Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общество нуждается в гармоничной, самостоятельной, инициативной личности, способной эффективно функционировать в современных, постоянно меняющихся условиях. Ожидания общества связаны, прежде всего, с формированием личности, способной оперативно адаптироваться к новым требованиям, адекватно реагировать на новые вызовы, оперировать и управлять информацией, активно действовать, учиться на протяжении жизни, компетентно применять полученные знания, развиваться и творить.
Важная задача реформирования содержания современного российского образования – создание условий для личностного роста и творческого самовыражения каждого гражданина нашего государства.
Учебному предмету «Чтение» принадлежит особая роль в развитии и воспитании личности младшего школьника.
Чтение является одним из видов речевой деятельности школьника, касательной к творческой. Читательская деятельность обусловлена учебными и сугубо личностными потребностями человека, имеет свои задачи и мотивы, средства и способы, направлена на определенный предмет и результат.
Диагностическими критериями сформированности умений в области литературного чтения младших школьников занимались Г.П. Беленький, Л.С. Выготский, Е.А. Елачич, А.Н. Леотьев, Ю.М. Лотман, Л.В. Нижегородцева, Л.Ф. Обухова.
Задачи читателя зависят от возраста, уровня культурного развития, обусловлены определенной учебной ситуацией. Так, например, учителя, обращаются к книге для того, чтобы вспомнить текст литературного произведения, изучаемого на уроке, проанализировать его и подготовиться к уроку; найти новую информацию, необходимую для подготовки и успешного выполнения своей профессиональной деятельности. Но в свободное время они обращаются к книге для того, чтобы получить эстетическое наслаждение, испытать различные эмоции, переживая вместе с героями литературного произведения жизненные коллизии, открыть для себя нового писателя или еще раз перечитать произведения любимых авторов.
Проблемой навыка чтения в свое время занимались Л.С. Выготский, Л.А. Мосунова, К.Д. Ушинский, А.Г. Асмолов и М.П. Воюшина и др. Они изучали особенности этой проблемы, наблюдали также и становление психических процессов, связанных с навыком чтения.
О проблемах развития навыка чтения и методик выработки навыков скорочтения писали и многие известные педагоги, ученые, методисты такие как: Н.Ф. Бунаков, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, А.В. Давыдова, Т.Г. Егоров, В.Н. Зайцев, Л.Ф. Климанова, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Светловская, К.Д. Ушинский, Н.Ю. Чечерина, С.Г. Швайго, Л.В. Шибаева и др.
Данная тема сегодня является актуальной, поскольку именно навыки беглости чтения позволяют обогатить читательский опыт ребёнка, помогают ему стать самостоятельным читателем, целенаправленно и последовательно формируя его читательские интересы.
Анализ литературы позволяет сформулировать противоречие между возросшими требованиями общества к восприятию большого количества информации и необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию качеств чтения младшего школьника.
Несмотря на глубокую изученность данной проблемы существуют противоречия между необходимостью проверить навык беглости чтения у учащихся второго класса и отсутствием четко определённых критериев проверки данного навыка, что и определило тему исследования: «Формирование правильности и беглости чтения в период начального обучения грамоте».
Объект исследования – процесс проверки навыка правильности и беглости чтения у учащихся начальных классов.
Предмет исследования – критерии проверки навыка правильности и беглости чтения у учащихся начальных классов.
Цель исследования – выявить критерии проверки навыка правильности и беглости чтения у учащихся начальных классов.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы определить сущность и содержание процесса и критерии проверки навыка правильности и беглости чтения у учащихся начальных классов;
2. Составить критериальную характеристику проверки уровня сформированности навыка правильности и беглости чтения у учащихся начальных классов;
3. Предложить рекомендации, направленные на развитие сформированности навыка правильности и беглости чтения у учащихся.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, обобщение и систематизация литературных и методических данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие правильность и беглость чтения у учащихся начальных классов
1.1. Сущность и содержание процесса проверки навыка беглости чтения
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.
Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся [3].
Предметом чтения выступает книга, письменная речь в виде текста.
Средствами достижения цели – навык чтения (технический аспект процесса чтения), система умений, необходимых для полноценного восприятия и осмысления прочитанного.
Процесс читательской деятельности – это приемы, которыми пользуется читатель для восприятия, осознания и понимания текста, способности к рефлексии на основе прочитанного.
В.Г. Маранцман в своих работах отмечает, что чтение – это не только вид деятельности личности, но и сложный психологический процесс, который характеризуется двумя взаимосвязанными сторонами: технической (движение глаз и речевая деятельность) и мыслительной (восприятие и понимание прочитанного, то есть взаимодействие чувств и мыслей читателя) [9, с. 68].
В методике преподавания литературы под чтением понимают процесс восприятия словесного произведения.
Г.П. Коваль отмечает, что литературное развитие трактуется в современной методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, который включает:
1) формирование читателя (обучение воспринимать, осмысливать и интерпретировать художественное произведение в единстве его формы и содержания, оценивать его с эстетических позиций и выражать собственную оценку);
2) развитие литературного творчества школьников, способность адекватно высказываться и выражать себя в слове;
3) расширение культурного поля школьника, его развитие как носителя и творца культуры [6].
