Фрагмент для ознакомления
2
Развитие современного общества, изменения социально-экономических условий, введение федерального образовательного стандарта для учащихся с умственными недостатками требуют улучшения условий учебы, воспитания учащихся с умственными недостатками. Умственная отсталость проявляется нарушением интеллектуальной регуляции эмоций. По словам Л. С. Выготский, эмоции - это результат оценки индивидом своего взаимодействия с окружающей средой . Поэтому социальная адаптация и интеграция в общество учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями являются основным направлением деятельности в области специальной педагогики и психологии.
По словам Л. В. Занкова, недостатки сферы чувств и воли учащихся с задержкой психического развития в первую очередь определяются внешними и особыми условиями и подлежат правильной организации обучения, воспитания и повседневной жизни. Он утверждал, что умственно отсталым студентам свойственна импульсивность. Такие симптомы, как гнев, обида и радость, постепенно сглаживаются целенаправленным обучением, способствуют тому, что у учащихся появляется понимание собственного поведения, что помогает сформировать позитивные привычки навыка правильного поведения .
Формирование безэмоциональной сферы является необходимым условием формирования личности ребенка и пополнения его опыта. Развитию этой сферы способствуют семья, школа, общество, которые окружают ребенка и постоянно влияют. При реализации основной задачи воспитания и перевоспитания школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для подготовки их к дальнейшей жизни в этом обществе считается необходимым научить их преодолевать стрессовые ситуации, преодолевать негативные эмоциональные переживания. Поэтому вопрос об изучении развития безэмоциональной сферы у учащихся с задержкой психического развития представляется актуальным .
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования – процесс коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью с помощью сказкотерапии.
Цель – коррекция эмоционально-волевой сферы у обучающихся с умственной отсталостью с помощью сказкотерапии.
Для изучения данной темы ставятся следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, исследовать вопрос.
2. Выбрать методы и приемы для учебных целей формирования эмоционально-волевой сферы у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Определить уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у обучающихся с умственной отсталостью
4. Создать и внедрить программы курсов сказкотерапии, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы у учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Методы исследования:
1) Анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизация отдельных понятий и определений.
2) Наблюдение.
3) Анализ документов и продуктов детской деятельности.
4) Беседа с обучающимися, с классным руководителем.
5) Педагогический эксперимент.
Глава 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Определение понятия эмоционально-волевой сферы
Направления исследований воли и эмоций сформировались и существуют как относительно независимые, но в ряде работ они считаются объединенными, поэтому используется термин "безэмоциональная сфера личности". В большинстве случаев этот термин используется в прикладных и экспериментальных исследованиях при описании регуляции конкретной деятельности в конкретных условиях, поскольку она функционирует как единый механизм, а различные сферы личности взаимосвязаны. В связи с этим вопрос рассмотрения взаимодействия, взаимозависимости эмоциональной и свободной регуляции, единства эмоциональной и свободной сфер личности остается актуальным.
Структура эмоционально-свободной сферы человека состоит из следующих компонентов: эмоции, чувства, сила воли. Давайте рассмотрим их более подробно.
Эмоции и чувства - это особое личное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эти отношения могут переживаться человеком как неприятные (обида) или приятные (удовольствие). Источником эмоций и ощущений являются предметы и явления, которые окружают человека, его деятельность, изменения, происходящие в организме, вытекающие из потребностей, желаний и намерений человека, особенностей его характера. Чувства и эмоции - это разные, но взаимозависимые явления эмоциональной сферы личности. Давайте рассмотрим каждое из этих явлений.
Эмоции - это элементарные переживания, которые выражают реакцию удовлетворения или неудовлетворенности органическими потребностями. Такие эмоции присущи животным, но у людей они обусловлены уровнем развития общества, поэтому человек удовлетворяет их в силу своих способностей и их актуальности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 3-16.
2.Богуславский, В. М. Психология [Текст] / В. М. Богуславский. – М. : АСТ, 2000. – 370 с.
3.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Изд-во Питер, 2002. – 352 с.
4.Болотова, А. К. Прикладная психология [Текст] : учебник для вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 383 с.
5.Бежаева, Д. Н. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников [Текст] : материалы VIII междунар. науч. конф., Самара, март 2016 г. / Д. Н. Бежаева, О. А. Зиновенко. – Самара : Изд-во АСГАРД, 2016. – С. 53-56.
