Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Одной из приоритетных задач современной методики обучения иностранному языку является формирование у учащихся межкультурных коммуникативных компетенций. В современном мире коммуникация - это ключ к продуктивному взаимодействию между людьми. Однако тенденция такова, что из-за нехватки у людей свободного времени, а также из-за развития современных технологий, позволяющих им общаться на расстоянии и заменять слова разными знаками, люди реже общаются вживую. В частности, дети, одержимые виртуальным миром, не знают, как выразить свои мысли в устной форме. Таким образом, коммуникативные ситуации, предлагаемые на традиционных уроках иностранного языка, непривычны для учащихся и вызывают серьезные трудности.
Уроки иностранного языка, как правило, характеризуются однообразием, что, в свою очередь, негативно сказывается на мотивации и результатах обучения учащихся. Невозможно создать благоприятную среду для изучения иностранного языка на уроках, поэтому преподавание иностранного языка остается одним из самых сложных аспектов изучения иностранного языка.
В этом исследовании предлагается рассмотреть методы и средства обучения общению на иностранном языке на уроках английского языка, особенно такому речевому навыку, как аудирование.
Аудирование - это восприимчивая речевая деятельность; семантическое восприятие устного сообщения. Аудирование состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания его содержания.
Таким образом, важность и актуальность проблемы обучения аудированию при обучении иностранному языку очевидны. Актуальность этой темы предопределяется с учетом перспектив экономики и социального развития сферы, сегодня важно формировать новые профессиональные и личностные качества среди выпускников школ, такие, как системное и творческое мышление, информационная культура, лингвистическая и коммуникативная компетентность, умение осознанно анализировать свою деятельность, совершать самостоятельные действия в условиях неопределенности, В дополнении к этому следует отметить, что в настоящее время английский язык является экзаменационным предметом на Едином государственном экзамене, в рамках которого представлены задания, направленные на проверку сформированности аудитивных навыков у выпускников школ.
Цель исследования – охарактеризовать процесс обучения устному иноязычному общению на уроке английского языка в школе.
Объект исследования – аудирование как цель и средство обучения иностранному языку.
Предмет исследования – педагогические условия обучения аудированию на английском языке в школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику аудированию как виду устной речевой деятельности;
2. Описать особенности обучения аудированию на уроках иностранного языка в основной школе;
3. Рассмотреть особенности системы упражнений при обучении и контролю развития аудитивных навыков;
4. Разработать комплекс упражнений по обучению аудированию на английском языке.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды следующих авторов: Л. М. Апатова, И. А. Бим, М. Л. Вайсбурд, Н. И. Гез, Н. В. Елухина, И. А. Зимняя, Т. В. Латарева, Е. И. Пассов, Н. Н. Пруссаков и многие другие.
Методы исследования – сбор, анализ, синтез сравнение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
Новизна данной курсовой работы усматривается в создании комплекса заданий, направленных на развитие аудитивных навыков и умений учащихся, который может быть использован в учебном процессе основной школы педагогами английского языка.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения устному иноязычному общению на немецком языке в основной школе
1.1 Аудирование как форма устного иноязычного общения
Речь делится на 2 типа: устная и письменная. Также принципиально различаются виды речевой деятельности: продуктивная, рецептивная. Соответственно выделяют 4 основных вида речевой деятельности.
Вербальное общение состоит из говорения и слушания, что в методике обучения называется аудированием. Понятия «аудирование» и «слушание» не являются синонимами. Слушание относится только к акустическому восприятию звука, а аудирование - это процесс восприятия звучащей речи, который, помимо слуха, включает в себя все еще слышание, понимание и интерпретацию слышимой информации.
Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух [Жинкин, 1982: 12].
Процесс восприятия состоит из анализа и синтеза многоуровневых языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений), что приводит к преобразованию воспринимаемых звуковых сигналов в семантические записи [Сысоев, 2007: 13].
