Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Эстетическое воспитание является одной из составляющих воспитания учеников в школе. Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное развитие способности восприятия субъекта и правильное понимание прекрасного в действительности и в искусстве. Можно говорить о том, что это процесс формирования чувств в области прекрасного. Именно школа формирует мировоззрение будущего общества страны. Формирование любого мировоззрения не может считаться завершённым, если у субъекта не сформированы эстетические предпочтения. Именно эстетика в жизни человека делает его мировоззрение подлинно цельным и способным объективно во всей полноте охватить настоящую действительность.
Эстетическое воспитание является целенаправленным и систематическим воздействием на личность школьника. Оно позволяет формировать творчески активную личность, способную воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала. Чтобы сформировать у школьника эстетическое чувство, необходимо чтобы он овладел знаниями художественно-эстетической культуры и развивал способности к художественно-эстетическому творчеству. Это позволяет реализовать уроки истории в образовательной организации с позиции рассматриваемых подходов.
Воспитывать эстетическую культуру школьников на уроках истории можно при изучении культуры в целом и искусства в частности. Методологическую основу современной модели эстетического воспитания составляет симбиоз наук: эстетики, педагогики, этики, психологии. Разработкой теории эстетического воспитания занимались учёные и исследователи Е.В. Квятковский, Ф.Ф. Королев, И.А. Каиров , А.И. Буров , Н.К. Гончаров и др.
Цель работы: изучить и проанализировать процесс формирования эстетического воспитания на уроках истории.
Объект исследования: эстетическое воспитание школьников на уроках истории.
Предмет исследования: педагогические средства и методы эстетического воспитания школьников на уроках истории.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и характеристику эстетического воспитания школьников.
2. Описать основные подходы к формированию эстетического воспитания школьников.
3. Дать характеристику советской и постсоветской системе образования.
4. Проанализировать особенности советской и постсоветской систем образования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретико – методологическое обоснование проблем эстетического воспитания на уроках истории
1.1. Понятие и характеристика эстетического воспитания
В педагогической науке проблема теории и практики эстетического воспитания подрастающего поколения всегда вызывала большой интерес. В условиях гуманизации и гуманитаризации образования эта проблема становится особенно актуальной и приобретает приоритетное значение. При этом важно, чтобы школьники не только знакомились с произведениями искусства той или иной эпохи путем созерцания, но и сами делали что-то красивое, творили прекрасное своими руками [5].
Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленный и систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира. Оно начинается с первых лет жизни. Важно отметить, что понятие эстетическое воспитание является достаточно широким, поскольку в него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству и др. основная задача, которая стоит перед современной школой, заключается в воспитании гармонически развитой личности. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом значительная роль. Педагоги практики признают, что необходимо улучшать художественное образование и эстетическое воспитание школьников. Очень важно развивать у них чувство прекрасного и формировать высокие эстетические вкусы [21].
Все люди должны понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Каждый учебный предмет может по-своему на это воздействовать и лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, истории, музыки, изобразительного искусства и др. Эстетическое воспитание — это также воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности. Гармонично развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание есть часть идейно-нравственного, трудового и физического воспитания. Оно направлено на всестороннеe развитие нового человека. У такого человека интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств и присутствует эстетическое отношение к миру. Речь идёт не только о созерцании красоты. Необходимо стремление к собственному творчеству по законам красоты [3]. Выработанный у человека эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и др.
К.Д. Ушинский писал о том, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент. Задача педагога заключается в том, чтобы довести его до каждого ребенка. Задача школы - сформировать у школьника эстетическое отношение к действительности. Должна быть выработана, потребность в деятельности по законам прекрасного. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование эстетического идеала.
Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства и качества личности. Это может служить критериями эстетических оценок к определённым процессам в действительности. С точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает окружающую его действительность. Школа закладывает основы формирования личности ребенка. Она воспитывает сознательных граждан и будущих хороших специалистов. Очень важно, чтобы это были люди с развитым эстетическим вкусом.
