Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольных образовательных учреждениях в логопедических задачах часто приоритет отдается задаче коррекции звукопроизношения. Между тем оказывается, что усвоение слоговой структуры слов иногда представляет для детей большую трудность и требует особого внимания со стороны педагога-логопеда. Овладение слоговой организацией слов языка начинается уже в доречевой период развития ребенка, что объясняется взрослым подражанием интонации и способствует формированию фонетического строя языка, содержит слоговую структуру слова. Ряд ученых (А. Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н. Х. Швачкин, Б. Китерман) указывают на необходимость выделения особого процесса овладения слоговой структурой слов с усвоением внутри фонетической стороны речи. отдельные звуки в словах.
В ходе изучения проблемы нарушения процесса усвоения слоговой структуры слов Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Л.Б. Есечко, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова, Г.В. Вабина, Т.А. Титова, З.Е. Аграновича, показывая, что искажение слоговой структуры слов представляет собой сложное и частое нарушение, выступающее в виде фонематических нарушений, замен, пропусков, перестановок, повторений звуков и слогов, упрощения групп согласных.
Кроме того, как отмечают ученые, нарушение слоговой организации слов может привести к ряду последствий, а нередко выступает в виде задержки лексической ассимиляции, ограничения в построении предложений и т. д. Слоговая структура слов сохраняется, что затрудняет процесс овладения языком. Это мешает нормальному развитию устной речи и затрудняет общение ребенка, поэтому при распространенных нарушениях можно говорить о необходимости коррекционной работы. Снижение произношения звуков, фонематического восприятия.
Однако эти работы не могут быть использованы для полного выяснения функции усвоения слоговой структуры слова у дошкольников с моторной дистонией, так как описывают этот процесс прежде всего с точки зрения изучения норм фонетического онтогенеза. Исследования отечественных ученых показали, что невозможность воспроизведения слоговой структуры слова переживает недостатки произношения отдельных звуков (в изолированном положении) в процессе обучения. И вполне логично предположить, что описанные выше функции овладения слоговой структурой слов мешают нормальному развитию устной речи у детей с моторными формами алалии (преднакопление, усвоение понятий) мешает его общению.
Таким образом, можно сказать, что исправление нарушений слоговой структуры слов является одной из важных задач логопедической работы с дошкольниками с двигательной невралгией. И это значение объясняется тем, что нарушения слоговой структуры слов затрудняют усвоение ребенком грамматического строя родного языка, а также овладение звуко-слоговым анализом и навыками синтеза. Значительно усложняет усвоение процессов чтения, письма и будущей школьной программы.
Объект исследования – слоговая структура слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Предмет исследования – специфика коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях.
Цель исследования: теоретическое обоснование содержания логопедической коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенностей слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
3. Определить методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
1.1 Понятие «слоговая структура слова»
Наиболее плодотворные исследования слогов и «слоговой организации» в различных лингвистических источниках относятся к концу 19 - началу 20 вв. В это время стали появляться научные попытки объяснить образование и роль слогов в речи человека, дошедшие до нашего времени в виде теорий и концепций [3].
Первая теория, интересная для понимания развития учения о слогообразовании, — это выдыхательная теория слогообразования, или теория экспираторного импульса (от лат. exhalation — выдох). Эта теория была развита последовательными работами британских ученых Белла, Свита и Стетсона, которые понимали под слогом группу звуков, произносимых с единым выдохом, с границами слога, представляющими момент самого слабого выдоха [6].
Таким образом, основная идея состояла в том, что число слогов в слове соответствует числу экспираторных раздражителей, и в ходе дальнейших экспериментальных исследований эта теория подверглась критике. То есть получается, что количество структурных элементов в слове не всегда соответствует количеству штрихов. Одним выдохом можно произнести несколько слогов. Кроме того, с точки зрения теории хоги невозможно точно установить границу между слогами при сочетании нескольких согласных [3].
