Фрагмент для ознакомления
2
Физическое воспитание - важный элемент системы воспитания человека. В этом отношении физическое воспитание является учебно-воспитательным процессом и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.
В физическом воспитании определяются роль учителя-специалиста (учителя физкультуры), место и функции обучающихся, их совместная деятельность, направленная на выполнение учебно-воспитательных задач.
Объективно оценить деятельность педагога можно только на основе исследования объективных критериев, характеристик педагога, важнейшими из которых являются коммуникативные способности педагога, выражающиеся в культуре общения.
Вопрос совершенствования образовательного процесса, связанного с физической культурой, всегда будет оставаться актуальным в стране, которая заботится о здоровье нации. Решение этой проблемы во многом определяется повышением эффективности повышения культуры взаимоотношения обучающихся с педагогом.
В исследованиях изучались темы педагогического общения при преподавании дисциплин, основным компонентом содержания которых было знание предметной науки, а не форма деятельности, как на уроках физической культуры. Логично предположить, что здесь есть своя особенность.
Учителя физической культуры и учителя общеобразовательных дисциплин используют в учебном процессе схожие пропорции различных педагогических средств устного общения. Что касается нетрадиционного общения, учителя физической культуры используют на уроках гораздо меньше акустических и в два раза больше тактильных средств, чем учителя общеобразовательных дисциплин. Поэтому приемы и формы культуры общения следует рассматривать как объективный показатель стиля руководства учителя физкультуры или спортивного тренера.
Вопросам формирования культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе посвящены исследования таких ученых, как Л. Г. Бузунова (1999), И. И. Диденко (2017), К. Э. Казарьянц (2006), К. А. Кисин (2003) и др.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время у обучающихся наблюдается низкий уровень мотивации к занятиям физической культуры, недостаточное развитие морально-волевых качеств, что может отражаться на взаимоотношениях учителя с обучающимися.
Цель исследования: изучить взаимодействия между учителем и учеником на уроках физической культуры.
Объект исследования: культура теоретические основы взаимоотношений учителя физической культуры с обучающимися
Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «культура взаимоотношения»;
2. Выделить особенности культуры взаимоотношения учителя физической культуры с обучающимися;
3. Рассмотреть факторы повышения культуры взаимоотношения учителя физической культуры с обучающимися.
Методы исследования:
- теоретические - анализ научной психолого-педагогической, методической литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕМЫ КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Общение - это широкое понятие. Везде и всегда наблюдается сознательное и бессознательное, вербальное и невербальное общение, передача и принятие информации. Общение многогранно: оно имеет множество форм (Ерофеева, Н.С., 2012).
Педагогическое общение - это форма общения людей, находящихся в образовательном процессе. Эта форма взаимодействия имеет как общие черты, так и особенности, характерные для образовательного процесса (Латыпова И.А., 2014).
А.А. Леонтьев (1996) выделяет следующие его общие характеристики: контактность, ориентация, ориентация, психологическая динамика процесса. В последнем издании они определяются как специализация и степень посредничества, ориентация общения и психологическая динамика процесса. В содержании опыта общения подчеркивается важность объединения всех вербальных и невербальных средств для повышения эффективности вербального воздействия, при этом общение рассматривается в соответствии со степенью сближения во времени и пространстве разговорного общения и их восприятием (Леонтьев А.А., 1996).
Важной особенностью общения является его психологическая динамика, определяемая особенностями воздействия вербальной информации. Обычно добавляются еще две характеристики коммуникации: репрезентативность и полиинформативность (Султанова В. К. 2013).
Во–первых, репрезентативность субъекта говорящего в тексте, во-вторых - универсальность речевого общения, в котором реализуются одновременно все его характеристики (содержание, выразительность, оценка), различные уровни (предметный, семантический и т.д.) обозначается универсальностью выразительного общения, в котором оно отражается.
Репрезентативное общение - это когда каждое общение включает индивидуальные и личные характеристики, культурный уровень, возраст, пол, интересы и т. д., тех, кто общается.
Обобщая выше изложенное: речевое (вербальное) общение описывается, по меньшей мере, семью характеристиками: контактностью, ориентированностью, направленностью, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью (Фомичева И. Г. 2017).