В.А. Сухомлинский писал о том, что склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано, поскольку «ребенок по своей природе - пытливый исследователь и открыватель мира» [16, с.250]. Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не будут прививать у ребенка тягу к прекрасному, из него может вырасти равнодушная и циничная личность.
Прививание любви к искусству будет достаточно сложным, если порыв не будет исходить от самих учеников. Добиться этого не так просто. Без самосознания и без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек ощутил в себе потребность в эстетике. Эстетическое воспитание школьников с начальных классов приобретает важнейшее значение не только для общества, но и для государства в целом [10]. Само понятие воспитание подразумевает планомерное привитие ребенку определенных ценностей, взглядов и культурных аспектов. Без этого человек не сможет правильно воспринимать окружающий мир, а следовательно, реализовать весь свой потенциал. Именно на это сегодня направлены усилия современного образования.
Эстетическое воспитание школьников подразумевает следующие составляющие:
- чувственно-эмоциональную отзывчивость;
- знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем мире;
- умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности.
Важнейшим мотивом приобщения современного школьника к прекрасному, будет являться наблюдение за красивыми пейзажами, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и неживой природы и др. Если подобного рода работа в школе ведётся системно и комплексно, то с течением времени ученик начинает понимать значение самой жизни и её важные гуманистические аспекты. Эстетическое воспитание предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок скульптур, различных миниатюр и др. Постепенно дети учатся ценить прекрасное. Многие из них начинают что-либо творить своими руками. Большую роль в этих процессах играет художественная самодеятельность, сценическое искусство, участие во многих исторических проектах и др. [19].
Эстетическое воспитание подразумевает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим. Можно говорить о том, что задачей любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков у каждого ребёнка. Эстетическое воспитание влияет не только на ум и способности ученика. Это формирует полное восприятие мира субъекта и способствует обогащению эмоциональной сферы личности. Все эти процессы способны повышать познавательную активность ученика. Очевидно, что любое воспитание влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и оказывает действие на физическое развитие ребенка.
Таким образом, можно говорить о том, что задача современного педагога заключается в разностороннем развитии и воспитание каждого ученика, чтобы донести до них, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного события, явления, продукта. Очевидно, что это можно обозначить как задачу всего педагогического коллектива образовательной организации.
1.2. Характеристика основных подходов к формированию эстетического воспитания
Важна роль социализации ребенка к тем условиям, которые происходят в обществе. При этом большую роль в становлении личности школьника играют представления об эстетической воспитанности. Ю.К. Бабанский писал, что эстетическое воспитание - это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Категория эстетическое воспитание органически связана с термином эстетика. Эстетика – это наука о прекрасном. Здесь можно в целом говорить о воспитании способности у субъекта полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Начиная со времен Платона и Аристотеля, зрели представления о сущности эстетического воспитания и его задачах. Цели и задачи периодически изменялись и эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством).
Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский, философы-материалисты отмечали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория легла в основу системы эстетического воспитания. В общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Можно говорить о том, что сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учеников, которая направлена на формирование способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни [7].
Кандидат культурологии Л.С. Щукина писала о том, что эстетическое воспитание характеризуется формированием оценочных отношений к действительности и произведениям искусства с позиций общечеловеческих ценностей, в частности, добра, истины, красоты, справедливости, достоинства, свободы, счастья. Она говорила о необходимости эстетизации содержания школьного образования, поскольку это позволит привнести эстетических качеств в культуру детей. за счёт этого ученики смогут обогатить своё логическое мышление и чувственно-эмоциональную сферу. У них появится эстетический опыт и будет развиваться образное мышление, воображение и творчество. Можно также отметить, что в современных условиях эстетическое воспитание выходит из сферы художественной деятельности. Здесь сейчас задействованы не менее важные факторы эстетического воздействия - природа, труд, явления социальной действительности, религия, наука и др. В современной системе воспитания возросла роль культурологической составляющей.
С.Г. Корниенко выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания [9]:
эстетическое образование;
художественное воспитание;
эстетическое самообразование и самовоспитание;
воспитание творческих потребностей и способностей.