6.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Изд-во Питер, 2002. – 352 с
7.Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] : соб. соч. / Л. С. Выготский – М. : Педагогика, 1962. – 416 с.
8.Веракса, Н. Е. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез., 2007 – 15 с
9.Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология" / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Под ред. А. Д. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1985. 144 с.
10.Вярянен, В. А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.01 / В. А. Вярянен. М., 1971. 17 с.
11.Веракса, Н. Е. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез., 2007 – 15 с.
12. Васькова О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста /О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина.- СПб.: ООО издательство «Детство-пресс», 2012. – 112 с
13.Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений в работе практического психолога образования – [Текст] : учебное пособие / С. В. Духновский. – Курган : Изд-во КГУ, 2016 – 190 с.
14.Занков, Л. В. О начальном обучении [Текст] / Л. В. Занков. – М. : АПН РСФСР, 1963.
15.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии [Текст] : / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева . СПб. : Речь 2005. 80 с.
16.Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М. : МГУ, 1980. – 92 с.
17.Копытин, А. И. Арт-терапия [Текст] : / А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2001. – 320 с.
18.Крылов, А. А. Психология. 2-е изд. [Текст] / А. А. Крылов. – М. : Проспект, 2005. – 366 с.
19.Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста [Текст] : метод. рекомендации для пед. и психокоррекц. работы / Л. Д. Короткова. – М. : Речь, 2003. – 126 с.
20. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумов; под ред. Я. Л. Коломинского. – СПб. : Питер, 2004. – 480 с.
21.Калмыкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью [Текст] : уч. метод. пособие / Е. А. Калмыкова. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
22.Ломакина, Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем [Текст] / Г. Р. Ломакина. – М. : Центрполиграф, 2010. – 158 с.
23.Марцинковская, Т. Д. Психология развития [Текст]: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2001. – 344 с.
24..Маллаев, Д. М. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития. [Текст] / Д. М. Малеев, П. О. Омарова, А. Н. Магомедова; под ред. Д. М. Малеева. – М. : СМУР «Academa», 2008. – 180 с.
25.Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] : учебное пособие / А. А. Осипова. – М. : СФЕРА, 2002. – 510 с.
26.Омарова, П. О. Общение и поведение умственно отсталых младших школьников [Текст] / П. О. Омарова // Сибирский педагогический журнал. 2009. – № 5. – С. 269-281.
27.Петровский, А. В. Психология [Текст] : словарь / А. В. Петровский. – М. : Просвещение, 1998. – 191 с
28.Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : ACADEMIA, 2002. – 160 с.
29. Пономаренко, Л. П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе [Текст] : методические рекомендации для школьных психологов / Л. П. Пономаренко. – Одесса: Астра-Принт, 1999. – 86 с.
30. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с
31. Римашевская, Н. М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век [Текст] / Н. М. Римашевская // Журнал Проблемы прогнозирования. – 2001. – № 3. – С. 34-48.
32.Стишенок, И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост [Текст] : / И. В. Стишенок. СПб. : Речь 2005. – 144 с.
33.Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под ред. Е. А. Стребелевой. – M. : Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.
34.Соловьева, С. В. Профилактика нарушений поведения умственно отсталых детей и подростков [Текст] : методические рекомендации / С. В. Соловьева. – Екатеринбург : ИРРО, 2008. – 60 с.
35.Смирнова, Е. О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам [Текст] / Е. О. Смирнова, Е. В. Калягина // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 50-60.
37.Сафонова, М. В. Социальная психология [Текст] : учебные материалы по курсу / М. В. Сафонова, А. А. Стюгина. – Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2007. – 68 с
38.Савченко, С. Ф. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка [Текст] / С. Ф. Савченко, О. Г. Ивановская. – СПб. : Речь, 2006г. – 296с.
39.Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем. [Текст] / Р. М. Ткач. – СПб. : Речь, 2008. – 118 с.
40.Урунтаева, Г. А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] : пособие для студ-ов пед. инст-тов, уча-ся пед. училищ и кол-ей, воспит-ей дет. сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : – Просвещение, 1995. – 291 с.
41.Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – Ярославль : ГЦРО, 2011. – 108 с.
42.Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка [Текст] : уч. - методич. пособие / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.