Менее информативна теория звуковых волн. Эта теория, разработанная датским лингвистом О. Эсперсеном (1940), также называется акустической теорией. Основная идея этой теории состоит в том, чтобы понимать слог как совокупность более звонких (сонарных) и менее звонких элементов. По О. Эсперсену, членение слова на слоги зависит от «вершины звуковой волны», равной числу слогов в слове. Итак, слово «пятница» имеет три вершины и, следовательно, три слога. При этом автор отмечает, что верхняя часть слога не обязательно является гласным звуком. По мнению авторов, эта изменчивость обусловлена соотношением сонарности звуков в голосовой цепочке. О. Эсперсен также предложил акустическую шкалу согласных и гласных, включающую 10 уровней. Расположение русских звуков в направлении от менее звонких (глухих (н, т, к)) к наиболее выраженным (нижний гласный (а)).
Позднее Р.И. Аванесов (1956) считает возможным ограничиться тремя уровнями: 1) громкие согласные 2) согласные 3) гласные. Однако дальнейшие исследования акустической теории покажут, что она не учитывает характер распределения гласных в речевых потоках. Основным доказательством этого могут быть слова, в которых две гласные равной степени слога могут стоять рядом, а один слог выше возможен согласно теории звуковых волн. Также эта теория не давала однозначного ответа на вопросы о слоговом делении, слоговых границах, которые для языкознания являются более важными проблемами, чем проблема определения количества слогов в слове [1].
За развитие теории слога в русском языкознании академик Л.В. Щерби (1939), известная также как теория мышечного напряжения. Эта теория была впервые предложена французским лингвистом М. Гранмоном (1937) и позднее дополнена работами русских ученых Аванесовым, Трахтеровым, Леонтьевым, Бондарко и др. Идея концепции состоит в том, что слог – это часть речевого потока, начинающегося звуком нарастающим и заканчивающим звуком слабым. Кроме того, лингвистические исследования показали, что слогообразование является одной из самых сложных и актуальных проблем общей фонетики. Однако, несмотря на это, исследователи не дали единого определения природы слогов и их роли в языке [2].
В лингвистических словарях слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и высказыванием. А.А. Леонтьев определяет слог как наименьший отрезок речевого потока, который может быть произнесен в изолированном месте. По мнению автора, условием различения слогов является критерий «фактической обособленности».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. ‒ 77 с.
2. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. - М.: Книголюб, 2005. - 96 с.
3. Башкирская, Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии) [Текст] / Т.В. Башкирская, Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2017. - 122 с.
4. Большакова, С.Е. Формируем слоговую структуру слова. [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 32 с.
5. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. ‒ СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. ‒ 144 с.
6. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь: [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2011. ‒ 352 с. 59.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. ‒ 352 с.
9. Гриншпун, Б.М. Алалия. [Текст] / Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 680 с.
10. Долганюк, Е.В. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. [Текст] / Е.В. Долганюк, Е.А. Конышева, И.И. Васильева, М.Е. Касаткина, Н.В. Филиппова, Е.С. Платонова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017 – 144 с.
11. Дунаева, Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР: Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Учеб. пособ. [Текст] / Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017 – 20 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – С.49-52.
13. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова логопедические занятия. [Текст] / Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
14. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Союз, 2006. ‒ 218 с.
15. Лопатина, Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.В. Лопатина. – СПб.: 2014. – 387 с.
16. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] / М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 128 с.
17. Мазанова, Е.В. «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 64 с.
18. Мокина, М.Е. Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. [Текст] / М.Е. Мокина, С.Г. Щербак // Психилого-педагогиеское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2012-2013 учебный год – Челябинск: Цицеро, 2013. – С. 127-134.
19. Новикова-Иванцова, Т.Н. Ритмы. Слоги. Книга 1. Часть 1. Методическое пособие для работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией [Текст] / Т.Н. НовиковаИванцова.- М.: ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа №1708, 2015.
20. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
21. Ткаченко, Т.А. Слоговая структура слова: коррекция нарушений. Учебно-методический комплект [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2002.
22. Травкина, Ж.А. Формирование слоговой структуры слова [Текст]: дидактическое пособие / Ж.А. Травкина. – М.: 2016.
23. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст]: профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – С. 346.
24. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст]: уч.-метод. пос. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. –М.: Гном и Д., 2000. – 128 с.
25. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. [Электронный ресурс] / Н.С. Четверушкина – М.: Гном Пресс, 2006.
26. Шевцова, Е.Е. технология формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222 с.
27. Шереметьева, Е.В. Логопедия. Раздел «Алалия». Учебнометодическое пособие. [Текст] / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. ун-та, 2010.
28. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи [Текст]: методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014 – 24 с.
29. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 560 с.