В этом случае необходимо говорить о конструктивных способностях и особенностях субъекта:
-индивидуальная экспрессия;
-интуитивное мышление;
-творческое воображение;
-видение проблем;
-преодоление стереотипов и др.
Проблема эстетического воспитания достаточно полно разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.Н. Шацкая, А. Б. Щербо и др. В современной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. В.Н. Шацкая писала: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [24]. Очень важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Решающим фактором эстетического развития детей являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним. В.Н. Шацкая заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание.
Е.В. Квятковский в качестве основного средства формирования эстетической культуры рассматривал эстетическое воспитание, обеспечиваемое циклом гуманитарных и эстетических дисциплин. И.А. Каиров отмечал, что эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всесторонней подготовки ученика. Его суть заключается в понимании красоты природы и общества, в понимании красоты взаимодействия людей, в познании окружающей действительности посредством художественного видения.
А.И. Буров связывает с эстетическими свойствами личности ученика и учителя, их вкусом, идеалом, деятельностью. Н.К. Гончаров полагал, что эстетическое воспитание не только дает возможность чувствовать прекрасное, но и способствует воспитанию моральных качеств, в частности, умеренности и благоразумия. Н.А. Дмитриева отмечала, что какие бы ни существовали воспитательные системы, главной задачей эстетического воспитания является - «дать верное направление и развитие тому чувству прекрасного - эстетическому чувству, которое в каждом из нас заложено» [25, с.315].
В.А. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Педагоги Д.А. Гусев, Н.А. Климова, Е.Н. Шиянов определяли эстетическое воспитание через понятие «эстетическое отношение». Они достаточно подробно рассматривали такие понятия, как «эстетические ценности», «эстетическое восприятие», «эстетический вкус», «эстетические потребности», «эстетические чувства» «эстетические суждения». Теоретические основы воспитания на уроках истории рассматривались в работах Е.Е. Вяземского, И.Ю. Синельникова, Е.Б. Еладовой. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин, к которым относится история, является развитие и воспитание личности.
Е.Е. Вяземский утверждал, что реализуя воспитательный потенциал социально-гуманитарного образования, необходимо учитывать и отражать направленность школьного воспитательного процесса. Е.Е. Вяземский выделял ряд задач, которые стоят перед предметом «История».
К ним он относил:
- развитие способности осмысливать исторические события, процессы
-рассматривать процессы и явления в их динамике и взаимосвязи
- руководствоваться принципами научной объективности и историзма;
- ориентироваться в истории и современном мире с целью гражданской самоидентификации личности и др.
Современные задачи и требования преподавания истории могут наиболее эффективно осуществляться посредством выделения приоритетного значения расширенного раздела культуры и искусства России. Историческое образование органически включает в себя культуру и искусство в самых различных его видах и жанрах каждого народа на любом этапе его исторического развития.
Культура и искусство являются своеобразным отражением истории развития человеческого общества. Одновременно прослеживается огромное влияние культуры и искусства на развитие государства. То есть культура и искусство являются составной частью жизнедеятельности любого общества. Успешное обучение курсу культуры и искусства России на уроках истории во многом обеспечивает понимание старшеклассниками огромного вклада народов нашей страны в мировую культуру и в мировую цивилизацию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексашкин, Л.Н. Изучение истории на старшей ступени общеобразовательной школы [текст] / Л.Н. Алексашкин // Профильная школа. - 2004. — No 4. — 42 с.
2. Бадмаева, Ц.А. Формирование нравственных ценностей студентов в процессе освоения курса «Этика и эстетика» [текст] / Ц.А. Бадмаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология, 2014, No2 (136). С. 13-20.
3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская // Ростов н/Дону, Издательство Ростовского педуниверситета. - 2000 – 352 с.
4. Вересов, Д.К. Воспитание чувств [текст] / Д.К. Вересов // Кн.1. Ближний берег Нила. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2011. - 442 c.
