Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике. Технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Игровые технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности младших школьников. Для младшего школьника игра имеет особое значение. Ещё совсем недавно ведущей деятельностью ребёнка была игра. В начальной школе ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, но и игра не становится для него чем-либо забытым. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению информации на уроке. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы младшего школьника.
Активизацией познавательной деятельности школьников занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников». Проблемой исследования является необходимость определения возможности активизации познавательной деятельности младших школьников, средствами игровых технологий.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Цель работы: определение возможности активизации познавательной деятельности младших школьников, средствами игровых технологий.
Объект исследования: игровые технологии в начальном образовании.
Предмет исследования: педагогические условия использования игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: игровые технологии являются эффективным средством активизации познавательной деятельности младших школьников в том случае, если:
-игры соответствуют интересам и познавательным возможностям младших школьников;
- игры конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока;
-игровые ситуации создаются на отдельных этапах урока или урок проводится в игровой форме.
Задачи исследования:
1.Проанализировать сущность понятия игровые технологии.
2.Определить особенности познавательной деятельности младших школьников.
3.Описать педагогические условия использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников.
4. Провести опытно – экспериментальную работу, описать и проанализировать результаты исследования использования игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
5. Предложить рекомендации для педагогов по вопросам использования игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические.
Теоретические методы исследования: анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение.
Практические методы исследования: эксперимент, тестирование, наблюдение, беседа, анализ опыта педагогов.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
3. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. – Ставрополь: СГУ, 2003. – 373 с.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург:
Грамота, 2000. – 937 с.
5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе [Текст]: лекции 5–8 / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. – М.: «Первое сентября», 2008. – 68 с.
6. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
7. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст]: пособие для подготовки детей к школе / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер Пресс, 2000. – 120с.
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 25.01.2023).
9. Коняева, Е.А. Краткий словарь педагогических понятий [Текст]: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во челяб-го пед. ун-та, 2012. – 131 с.
10. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2007. – No3. – С. 59-62.
11. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2001. – No 5. – С. 50-52.
12. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 25.01.2023).
13. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2004. – 278 с.
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 25.01.2023).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 25.01.2023).
16. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. – No9. – С. 19-24.
17. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
18. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 25.01.2023).
19. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: учебник / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
20. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
21. Фарбер, Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность [Текст] / Д.А. Фарбер. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 32с.
22. Фоминых, М.В. Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей / М.В. Фоминых. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 379-385. — URL: https://moluch.ru/archive/10/695/ (дата обращения: 25.01.2023).
23. Хапачева, С.М. Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности [Текст] / С.М. Хапачева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – No 10. – С. 134-137.
24. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.
25. Ярошенко, С.Н. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». – 2004. – No9. – С. 81-82.