Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения в начальной школе является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников.
Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят стихотворные произведения и проза. Младшие школьники лучше воспринимают произведения, которые несут в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ. Это происходит от того, что внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие. Это повышает интерес ученика к изучению литературно-поэтического произведения. Одной из задач на уроке является обучение детей выразительному чтению. Для этого наиболее удачно используются стихотворения. В самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения.
Одним из видов художественного текста является басня. Басня может быть стихотворной и написанной в форме поучительного рассказа. Наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни Ивана Андреевича Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра.
Сама басня, как анализируемое на уроке произведение, несет на себе значительную смысловую нагрузку. Это позволяет в начальной школе формировать у детей определенные этические взгляды и способствует развитию у школьников образного мышления, связанного с раскрытием метафор басни.
Цель работы: выявить особенности изучения басни на уроках чтения в начальной школе.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: методика обучения чтению басни.
Задачи:
1. Изучить специфику, роль и место басни на уроках чтения в начальной школе.
2. Обосновать особенности знакомства с текстами басни и их анализ.
3. Изучить практические особенности работы с басней на уроках чтения в начальной школе.
4. Предложить методические рекомендации для практической работы с басней на уроках чтения в начальной школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы специфики работы с басней на уроках чтения в начальной школе
1.1. Специфика, роль и место басни на уроках чтения в начальной школе
Басню можно определить, как одну из своеобразных форм эпического жанра, который выделяется в отдельную категорию литературных произведений. Обучение чтению басен – вопрос достаточно не простой и в методике он далеко не новый. Об этом писали исследователи и учёные К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.Я. Стоюнин, В.П.Острогорский и др. В России басня включена в учебные книги с 1699 года. До настоящего времени басня признается обязательным учебным материалом для уроков чтения с первого класса начальной школы. При этом, принципиальных изменений в отношении методики обучения младших школьников чтению басен за истекшее время отметить не удалось [5].
В учебном процессе начальных классов школы традиционно до сих пор используются возможности басни как жанра литературы. Об этом писали Е.А. Адамович, В.И. Яковлева, Н.Н. Щепетова и др. Можно говорить о том, что басня имеет большое воспитательное значение как образец переноса образов и характеров из жизни. Методисты считают, что учителя недостаточно используют на уроках басни как литературные произведения. От того ученики часто смешивают басню и сказку. Детей часто раздражают неоправданные ожидания положительного героя, которого они обычно пытаются отыскать в басне. Дети хотят читать басни, где всегда была бы правда и справедливость, где действовала бы справедливая Лиса, которую дети называют красивой и умной, но хитрой [11]. Содержание басни формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла. Басня убеждает читателя в важности понимания того, когда и как реальный мир может трансформироваться в басенный.
Специалисты в области методики обучения пишут о том, что сегодня требуется внести изменения в методику обучения младших школьников чтению басен. Эти изменения должны касаться формирования у детей новых умений, которые научили бы младших школьников вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины басенного мира. Особая специфика басен заключается в том, что каждая басня несёт в себе мораль. Не в каждой басне мораль видна сразу, как только детям прочитали то, или иное произведение и учителю, прежде чем дети разберутся со смыслом басни и её моралью, нужно очень многое детям рассказать и разъяснить.
Ученики несомненно должны знакомиться должны знакомиться с этим басенным миром и хорошо запоминать басенные образы и картины. Многие вещи происходят у детей на интуитивном уровне, в частности, улавливание типичные для этого мира ситуации и отношения персонажей. При правильном прочтении и понимании басни дети смогут присваивать все это как жизненный опыт. Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Учителя практики отмечают, что подготовка детей к изучению басен является достаточно сложной.
А.А. Потебня писал о том, что каждая басня является одним из способов познания житейских отношений и характера человека. Учителя и методисты часто задаются вопросом о том, как именно следует организовать обучение младших школьников чтению басен, чтобы этот учебный материал был ими воспринят и востребован. Несомненно, что чтение басен будет способствовать их общему и литературному образованию, воспитанию и развитию. Учителя считают, что необходимо вносить коррективы в методику изучения басен в начальной школе, чтобы дети научились и захотели их читать. Басни – это ценный учебный материал для формирования младших школьников-читателей. Учебный процесс должен всегда оказывать влияние на общее и литературное развитие детей и должен быть действенной частью формирования их социально-нравственного опыта [14].
Сегодня ФГОС регламентирует реализацию урочной и внеурочной деятельности школьников. Содержание учебных программ предметов сегодня достаточно насыщенно, впрочем, как и всегда. Как уже было отмечено, для правильной работой над басней учителю необходимо проделать большую подготовительную работу. Работа со стихами и любой другой поэзией отличается от работы над баснями. Вполне очевидно, что педагог не всегда может уложиться во времени при работе с баснями. При необходимости эту работу можно реализовать в рамках внеурочной деятельности. Сегодня учитель для работы во внеурочной деятельности также разрабатывает рабочую учебную программу. Из этой программы будет видно, каким именно образом учитель готов работать с детьми над изучением басен в рамках внеурочной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский - М., 2011. – 330 с.
2. Борзиева, З.М. Нравственное воспитание школьников / З. М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 29.01.2023).
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2007. - No 2. - С. 15-18.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст] /Л.С. Выготский - М. , 2003. – 348 с.
5. Вольхин, М.С. Социокультурный аспект изучения басни в школе / М. С. Вольхин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1078-1082. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29475/ (дата обращения: 29.01.2023).
6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская - М.: Гардарики,2003. - 480 с.
7. Евсикова, Н.Г. Народные сказки и басни как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 78-85. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56819/ (дата обращения: 29.01.2023).
8. Жуковский, В. А. О басне и баснях Крылова // Собрание сочинений: В 4 томах. Т. 4. Л., 1959–1960. С. 416. Иванченко А. Т. Методическое наследие В. И. Водовозова и его значение в развитии современной методики преподавания литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/639833/ (дата обращения: 29.01.2023).
9. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком- школьником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2011. - 66 с.
10. Званцова, М.Е. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно – методическое пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. – 126 с.
11. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие школьников [Текст] / А. Д. Кошелева - М.: Аркти, 2003. - 156 с.
12. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. 1 часть / Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. — М.: Просвещение, 2012. — 161 с.
13. Маматова, И.С. Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности / И.С. Маматова, Л.П. Литвинова, Е. В. Рысаева, Л.А. Михайлюкова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11881/ (дата обращения: 29.01.2023).
14. Молько, А.В. Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе / А. В. Молько, С. Э. Исламова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86288/ (дата обращения: 29.01.2023).
15. Мельничук, В.В. О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyh.kiev.ua/ (дата обращения: 29.01.2023).
16. Нестюричева, Н.М. Урок-проект: составление паспорта басни // Филолог. 2013. № 25. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_25_532 (дата обращения: 29.01.2023).
17. Петрова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения [Текст] / Г. М. Петрова // Начальная школа. - 2000. - No 3. - С. 16-21.
18. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание школьников [Текст] / С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - No 4. - С.14-16.
19. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка [Текст] / Л.П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М. , 2005. - С.95.
20. Сушкова, И.В. О процессе нравственного воспитания школьников [Текст] / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2006. – No 6. - С.21-25.
21. Фокина, С.Д. Начало нравственности [Текст] / С. Д. Фокина // Начальная школа. - 2012. - No 6. - С.3-4.
22. Чернец, Л.В. Басня и её адресат // Теория литературы: Анализ художественного произведения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d&course=3&raz=6&pod=1&par=13 (дата обращения: 29.01.2023).
23. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - No 4 - с.24-29.