5. Вяземский, Е.Е. Цели и задачи школьного исторического образования [текст] / Е.Е. вяземский // Настольная книга учителя истории. 5–11 классы. / Авт.-сост. М. Н. Чернова. М.: Эксмо, 2006. — 383 с.
6. Гуревич, А.Я. Избранное. История - нескончаемый спор [текст] / А.Я. Гуревич. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 464 с.
7. Доманский, В.А. Культурологическая школа: смена образовательной парадигмы [текст] / В.А Доманский // Вестник Томского государственного университета. 2004. -No 282. —155 с.
8. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [текст] / В.И. Загвязинский // учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. — 192 с.
9. Зимовец, Л.Г. Типология культуры у Н. Бердяева [электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-kultury-u-n-berdyaeva (Дата обращения 26.01.2023).
10. Зобнина, А.О. Культурологическое образование как фактор формирования социокультурной компетентности школьников [текст] / А.О. Зобнина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. No 112. —133 с.
11. Единство средств, форм и методов в системе эстетического воспитания студентов [текст] / сб. статей под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: «Высшая школа», 2010. – 236 с.
12. Корниенко, С.Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города [текст] / С.Г. Корниенко. – Кемерово: Изд-во Кемер. гос. ун-та, 2002. – 24 с.
13. Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста [текст] / М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. — 2010. —No 5. — С.15-20.
14. Короткова, М.В. Методика реализации культурно-образовательных программ в музейной практике [текст]/ М.В. Короткова // Музей без барьеров / М. В. Короткова. – М., 2013. — 178 с.
15. Краевский, В.В. Содержание образования: вперед к прошлому [текст] /В.В. Краевский // М.: Педагогическое общество России, 2001. — 69 с.
16. Крылова, Н.Б. Культурология образования [текст] Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
17. Москаленко, Л.В. Гуманизация и гуманитаризация современного культурологического образования: Школьная образовательная деятельность [электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com (Дата обращения 26.01.2023).
18. Николаев, А.К. Русская история [электронный ресурс]. - URL: http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostlec.htm (Дата обращения 26.01.2023).
19. Полевщикова, Т.И. Использование средств народной художественной культуры в эстетическом воспитании молодежи [текст] / Т.И. Полевщикова. - Йошкар-Ола: Издательство МарГУ, 2005. – 4 с.
20. Разбегаева, Л.П. Проектирование процесса обучения истории. Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода [текст] / Л.П. Разбегаева // Известия Саратовского университета. — 2013. — Вып. 2. — Т. 2. —200 с.
21. Семенов, О.В. История отечественной культуры (конец X — XVII в.) [текст] / О. В. Семенов // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 70 с.
22. Токарев, С.Н. Культурологическое образование в системе непрерывного образования [текст] / С.Н. Токарев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. - Т. 5. - No 10. —261 с.
23. Файзрахманова, Л.Т. Этноконфессиональные отношения в контексте культуры и образования (Казанская губерния, XVIII – начало XX вв.) [текст] / Л.Т. Файзрахманова // Российский исторический журнал «Былые годы». – 2017 г. – No 1. – С.30-38.
24. Федчиняк, А.А. Методические рекомендации по преподаванию истории повседневности в школьном курсе Новой истории [текст] / А.А. Федчиняк // История. Все для учителя. - 2015. - No10. - (34). – С. 15-18.
25. Цораева, Ф.Н. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в условиях северокавказского региона [текст] / Ф.Н. Цораева // 2016. - Т. 1. - No 53. - С. 312-316.
26. Чернобаев, А.А Историография истории России: учеб. пособие для бакалавров [текст] / А.А. Чернобаев; под ред. А. А. Чернобаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 552 с.
27. Шолько, А.В. Основные подходы к изучению вопросов культуры в курсе истории [электронный ресурс, стр. 38-43. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27277724 (Дата обращения 26.01.2023).
28. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда [текст] / Вып. 1. — М.: ИФ РАН, 2005. — 269 с.
29. Ямбург, Е.А. Воспитание человека с позиции культурно-исторической педагогики [текст] / Е.А. Ямбург // Классный руководитель. - 2002. - No 5. – С. 26 - 30.