Аудирование - это одно из четырех видов деятельности, наряду с чтением, говорением и письмом. Кроме того, аудирование относится к восприимчивым речевым действиям, таким как чтение, в то время как говорение и письмо относятся к продуктивным.
Восприимчивый характер аудирования означает, что основной деятельностью человека является восприятие, понимание и обработка услышанного. Для человека характерно слушать и понимать гораздо больший объем информации и на более высоком уровне, чем выражать свои мысли посредством речи или письма.
Термин «аудирование» был введен в научный обиход американским психологом Р. Браун, чтобы заменить многозначный и не совсем точный термин «слушание», который не удовлетворял исследователей речи. Р. Браун и некоторые другие исследователи предложили использовать термин «аудирование» для обозначения процесса восприятия и понимания слышимой речи по аналогии, в отличие от чтения записанной речи как процесса восприятия и понимания [Соловова, 2003: 125].
Аудирование может выступать в качестве самостоятельной речевой деятельности или может входить в диалоговое общение как компонент восприятия, то есть быть стороной разговора.
Аудирование как цель обучения - это коммуникативная деятельность, направленная на восприятие, распознавание, понимание информации (лекция, сообщение, текст, видео, аудио, диалоговая речь). Аудирование действует как обратная связь в любом процессе общения [Елухина, 2009: 10].
Установлено, что еще до начала восприятия, в момент появления установки на слух, артикуляционные органы уже проявляют минимальную активность [Ильина, 1968: 62]. Таким образом, определенные закономерности стимулируются в знаниях слушателя. Такая предварительная настройка является основой действия механизма ожидания или прогнозирования, который позволяет предсказать их окончание в начале слова или фразы.
И. A. Зимняя сформулировала отличительные черты аудирования:
1) В зависимости от характера речевой формы аудирование относится к разговорной деятельности, которая происходит непосредственно в устной форме, а также к говорению, и противостоит чтению и письму, которые обеспечивает письменное опосредованное общение;
2) Из-за своей роли в процессе общения аудирование, наряду с чтением, является реактивной формой речи;
3) По направленности на приём или выдачу речевого сообщения аудирование, также как и чтение, является рецептивным видом речевой деятельности (в отличие от говорения и письма);
4) Основные форма потока является внутренней, а не выраженной, в отличие от речи и письма, которые текут извне план;
5) Результатом такой речевой деятельности является понимание воспринимаемого смыслового содержания и их собственное поведение реакции - это разговор и речь [Зимняя, 1989: 54-55].
Кроме того, И.А. Зимняя разработала концепцию, согласно которой аудирование характеризуется тремя уровнями: побудительно-мотивационным; аналитико-синтетическим и исполнительным:
1) Побудительно-мотивационный обусловлен коммуникативной задачей. Обучающиеся должны быть проинформированы перед прослушиванием о том, что слушать, и особенно о том, что они должны услышать. Мотив, как правило, создается интересной выставкой, беседой об авторе, теме произведения. В естественном общении источником мотивации восприятия и понимания является тема общения и сам собеседник (форма общения, способность привлекать внимание слушателя и т. д.);
2) Аналитико-синтетический (анализ прослушиваемого текста, разделение информации). Аналитико-синтетическая фаза является фундаментальной частью прослушивания. Именно здесь происходит восприятие и обработка информации, поступающей по слуховому каналу. С помощью вышеперечисленных механизмов (слуховая память, предсказание, идентификация и т. д.) происходит умозаключение - результат понимания;
3) Исполнительный (ученик вербально и не вербально реагирует на услышанное) [Зимняя, 1989: 62].
В соответствии с существующей методикой преподавания, поскольку учащийся впервые сталкивается с большинством слов в письменной форме, а не в устной форме, учитель должен знать, какие особенности устного варианта языка могут вызвать трудности.
Обучение аудированию с учётом требований ФГОС предполагает овладение:
1. Личностными результатами, такими как:
- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебные пособия, книги, статьи
1. Барановская Т. А. Современные методы обучения аудированию [Текст] // Иностранные языки в высшей школе. – 2013. – №3. – С. 73-83.
2. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 3. – С. 20
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр яз». - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст]. — М.: Академия, 2009. — 336 с.
5. Елухина Н. В. Речевые упражнения для обучения аудированию [Текст] // Иностранные языки в школе. -2009. - № 4. - С. 9-19.
6. Жинкин Н. И. «Речь как проводник информации» [Текст]. – М.: 1982. – 160с.;
7. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку [Текст]. - М., 1989. – 222 с.;
8. Ильина В. И. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования [Текст] // Уч. Зап. Моск. гос. пед. Института иностр. яз. им. М. Тореза. —1968. – № 44. – С. 59-69.
9. Конина Ю.М. Технология работы с аудиоматериалами при обучении аудированию [Текст] // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: межвуз. сб. науч. тр. - Рязань: Изд-во Рязанского высшего воздушно-десантного командного училище им. В.Ф. Маргелова, 2017. - С. 43-47.
10. Кочкина 3. А. Аудирование: что это такое? [Текст] // Методическая мозаика. - 2007. - №8. - С. 12-18;
11. Максимова И. Н. «Значимость аудирования при обучении иностранному языку в школе» [Текст]. – М. : Просвещение, 2006. – 147;
12. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст]. - 1996. - С. 240-290;
13. Малыгина Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию [Текст] // Молодой ученый. - 2010. - №7. - С. 283-287.
14. Никитина Л. Л. Аудирование как средство развивающего обучения [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2014. - №10. - С. 26-32;
15. Пруссаков Н.Н. Трудности при обучению аудированию иноязычного звучащего текста [Текст] // Иностранные языки в школе. – 1994. - №6. – С. 32-36.
16. Соколов С.А. «Сборник лексико-грамматических упражнений для работы с магнитофоном» [Текст]. – М.: «Академия», 2012. – 78 с.;
17. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей. - М., Просвещение, 2003. - С. 124-139;
18. Сысоев П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования [Текст] // Иностранные языки в школе – 2007. - №4. – С. 9-18;
19. Трифонова Н. С. Характеристики входного материала, влияющие на обучение аудированию иноязычного текста [Текст] // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2013. – №2. – С. 148-156.
20. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
21. Anderson A., Lynch T. Listening [Текст]. – Oxford: Oxford University Press, 1998.
22. Vandergrift L., Goh Christine C.M. Teaching and Learning Second Language Listening [Текст]. – Routledge, 2012. – 331 p.
Монографии, диссертации
23. Гаврилова А. В. Обучение аудированию иноязычной речи в условиях неязыкового вуза : на материале английского языка [Текст] : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2006. - 22 с.
24. Обдалова О.А. Аудирование как средство обучения иноязычному общению студентов естественнонаучных факультетов на начальном этапе [Текст] : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Томск, 2001. - 209 с.
25. Сергеева Н.Н., Яковлева В.А Иноязычное профессионально-ориентированое аудирование в системе профессионального образования [Текст]: современные средства и методы: монография. - Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2012. — 184 с.
Электронные ресурсы
26. Ахметзянова С.М., Полькина Г.М. Методика обучения иноязычному аудированию на уроке иностранного языка в основной школе [Текст] // Казанский вестник молодых учёных. - 2018. - №3 (6). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-inoyazychnomu-audirovaniyu-na-uroke-inostrannogo-yazyka-v-osnovnoy-shkole (дата обращения: 29.01.2023).
27. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Текст] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec18 2d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения 29.01.2023);
28. Шашкова В.Н. Отдельные аспекты обучения иностранных слушателей восприятию англоязычной речи на слух [Текст] // Концепт. - 2018. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspekty-obucheniya-inostrannyh-slushateley-vospriyatiyu-angloyazychnoy-rechi-na-sluh (дата обращения: 29.01.2023).