской деятельности являются действенным методическим средством для формирования вопросительно – исследовательской активности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования с целью уточнения понятия вопросительно – исследовательской активности.
2. Подобрать и обосновать методы выявления вопросительно – исследовательской активности у дошкольников.
3. Эмпирически выявить особенности вопросительно – исследовательской активности у дошкольников.
4. Разработать рекомендации для для психологов ДОУ по развитию вопросительно – исследовательской активности дошкольников
Методы исследования: теоретические: анализ научной и психолого – педагогической литературы, обобщение; эмпирические, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития вопросительно – исследовательской активности дошкольников
1.1. Понятие вопросительно – исследовательской активности в психолого-педагогических исследованиях
Дошкольный возраст можно назвать уникальным периодом в жизни каждого человека. Этот возраст характеризуется особой чувствительностью к усвоению всего нового и к окружающей действительности. Дошкольники чрезвычайно активны. С большим интересом дети участвуют в любой исследовательской работе, проявляя любознательность. А.И.Савенков отмечает, что исследовательская активность – это естественное состояние ребенка [6]. При этом дети всегда задают взрослым огромное количество вопросов, что, в свою очередь позволяет говорить, о вопросительно – исследовательской активности дошкольников.
Подобного рода процессы порождают соответствующее исследовательское поведение дошкольников. Это создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка всегда находилось в процессе саморазвития. Поисковая активность ребенка и получение ответов на свои постоянные вопросы может привести к появлению психических новообразований, которые называют исследовательскими способностями.
В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, одним из ориентиров детей является и любознательность и постоянное стремление задавать вопросы. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений. Ребёнок часто интересуется интересуется причинно-следственными связями, как, почему, для чего и др. Он пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать.
ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей через решение задач:
-развитие познавательно-исследовательской деятельности;
-формирование целостной картины мира;
-расширение кругозора детей.
Дети - природные исследователи окружающего мира. При этом. они постоянно задают различного рода вопросы. Ребёнок дошкольного возраста никогда не успокоится, до тех пор, пока не получит ответы на все свои вопросы. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие вопросительно – исследовательской активности дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому.
Если потребность в вопросительно - исследовательской активности ребёнка остается неудовлетворенной, это может привести к расстройствам его нервной системы. В современной образовательной практике значение вопросительно – исследовательской активности ребенка явно недооценивается. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние [8]. Тому явное подтверждение - их любознательность и постоянное стремление к эксперименту.
3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно ребёнку помогать. Вопросительно – исследовательская активность ребенка направлена на постижение устройства вещей. Эта активность познания зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова, А.И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /А.И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – No 3. – С. 38-41.
2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
3. Борисова, С.Н. Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы [Текст] / С.Н. Борисова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2013. – No 5. – С. 62–67.
4. Вишневская, К.Н. Поможем Пете-петушку вырастить урожай: Познавательное занятие для старших дошкольников [Текст] / К.Н. Вишневская // Воспитатель ДОУ. – 2019. – No 3. – С. 28–31.
5. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей [Текст] / Н.А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
6. Горюнова, С.Н. Поисково-исследовательская деятельность детей, как средство интеллектуального развития дошкольников [Текст] / С.Н. Горюнова // Евразийский научный журнал. – 2017. – No 1. – С. 222-223.
7. Евдокимова, Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Е.С.Евдокимова. - Дошкольное воспитание, 2003. - No3. - 20-24с.
8. Захарова, М.А. Проектная деятельность в детском саду родители и дети [Текст] / М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
9. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А.И. Иванова // Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 55с.
10. Исматуллаева, М.Г. Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников [электронный ресурс] / М.Г. Исматуллаева // URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 20.01.2023).
11. Ковалева, В.В Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников [электронный ресурс] / В.В. Куликовская // Консультация для педагогов ДОУ. – 2012. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7530/2/10Nikiforova.pdf (дата обращения 20.01.2023).
12. Комарова, Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников [Текст] / Т. Б. Комарова. – М.: Просвещение, 2016. – 194 с.
13. Копачева, Ю.Р. Мир магнита: Занятие в подготовительной к школе группе [Текст] / Ю.Р. Копачева // Воспитатель ДОУ. – 2017. – No 5. – С. 54–58.
14. Кузьмина, А.С. Исследовательский проект «Волшебное чудо – снежинки»: Для детей старшей группы, педагогов и родителей [Текст] / А.С. Кузьмина // Воспитатель ДОУ. – 2019. – No 1. – С. 27–31.
15. Кудрова, И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода [Текст] / И.А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – No 5. – С. 14-21.
16. Куликовская, И.Э.: Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст [Текст] / Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - М: Педагогическое общество России 2003. - 80с.
17. Левашева, И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников [Текст] / И.И. Левашова // 2011. – No 3. – С. 180-182.
18. Мартынова, Е.А. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Изд. 3-е, испр. Волгоград: Учитель- 2012. - 333с.
19. Минуллина, Р.Ф. Организация поисковой деятельности дошкольников [электронный ресурс] / Р.Ф. Минуллина, Р.В. Рыжманова // Образование и воспитание. – 2020. – No 1 (27). – С. 11-12. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4848/ (дата обращения 20.01.2023).
20. Морозова, И.С. Познавательная активность дошкольников. Теория и практика общественного развития [Текст] / И.С. Морозова // 2012. – No 12. – С. 162-165.
21. Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности [Текст] / В.С. Мухина // Народное образование. – 2006. – No 7. – С. 123-127.
22. Нишеева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н.В. Нищеева. – М.: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
23. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 336 с.
24. Орлова, Т.В. Создание условий для исследовательской деятельности детей на участке детского сада [Текст] / Т.В. Орлова, Г.Н. Михалева // Воспитатель ДОУ. – 2017. – С. 18–29.
25. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: Академия, 2010. – 120 с.
26. Пержинская, Е.В. Как организовать исследовательскую работу [Текст] / Е.В. Пержинская // Начальная школа. 2008. - No 5. - С. 55-57.
27. Полат, Е.С. Метод проектов [электронный ресурс] / Е.С. Полат // Лаборатория дистанционного обучения. - URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения 20.01.2023).
28. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова.- СПБ: Детство-Пресс. 2012. – 88 с.
29. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208 с.
30. Силина, Е.Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Е.Н. Силина // Молодой ученый. – 2016. – No28. – С. 939-942.
31. Смирнова, Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся [электронный ресурс] / Т.Г. Смирнова // Биология в школе. – 2006. – No1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9181505 (дата обращения 20.01.2023).
32. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – No 4. – С.441-444.
33. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности [Текст] / В.В. Щетинина.– М.: 2006.- 26 с.
34. Щетинина, В.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с материалами предметного мира посредством поисковой деятельности [Текст] / В.В. Щетитина / Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательство «ЦГЛ», 2005. – С. 86-92.