Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе
Проблема профессионального самоопределения рассматривается в самых различных областях наук: психологии, социологии, педагогике и т.д. Также она является одной из значимых в психологии.
Трактовка понятия профессиональное самоопределение в рамках различных теоретических подходов существенно различается.
При анализе литературы можно выделить два подхода к рассмотрению понятия профессионального самоопределения.
Согласно первой точке зрения, которая представлена в исследованиях В.Ф. Сафина, В.В. Чебышевой и др., под профессиональным самоопределением понимается конечное явление, выбор профессии и подготовка к нему. В.Ф. Сафин пишет, что результатом профессионального самоопределения «служит начало трудовой деятельности» [23, с. 19].
Со второй позиции, описанной в исследованиях Г.В. Акопова, С.В. Горбачевой, Т.В. Кудрявцева, В.Ю. Щегурова и др., профессиональное самоопределение рассматривается как непрерывный, динамический процесс, длящийся на протяжении всего профессионального пути человека. Отмечают, что «процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии» [17, с. 52 ].
При этом профессиональное самоопределение в отечественной психологии рассматривается как часть личностного самоопределения.
А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер считают, что профессиональное самоопределение обусловливается теми или иными факторами выбора профессии [18].
Зарубежные авторы, Д. Сьюпер, Ф. Парсон, Э. Гинцверг и др. описывают профессиональное самоопределение как многоуровневый процесс поиска ценностных установок и смысла профессиональной деятельности. При этом процессе происходит изменение ценностно-смысловой сферы, которая связана с профессиональной деятельностью.
Н.Н. Чистяков же понимает под этим процессом внутреннюю готовность к выбору профессии, которая отражается в системе профессионально важных качеств, например, интерес к виду деятельности, способности, наличие навыков и т.д.
В своем труде Е.М. Борисова, К.М. Гуревич и др. отмечают, что профессиональное самоопределение является постоянным, непрекращающимся процессом [6].
М.В. Ретивых также считает его интегральным свойством, проявляющимся в готовности к выбору профессии, осуществлению намеченных планов и стремлений.
По мнению В.А. Полякова профессиональное самоопределение заключается в выборе профессионального пути, сферы самореализации, применения своих навыков, способностей. Также в своей статье ученый отмечает важность «формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития» [20, с.33].
Описывая профессиональное самоопределение как процесс, исследователи А.В. Карпов, Л.А. Черняева отмечают в нем этапы, связанные с возрастными периодами [13]. Среди них необходимо отметить подготовительный этап, этап освоения, этап реализации и этап совершенствования. Они приходятся на период обучения в старших классах и в высшем учебном заведении.
У профессионального самоопределения можно выделить три составляющих – «эмоциональную, познавательную и поведенческую» [4, с. 98].
Движущей силой как личностного, так и профессионального самоопределения личности является противоречие между потребностями,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акимова М. О. Теоретический анализ проблемы влияния эмоциональной сферы на профессиональную деятельность личности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - №3 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-problemy-vliyaniya-emotsionalnoy-sfery-na-professionalnuyu-deyatelnost-lichnosti (дата обращения: 27.01.2023).
2. Акопов Г.В., Горбачева А.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса. - М.: «Машиностроение - 1», 2003. - 280 с.
3. Амиров А.Ж. Каримова А. Н. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы //Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — URL: https://moluch.ru/archive/130/36205/ (дата обращения: 27.01.2023).
4. Богдан Н. А. Понятие личностного и профессионального самоопределения // Известия Самарского научного центра РАН. - 2008. - №6-2. - С. 95 – 102.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1995. - 352 с.
6. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии - 1988. - № 1. - С. 77-82.
7. Гусева И. В. Влияние волевой организации личности на успешность выбора профессии студентами // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-volevoy-organizatsii-lichnosti-na-uspeshnost-vybora-professii-studentami (дата обращения: 28.01.2023).
8. Дрожалкин В. А. Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — URL: https://moluch.ru/archive/128/35396/ (дата обращения: 28.01.2023).
9. Ермизина Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113).— URL: https://moluch.ru/archive/113/29369/ (дата обращения: 28.01.2023).
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997. - 480с.
11. Каверина Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации // Народное образование. - 2001. - №1. - С.68-74.
12. Канаева Н. А. Образ профессии как фактор формирования профессиональной идентичности // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - №3 (32). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-professii-kak-faktor-formirovaniya-professionalnoy-identichnosti (дата обращения: 28.01.2023).
13. Карпова А.Б., Черняева Л.А. Профессиональное самоопределение студентов в ходе практики // Начальная школа - 2014. - № 9. – С. 70-72.
14. Козловская С. Н. Закономерности развития профессионального самоопределения личности // Акмеология. - 2005. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-razvitiya-professionalnogo-samoopredeleniya-lichnosti (дата обращения: 28.01.2023).
15. Колесникова П. И. Привлекательность профессии для студента-юриста на этапе первичной профессионализации // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. - 2021. - №2-3 (14-15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privlekatelnost-professii-dlya-studenta-yurista-na-etape-pervichnoy-professionalizatsii (дата обращения: 27.01.2023).
16. Копытов А.Д. Пути и средства формирования профессиональных интересов школьников // Вестник ТГПУ. - 1999. - №5 (14). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sredstva-formirovaniya-professionalnyh-interesov-shkolnikov (дата обращения: 28.01.2023).
17. Кудрявцев Т.В., Щегурова В.Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения // Вопросы психологии. -1983. - № 2. - С. 51-59.
18. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. – Минск: Нар. асвета, 1976. - 128 с.
19. Магомедова М.Г. Профессиональное самоопределение личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2016. – Т. 15. – С. 26–30.
20. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика - 1999. - № 5. – С. 33-37.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с
22. Рюмина И. М. Содержательные особенности выбора профессии у подростков с разным уровнем самодетерминации // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-osobennosti-vybora-professii-u-podrostkov-s-raznym-urovnem-samodeterminatsii (дата обращения: 27.01.2023).
23. Сафин В.Ф. Психология самоопределения и самооценки личности. - Уфа: Вагант, 2008. - 187 с.
24. Семенова Е.М., Ворошилина Н.Н. Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде ВУЗа // Психология, социология и педагогика - 2015. - № 6. – URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения 28.01.2023).
25. Трушковская И. А. Семья как профориентационный ресурс обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6).— URL: https://moluch.ru/archive/111/27843/ (дата обращения: 28.01.2023).
26. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. - М.: Просвещение, 1969. - 303 с.
27. Швецова В. А. Характеристика профессиональных склонностей и интересов старших подростков // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии : Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Челябинск, 06 июля 2015 года. Том Выпуск II. – Челябинск: Инновационный центр развития образования и науки - 2015. – С. 96-98.
28. Шодмонов Д. А., Ибадуллаева Ф. Определение компетентности выпускников для дальнейшего выбора этапа образования с помощью алгоритма классификации // Бюллетень науки и практики. - 2018. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-kompetentnosti-vypusknikov-dlya-dalneyshego-vybora-etapa-obrazovaniya-s-pomoschyu-algoritma-klassifikatsii (дата обращения: 28.01.2023).