Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день одной из главных задач, стоящих перед педагогами, является формирование совместной деятельности обучающихся, развитие способностей и умений в общении со сверстниками. Совместная деятельность является важнейшим коллективно-образующим фактором в детских и подростковых группах, как и в любом другом сообществе, – это способность «жить и работать сообща».
Особенно актуальной проблема организации умений совместной деятельности становится сегодня в педагогике, в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Младший школьный возраст является особым опытом в становлении ребенка как социального существа. Это связано с тем, что в этот период «расширяется и обновляется круг общения ребенка, в связи с включением его в школьный коллектив, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе и мира социального, обуславливающего направленность и специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях».
Проблема развития умений совместной деятельности изучается также и в психологии.
Научную базу при выделении этой проблемы как самостоятельной и дальнейшей ее разработки составили труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Ключевыми способами формирования коллектива учащихся младшего школьного возраста является объединение детской группы, что способствует включению их в совместную деятельность, стремлению к новым впечатлениям, привлекает их, объединяет и сплачивает.
Как мы уже отметили, одной из важнейших задач школы является формирование коммуникативной культуры обучающихся, их способности к групповому (командному) взаимодействию, способности к успешной социализации.
На формирование и развитие подобных навыков и направлена технология иимбилдинга (в переводе с английского «командообразование»).
Вопросы адаптации младших школьников к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности, обеспечивающих приведение в соответствие возможностей индивида и нормативных требований среды рассматривались в работах М.М.Безруких, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, Е.Е. Кравцовой, Н.Г. Лускановой, А.К. Марковой, С.Ю. Мещеряковой, Р.В. Овчаровой, и др.
Технология построения команд, в том числе детских, раскрыта в работах Н.И. Васильковской, А.А. Данилкова, Н.С. Данилковой, Г.Н. Сартан, М.Т. Сулеевой и др.
Цель исследования: изучение роли технологии тимбилдинга в формировании умений совместной деятельности во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогические аспекты формирования умений совместной деятельности;
• Выявить особенности организации технологии тимбилдинга во внеурочной деятельности;
• Провести диагностику уровня сформированности умений совместной деятельности у младших школьников;
• Определить особенности организации педагогического процесса по формированию у младших школьников умений совместной деятельности посредством технологии тимбилдинга во внеурочной деятельности.
Объект исследования: умения совместной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: тимбилдинг как возможность формирования умений совместной деятельности во внеурочной деятельности.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования умений совместной деятельности во внеурочной деятельности
1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования умений совместной деятельности
Совместная деятельность – деятельность, которая осуществляется несколькими людьми “вместе”. В структуре совместной деятельности выделяются следующие элементы:
• общая цель как идеально представленный будущий результат, которого стремится достигнуть группа совместно работающих людей (коллективный субъект);
• общий мотив, побуждающий людей работать вместе;
• совместные действия, которые обеспечиваются строгим согласованием и чётким распределением индивидуальных действий;
• общий результат как совокупность индивидуальных вкладов каждого.
Структура совместной деятельности складывается, функционирует и развивается через взаимодействие между отдельными её участниками.
Создателями и разработчиками советской педагогической теории коллектива были А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Теория коллектива соотносится с проблемой учебного сотрудничества таким образом, что обучение в сотрудничестве - это совместная деятельность, в результате которой обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя новые знания.
Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования коллективного обучения и воспитания, который также соотносится с теорией обучения в сотрудничестве, внес В. А. Сухомлинский. Он считал, что коллектив является средством воспитания человека. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли сотрудничества учащихся в достижении тех целей, которые стоят перед школой.
Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи используют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой .
Для нашего исследования интересна позиция профессора М. С. Соловейчик, который считает, что «учебное сотрудничество - это особая форма отношений ребенка и взрослого, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий. Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом его являются новые способы действия, освоенные ребенком» .
Учебное сотрудничество младших школьников носит многоаспектный и многоуровневый характер.