Литературное развитие – процесс возрастной, поскольку по мере формирования мировоззрения, обогащения читательского опыта восприятие человеком того же произведения с годами будет углубляться, восприниматься с другой точки зрения. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на процессе литературного развития, может как способствовать развитию, так и тормозить его. Современная методическая наука ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьника, реализации психического развития личности, формированию механизмов ее общения с культурой, расширению воображения и эмоциональной отзывчивости к литературным произведениям [2].
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Работа над чтением ведётся на протяжении всего обучения в начальной школе. Именно в это время закладывается важнейшая основа обучения – такая скорость освоения печатного текста, которая обеспечивала бы посильную учебную нагрузку в последующих классах. Чтение – важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, исследовавший причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга [13, с. 140].
Обучение первоначальным навыкам чтения строится на разнообразном и интересном, увлекательном для учеников этого возраста литературном материале, с учётом психологических особенностей данного возраста [4]. Это предполагает слияние навыков чтения и пробуждение интереса к чтению в единое целое: прочный навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Осознанность чтения характеризует замысел автора, понимание художественных средств и осознание собственного отношения к прочитанному. Правильность чтения предполагает чтение плавное, без искажений, с пониманием смысла прочитанного.
Беглость – это оптимальный темп чтения, позволяющий правильно понять прочитанное. Выразительность – это способность передать главную мысль произведения и свое отношение к прочитанному, умение проникнуться в задуманный автором художественный смысл.
Все качества чтения связаны между собой и формируются на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. При этом особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, т. е. уметь различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся «узнают» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различают варианты звучания фонемы. Фонематический слух необходим ещё и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции.
Навыки быстрого беглого чтения вырабатываются на протяжении всех лет обучения в начальной школе, как следствие, расширяются читательские возможности младших школьников. В зависимости от того, как развивается скорость и правильность чтения, обучающие формируют умение восприятия и постижения смысла прочитанного. При обучении чтению ученик прилагает усилия и совершает достаточно сложные операции. Увидев гласную букву, он соотносит со слогом-слиянием и правильно прочитывает буквы слияния, озвучивает увиденный графический слог, таким образом, плавно произносит слог, чтоб узнать получившееся слово, понять его. Чтение слова учащимся по слогам – это уровень аналитического этапа формирования навыка чтения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бородкина, Н.В. Обучение младших школьников смысловому чтению: учебно-методическое пособие / Н. В. Бородкина, Л. Ю. Сысуева. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017
2. Гак О.Д. Теоретическое обоснование проблемы овладения навыком чтения младшими школьниками. Закономерности и тенденции инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 151-153.
3. Емельяненко Д.В. Особенности формирования у детей навыка чтения вслух и про себя и влияющие на него факторы Ребёнок в языковом образовательном пространстве. Сборник материалов межвузовской wеb-конференции. М., 2013. С. 99-104.
4. Ефимова, С. И. Формирование навыков чтения у младших школьников [Сайт]. URL: urok.1sept.ru.
5. Казанцева В.А., Ачылова М.Ш. Формирование навыка чтения у младших школьников. Мировые инновационные прорывы. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 8-11.
6. Коваль Г.П. Методика чтения: учебное пособие / Г.П. Коваль, Л.И. Иванова, Т.Б. Суржук. – М., 2018.
7. Лахмотова Е.А., Лахмотова С.А.Диагностика и развитие метапредметного навыка "смысловое чтение". Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2017. С. 194-197.
8. Люляева Н.А. Активизация навыков эффективного чтения. Казань, 2017. № 21-1 (155). С. 8-12.
9. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике / В.Г. Маранцман // Литературное и речевое развитие школьников. – СПб., 1992.
10. Мастерство учителя [Текст] : проверенные методики выдающихся преподавателей / Дуг Лемов ; пер. С англ. Оксаны Медведь. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016
11. Микерова Г.Г., Павленко А.А. Развитие речи младших школьников на лексическом уровне в образовательной области "Филология" //Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – Т. 38. – С. 9
12. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: учебное пособие / Т.В. Рыжкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 45 с.
13. Сергеева Б.В., Щербакова Л.И. Роль семейного чтения в процессе адаптации первоклассников к обучению в школе //Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – Т. 34. – С. 140 – 145.
14. Соловьев Я.С. Формирование навыка смыслового чтения при работе с источниками информации. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 190-192.
15. Терещенко Е.В. Индивидуально-дифференцированный подход при подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения - эффективная форма профилактики дисграфии. Специальное образование. Материалы XIII международной научно-практической конференции. 2017. С. 116-121.
16. Унагаева Э.А. Вопросы формирования навыка активного чтения. Журнал филологических исследований. 2017. Т. 2. № 1. С. 22-25.
17. Филиппова Е.В. Реализация регионального компонента в литературном образовании младших школьников / Е.В. Филиппова // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – С. 126-129.
18. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Часть II): методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2014. 216 с.