Фрагмент для ознакомления
2
АННОТАЦИЯ
В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с педагогической системой К.С. Станиславского.
Предпосылками для написания данной работы стали необходимость выявления и глубокого анализа историко-культурных предпосылок заявленной темы - возникновения и особенностей развития как художественно-эстетического явления.
Целью работы является теоретическое и практическое осмысление педагогической системы К.С. Станиславского.
Данная курсовая работа состоит из 34 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, библиографический список.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как сущность педагогической системы К.С. Станиславского, педагогическая деятельность как актерская деятельность.
Во второй главе проводится практический анализ педагогической системы К.С. Станиславского.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы.
Введение
Педагогическая система Станиславского – это научно обоснованная теория театрального искусства, метод актерской техники. В отличие от предшествующих театральных систем, он основан не на изучении конечных результатов творчества, а на объяснении причин, приводящих к определенному результату. Актер должен представлять образ, а «стать образом»: передать свои переживания, чувства, мысли.
Обнаружив самостоятельно или с помощью режиссера основной мотив произведения, исполнитель ставит перед собой идею и творческую цель, которую называют сверхзадачей. Стремление к достижению важнейшей задачи через актера и роль, Станиславский определяет как сквозное действие. Учение о сверхзадаче и сквозном действии лежит в основе системы Станиславского.
Театральная педагогика рекомендует видеть ценность в организации процесса поиска, в организации проблемной ситуации-деятельности, где учащиеся, общаясь друг с другом, открывают для себя что-то новое посредством игры заданий, методом проб и ошибок.
Следует отметить, что работы современных исследователей театрального искусства, в том числе работы советских ученых, отмечены безусловным интересом к наследию Станиславского. Даже в тех случаях, когда нет прямых ссылок на его труды, исследователями все равно признается суть его системы. Н. М. Горчаков, А. Д. Попов, Г. А. Товстоногов, А. М. Гончаров выступали и как пропагандисты последних достижений Станиславского, и как развивающие прогрессивные теоретические постулаты режиссеры. Усилиями этих мастеров советского театра, а также благодаря огромной теоретической и педагогической работе М. О. Кнебель, в практику отечественного и мирового театра вошел «метод действенного анализа».
Таким образом, актуальность темы курсовой работы - «Педагогическая система К.С. Станиславского» - определяется необходимостью выявления и глубокого анализа историко-культурных предпосылок заявленной темы - возникновения и особенностей развития как художественно-эстетического явления.
Практическое значение работы определяется возможностью использования материалов курсовой работы в качестве историковедческой и методической основы в исследованиях проблем и специфики структурирования этапов работы режиссёра над драматургическим произведением, при создании лекционных и специальных курсов по истории и практике театрального искусства.
Цель исследования: теоретически и практически осмыслить педагогическую систему К.С. Станиславского
Объект исследования: педагогическая система К.С. Станиславского
Предмет исследования: отдельные принципы, методы и приемы работы педагогической системы К.С. Станиславского
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие его задачи:
- изучить специальную литературу по теме исследования;
- раскрыть сущность педагогической системы К.С. Станиславского;
- рассмотреть педагогическую деятельность как актерскую деятельность;
- проанализировать метод действенного анализа - вершину системы К. С. Станиславского – в сценической педагогике;
- определить этапы работы над драматургическим произведением как составную часть педагогической системы К.С. Станиславского.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы;
- методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.);
-метод сравнительного анализа;
-интерпретационный метод.
Теоретико-методологической основой данной курсовой работы стали научные труды по специфике культуры, философии культуры, истории и теории театрального искусства, психологии его восприятия: теории творческой деятельности (Л. С. Выгодский, П. М. Ершов, А. Г. Буров и др.), теории режиссуры (В. И. Немирович - Данченко, А. Г. Товстоногов, О. М. Кнебель, Н. Н. Горчаков, А. Д. Дикой и др.), теории театральной педагогики (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Б. Е. Захава, М. О. Кнебель, Н. А. Зверева и др.).