Культура взаимоотношений важна в любом коллективе. При определении культуры взаимоотношений необходимо полагаться на то, что человек становится личностью в процессе развития социального и культурного опыта общества. Роль культуры в процессе формирования личности каждого человека огромна. По сравнению с генетическими механизмами наследственности именно культура является средством социального усвоения обществом знаний, почерпнутых из исторического опыта человечества. Культуру взаимоотношений можно рассматривать как совокупность различных культур.
Историческая природа феномена культуры взаимоотношений характеризуется развитием форм взаимодействия в ходе исторического развития — в традициях, обычаях. Для культуры взаимоотношений в педагогическом коллективе гуманистические ценности носят ценностный характер. Кроме того, культура взаимоотношений рассматривается как синтез общей развивающей и профессионально-педагогической квалификации, психолого-педагогических убеждений и навыков, комплексной системы отношений и педагогической этики, стиля поведения и стиля профессиональной деятельности (Усова А. М., Васильева К. В. 2016).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балановская, Л. Г. Модель педагогической толерантности в сфере физической культуры и спорта / Л. Г. Балановская, А. И. Чучалина. – Текст : непосредственный // Научные труды. Ежегодник за 2010 год. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. - С. 207-212.
2. Барабанщиков, А. В. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего учебного заведения / А.В. Барабанщиков. - Вып.1. — Москва : Военное издательство, 2018. — 280 с. Текст : непосредственный.
3. Барков, В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании / В.А. Барков. - Гродно, 2015. - 68с. - Текст : непосредственный.
4. Беспалова, А. А. Модификация педагогического взаимодействия в образовательном пространстве / А. А. Беспалова// Journal of Siberian Medical Sciences. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modifikatsiya-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 08.02.2023).
5. Волобуева, Е. В. Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника / Е. В. Волобуева // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 111-115. — URL: https://moluch.ru/archive/194/48456/ (дата обращения: 15.03.2023). – Текст : электронный
6. Григорьева-Голубева, В.А. Воспитание языковой личности преподавателя / В.А. Григорьева-Голубева // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-yazykovoy-lichnosti-prepodavatelya (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
7. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Марьянов. - Москва, 2013. - 280 с. - ISBN 5-7695-2089-2. – Текст : непосредственный.
8. Егорова, С. Ю. Роль личности педагога и культура его общения в образовательном процессе / С.Ю. Егорова // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. - №1. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-pedagoga-i-kultura-ego-obscheniya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
9. Ерофеева, Н.С. Психологические аспекты педагогического общения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. №3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-pedagogicheskogo-obscheniya (дата обращения: 08.02.2023)
10. Жукова, О.Л. Акмеология физической культуры и спорта / О.Л. Жукова. - Екатеринбург, 2014. - 120 с. - ISBN 5-7695-2119-8. - Текст : непосредственный.
11. Иванов, С.В. Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры (На материале школ Болгарии) : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07.- Ленинград, 1990.- 17 с. - - Текст : непосредственный.
12. Казарьянц, К.Э. Стиль отношений педагогов и обучающихся как средство воспитания культуры общения / К.Э. Казарьянц // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-otnosheniy-pedagogov-i-obuchayuschihsya-kak-sredstvo-vospitaniya-kultury-obscheniya (дата обращения: 08.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
13. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. - Москва : Просвещение, 1987. - 190 с. - Текст : непосредственный.
14. Каримулаева, Э.М. Коммуникативная культура как компонент общей профессиональной культуры педагога / Э.М. Каримулаева, А.М. Курбанова // МНКО. - 2017. - №6 (67). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kultura-kak-komponent-obschey-professionalnoy-kultury-pedagoga (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
15. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. Методическое пособие / Н.Б. Крылова. – Москва : Высшая школа, 2014. — 142 с. - ISBN 5-06-001046-5. – Текст : непосредственный.
16. Кудимова, Т. В. Модели педагогического общения в воспитательно–образовательном процессе / Т. В. Кудимова // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 494–496. – Текст : непосредственный.