В процессе учебно-познавательной деятельности реализуются три вида учебного сотрудничества :
• учебное взаимодействие со взрослым предполагает способность ребенка различать ситуации, требующие применения готовых образцов, и ситуации неподражательные, требующие создания новых образцов, отказа от применения старых, постановки познавательных вопросов, с помощью которых обучающийся сможет доопределить условия новой задачи самостоятельно;
• учебное сотрудничество со сверстниками предполагает способность детей обнаруживать разницу своих способов действия и координировать их, строя совместное действие;
• учебное сотрудничество с самим собой предполагает прежде всего способность к адекватной самооценке.
С понятием «виды учебного сотрудничества» тесно связано понятие « формы учебного сотрудничества». В психолого-педагогической литературе выделяются следующие формы учебного сотрудничества младших школьников:
• налаживание отношений учебного сотрудничества между школьником и учителем;
• активное участие школьника в совместной и распределенной учебной деятельности класса;
• инициативные попытки наладить между собой учебное сотрудничество;
• развитые формы учебного сотрудничества сверстников;
• инициативные попытки ученика ставить и решать учебные задачи, используя при этом только помощь других по необходимости;
• развитая форма индивидуальной учебной деятельности.
Наиболее характерными формами организации учебного сотрудничества являются парная, групповая и коллективная работа. Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.
При групповой форме организации учебного процесса - одной из форм коллективной деятельности учащихся на уроке - создаются временные и постоянные группы для освоения нового материала, контроля знаний и т. д. Работая в группе, школьники учатся активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Групповая форма учебной работы предполагает включение учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, в обсуждение, во взаимный контроль. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Важным требованием к организации групповой работы является создание условий для высказываний, для обоснования предлагаемых решений каждым членом группы, поэтому темп работы зависит от состава группы, от индивидуальных особенностей восприятия и понимания информации .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества. - Киев: 21 ВЕК, 2000
2. Антохина, В.А., Шурыгина, Е.В. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников/ В.А. Антохина., Е.В. Шурыгина // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской конференции. Сер. «Психолого-педагогические науки»/ - 2017. - С.111-115
3. Бехтерев В.М. Развитие личности и роль внушения. Избранные работы. М., 2006
4. Болдырева Л.В. Роль детских общественных объединений в создании единого воспитательного пространства. Воспитание школьников.- 2012. -№10. - С. 52-54
5. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Эльконина – Давыдова, - М.: Издатель Рассказов А.И., 2012. – 283 с.
6. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении : логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В Давыдов. – М.: Педагогика, 1972. - 480 с.
7. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Командообразование в детском коллективе // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 8. – C. 90-96
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 – 384 с
9. Колесов К.И., Незнахина Е.Л., Болоничева Т.В. Командообразование и командная работа. – Нижний Новгород: НГТУ, 2021
10. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 2004. – с. 85
11. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: учеб.-метод. пособие / О.И. Крушельницкая. М.: ТЦ Сфера, 2004. 80 с.
12. Латышина, Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007. – 562 с.
13. Ледовская М.Е. Командная работа и лидерство: учебное пособие. – Белгород: Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2019
14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, Академия, 2005
15. Локк, Д., Сочинения в трех томах, М, 1985-1988. Серебренников, В., Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности, Спб. – 1892 с.
16. Макаренко А.С., Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983
17. Мосявра Е.А. Проблема диагностики коммуникативных учебных действий у младших школьников / Е.А. Мосявра // Специальное образование. 2015. № 11. С. 199-203.
18. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач.обучения» / М.С.Соловейчик, П.С.Жедек и др. – М.: Просвещение, 1993. – 383 с.
19. Сулеева М.Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017). – Казань: Издательство «Бук», 2017. – С. 11-13
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2016
21. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
22. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству/ Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 35-43.
23. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. М., 1992. – 40 с.
24. Цукерман. Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1983. – 268 с.
25. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Учебно-методическое пособие по одноименному курсу для студентов / З.Л. Шинтарь // Педагогика и методика начального обучения - Гродно, 2002. - 119 с.
26. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. М., 1979.