Структура работы обусловлена темой, целью, задачами исследования и включает в себя аннотацию, введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения педагогической системы К.С. Станиславского. Общая характеристика
1.1 Сущность педагогической системы К.С. Станиславского
Система Станиславского построена по законам самой жизни, где существует неразрывное единство физического и психического, где сложнейшее психическое явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий. Знание дает уверенность в себе, уверенность в себе создает свободу, а это в свою очередь выражается в физическом поведении человека. Внешняя свобода есть результат внутренней свободы.
Станиславский родился в Москве в 1863 году и по рождению и воспитанию принадлежал к высшему кругу русских промышленников, был в родстве со всем дворянством и деловыми людьми Москвы. В 1897 г. К.С. Станиславский с В.И. Немировича-Данченко в «Славянском базаре» привели к созданию МХТ. Создание нового театра определило новые задачи перед актерской профессией. Станиславский пытается создать систему, которая давала бы художнику в каждый момент нахождения на сцене возможность публичного творчества по законам «художественного опыта», возможность, открывающуюся гениям в минуты вдохновения.
Система Станиславского – это научно обоснованная теория исполнительского искусства, метод актерской техники. В отличие от предшествующих театральных систем, он основан не на изучении конечных результатов творчества, а на объяснении причин, приводящих к определенному результату. Актер должен не представить образ, а «стать образом», передать свои переживания, чувства, мысли.
После раскрытия основного мотива произведения самостоятельно или с помощью режиссера исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель,
названную Станиславским сверхзадачей. Обучение сверхзадаче через действие - основа системы Станиславского. Система состоит из двух частей, первая часть посвящена проблеме работа актера с самим собой. Это ежедневная тренировка. Целенаправленное, органичное действие актера в предлагаемых автором обстоятельствах составляет основу актерского мастерства. Это психофизический процесс, включающий в себя сознание, волю, чувства актера, его внешние и внутренние художественные данные, которые Станиславский называет элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, коммуникативные способности, восприятие истины, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластичность и др.
Вторая часть системы Станиславского посвящена работе актера над ролью, которая завершается органическим слиянием актера с ролью, перевоплощением в образ. Станиславский определяет пути и средства создания настоящего, цельного, живого характера. Образ создается, когда актер полностью сливается с ролью, точно улавливая общую идею произведения. В этом ему должен помочь режиссер. Учение Станиславского о режиссуре как искусстве создания пьесы основано на творчестве самих актеров, объединенных общим концептуальным замыслом. Цель работы режиссера – помочь актеру воплотить изображаемого человека.
Произведения Станиславского переведены на многие языки мира. Его основные идеи стали достоянием актеров и режиссеров многих стран и оказали большое влияние на современную жизнь и развитие мирового искусства. Принципы системы Станиславского следующие:
Принцип правды жизни есть первый принцип системы, основной принцип всякого реалистического искусства. Это основа всей системы.
Принцип сверхзадачи – это та, ради которой художник хочет оставить свою собственную идею в умах людей, к которой он в конечном итоге стремится. Мечта, цель, желание, идеологическая деятельность. Правильно выполняя сверхзадачу, художник не ошибается в выборе приемов и выразительных средств.
Принцип активного действия — не предъявление образов и страстей, а действие в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понимает этого принципа, тот не понимает системы и метода в целом. Все методические и технологические указания Станиславского имеют одну цель - пробудить естественную человеческую природу актера к органическому творчеству в соответствии с важнейшей задачей.
Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного, механического, все должно подчиняться требованиям органичности.
Принцип перевоплощения является последней стадией творческого процесса – созданием сценического образа путем органического творческого перевоплощения.