17. Латыпова, И.А. Управленческая культура руководителя в совершенствовании профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагога / И.А. Латыпова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - №1 (30). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskaya-kultura-rukovoditelya-v-sovershenstvovanii-professionalnoy-kompetentnosti-i-pedagogicheskogo-masterstva-pedagoga (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
18. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев; Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва ; Нальчик : Изд. центр "Эль-Фа", 1996. – 93 с. - ISBN 5-88195-212-Х. - – Текст : непосредственный.
19. Макаренко, В.Г. Воспитательная работа в сфере физической культуры : учебно-методическое пособие / В.Г. Макаренко, Г.П. Коняхина. – Челябинск : Издательский центр «Уральская академия», 2019. – 75 с. – Текст : непосредственный.
20. Манжелей, И.В. Стилевые особенности педагогического взаимодействия в физкультурном образовании / И.В. Манжелей // Образование и наука. - 2014. №4 .- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilevye-osobennosti-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-v-fizkulturnom-obrazovanii (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
21. Манжелей, И. В. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие в сфере физической культуры и спорта / И.В. Манжелей, С.В. Кузнецова // Человек. Спорт. Медицина. - 2015. - №4 (44). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
22. Мишутин, Д. А. Профессионально-педагогическое общение учителя и ученика на уроке физической культуры : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Рос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 1992. - 17 с. – Текст : непосредственный.
23. Осипян, И. Ю. Педагогическое общение и его стили / И. Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 26–30.
24. Патрикеев, Г.В. Воспитывающая физкультурно-спортивная среда / Г.В Патрикеев, П.В. Дуркин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospityvayuschaya-fizkulturno-sportivnaya-sreda (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
25. Педагогика и психология высшей школы : Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / [М. В. Буланова-Топоркова и др.]. - 2. изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 543 с. : ил., табл.; 21 см. - (Высшее образование).; ISBN 5-222-02284-6. – Текст : непосредственный.
26. Разумовская, Е.Р. Индивидуально-психологические особенности педагога как фактор развития мотивации учения у старшеклассников / Е.Р. Разумовская // ОНВ. - 2017. - №1 (75). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-osobennosti-pedagoga-kak-faktor-razvitiya-motivatsii-ucheniya-u-starsheklassnikov (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
27. Рахимова, Т. А. К вопросу о взаимоотношениях «Преподаватель - студент» в процессе общения / Т. А. Рахимова, Л. П. Даниленко, Ю. Е. Крюков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - №5-1 (71). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vzaimootnosheniyah-prepodavatel-student-v-protsesse-obscheniya (дата обращения: 08.02.2023).
28. Сарбалаева, А. Д. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся / А. Д. Сарбалаева, О. А. Белянкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14086/ (дата обращения: 15.03.2023). – Текст : электронный.
29. Соловьев, С.Я. Конструктивное взаимодействие в системе непрерывного профессионального физкультурного образования / С.Я, Соловьев, Н.И. Соловьева // Ярославский педагогический вестник. 2016. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnoe-vzaimodeystvie-v-sisteme-nepreryvnogo-professionalnogo-fizkulturnogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
30. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В, Соколова. - Москва, 2015. – 190 с. - ISBN 5-09-004706-5. - – Текст : непосредственный.
31. Станкевич, А. В. Условия успешного взаимодействия педагогических работников с учениками, осваивающими программы профессионального обучения / А. В. Станкевич, С. М. Горбачева, В. Ж. Курмаев, А. В. Шурхай. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 503-505. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42560/ (дата обращения: 15.03.2023).
32. Султанова, В. К. Педагогические особенности общения между учителем и учащимися и пути его организации / В. К. Султанова // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3768/ (дата обращения: 15.03.2023). – Текст : электронный.
33. Усова, А. М. Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе образовательной организации / А. М. Усова, К. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 532-534. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35513/ (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
34. Фомичева, И. Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации: Монография / И.Г. Фомичева. – Тюмень : ТГУ, 2017. - 256 с. - ISBN 5-88081-061-5. - – Текст : непосредственный.
35. Шмакова, А.С. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / А.С. Шмакова // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. - URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030388 (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.
36. Яхшиева, М. Ш. Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры / М. Ш. Яхшиева, Ш. Б. Хасанова, А. Р. Абдулахатов, Б. А. Бурибоев // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/328/ (дата обращения: 07.02.2023). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.