Система включает в себя несколько методов. Один из них заключается в том, чтобы актер поставил себя в обстоятельства, предлагаемые ролью, и сыграл роль от себя. Также применяется принцип «типажного подхода». Широко распространен в современном театре. Этот принцип пришел из кинематографа и сегодня применяется как в кино, так и в рекламе. Он заключается в том, что роль отводится не актеру, который может создать образ, используя материал роли, а актеру, который соответствует персонажу по своим внешним и внутренним качествам. При этом режиссер учитывает не столько актерские способности, сколько природные данные.
Станиславский протестовал против такого подхода. По Станиславскому, «я в предложенных обстоятельствах» — это формула сценической жизни. Стать другим, оставаясь собой - эта формула выражает диалектику творческое перевоплощение по Станиславскому: когда ты станешь актером для других это спектакль, игра. Если он остается один, он проявляет себя. Оба требования должны быть объединены. Все как в жизни: человек растет, развивается, но все равно остается самим собой. Творческое состояние состоит из взаимосвязанных элементов:
- активная концентрация (постепенное внимание); - расслабленное тело (сценическая свобода);
- правильная оценка планируемых обстоятельств (поэтапное завершение);
- желание действовать на этой основе (сценическое действие).
1. Сценическое внимание – основа внутренней техники актера. Станиславский считал, что внимание направляется чувствами. В зависимости от характера объекта внимание делится на внешнее (вне человека) и внутреннее (думаю, чувствую). Задача актера состоит в том, чтобы активно сосредоточить внимание на предмете в сценической среде. «Я вижу данное, я отношусь к данному» — формула сценического внимания по Станиславскому. Отличие сценического внимания от жизненного заключается в фантазии, не в предметном изучении предмета, а в его преобразовании.
2. Сценическая свобода. Свобода имеет две стороны: внешнюю (физическую) и внутреннюю (духовную). Внешняя свобода (мышечная) - это состояние тела, при котором на каждое движение тела в пространстве расходуется столько мышечной энергии, сколько необходимо для этого движения. Знание дает уверенность в себе, уверенность в себе создает свободу, а это в свою очередь выражается в физическом поведении человека. Внешняя свобода есть результат внутренней свободы.
3. Стадия веры. Зритель должен верить в то, во что верит актер. Сценическое убеждение рождается из убедительного объяснения происходящего и мотивации - т. е. обоснования. Оправдать означает объяснить, мотивировать. Рассуждение приходит с помощью фантазии.
4. Сценическое действие. Знаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим тем самым специфику каждого искусства, является материал, который художник использует (в самом широком смысле этого слова) для создания художественных образов. В литературе это слово, в живописи краски и линии, в музыке звук. В действии действие материально. Действие — это осознанный акт человеческого поведения, направленный на достижение определенной цели — классическое определение действия. Действие актера – это разовый психофизический процесс достижения цели в борьбе с обстоятельствами, предлагаемыми малым кругом, который так или иначе выражается во времени и пространстве. В действии наиболее ярко проявляется целостная личность, то есть единство физического и духовного. Актер своим поведением и действиями создает образ. Воспроизведение этого (поведения и действия) — суть игры.
Суть сценических переживаний актера такова: на сцене нельзя жить теми же чувствами, что и в жизни. Жизненное и сценическое восприятие имеют разное происхождение. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате реального раздражителя. Вы можете вызвать в себе чувство только потому, что мы знакомы с ним в жизни. Это называется эмоциональной памятью. Жизненный опыт первичен, а сценический опыт вторичен. Производимый эмоциональный опыт является воспроизведением чувств, поэтому он вторичен. Но самым верным средством овладения чувствами, по Станиславскому, является действие.
И в жизни, и на сцене чувства плохо контролируются, они возникают непроизвольно. Настоящие чувства часто возникают, когда вы их забываете. Оно субъективно в человеке, но связано с деятельностью среды, т. е. с целью. Таким образом, действие есть стимул к чувству, ибо всякое действие имеет цель, лежащую за пределами самого действия.
Возьмем простой пример. Допустим, вам нужно наточить карандаш. Это нужно сделать, например, чтобы нарисовать картину, написать сообщение, посчитать деньги и т. д. Раз у действия есть цель, то есть и мысль, а раз есть мысль, то есть и чувство. Это означает, что действие представляет собой совокупность мыслей, чувств и физических движений.
Цель действия состоит в том, чтобы изменить объект, на который оно направлено. Физическая активность может быть средством (приспособлением) для осуществления умственной деятельности. Таким образом, действие — это катушка, на которую наматывается все остальное: внутренние действия, мысли, чувства, вымыслы.
Богатство человеческого духа, весь комплекс сложнейших психических переживаний, колоссальное напряжение мысли могут быть наконец воспроизведены на сцене через простейшую партитуру физических действий для реализации элементарных физических проявлений.
С самого начала Станиславский отверг эмоцию, чувство как стимул существования актера в процессе создания образа. Когда актер пытается апеллировать к эмоциям, он неизбежно впадает в клише, потому что апелляции к бессознательному создают банальную, тривиальную репрезентацию любого чувства в произведении.
Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическое действие на сцене может вызвать и мысль, и волеизъявление, и, наконец, необходимую эмоцию, чувство. Система ведет оператора от сознания к подсознанию. Он строится по законам самой жизни, где существует неразрывное единство физического и духовного, где сложнейшее психологическое явление выражается через последовательную цепь конкретных телесных действий.
Искусство есть отражение и реализация жизни. Если есть цель стать ближе к таким гениям, как Шекспир, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Толстой, Чехов – следует изучать естественные законы жизни и природы, которым они по незнанию, случайно подчинили свою жизнь и творчество, научиться применять эти законы в своей практике. На этом, собственно, и основана система Станиславского.
1.2. Педагогическая деятельность как актерская деятельность
Важнейшей задачей педагога является обучение общению в искусственно созданных условиях. Мы определяем стремление учителя к достижению важнейшей задачи как непрерывную деятельность учителя посредством используемой им методики.
Мы рассматриваем систему Станиславского как метафору продуктивной организации обучения, где в арсенале учителя есть набор методов обучения и невербальных средств, а отношения «учитель-ученик» строятся на доверии, взаимопонимании и анализе. поведенческие причинно-следственные связи. Систему Станиславского принято называть сценической теорией, методом и художественной техникой. Созданная как практическое пособие для актеров и режиссеров, она впоследствии приобрела значение эстетической и профессиональной основы исполнительского искусства, основы коммуникативных и поведенческих приемов. Современная языковая дидактика, психолингвистика и продуктивные методы обучения вынуждены опираться на такие системы.
Применяя идеи Станиславского к учебной и внеурочной деятельности, необходимо выделить термины «эффективность педагогического общения», «повышение эффективности педагогического общения». Недооценка педагогами важности навыков педагогического общения, неумение понять собеседника, незнание «языка тела» и основных положений теории Станиславского приводит к возникновению психологических барьеров во взаимопонимании между людьми (неумение слушать и слушать учащихся, «читать» и понимать собеседника, анализировать поведение собеседника, соотносить вербальное и невербальное поведение окружающих).
Педагогическое общение имеет свою специфику по сравнению с другими средствами коммуникации и выполняет следующие задачи: познание личности участников; передача информации (обмен); организация деятельности; обмен эмоциями: понимание психологического состояния учащихся: самореализация и самоутверждение (как учителя, так и ученика).
На основе образовательной системы, оснащенной комплексом невербальных, вербальных, паралингвистических средств, характеризующих современный уровень образовательной организации, выделяются следующие условия эффективного педагогического общения:
а) использование активных методов обучения;
б) создание атмосферы взаимного уважения, доверия и понимания;
в) способность привлекать внимание аудитории;
г) опора на активность учащихся;
д) разумное изменение деятельности;
е) опора на положительное подкрепление, вера в успех;
ж) равноправное общение, диалог;
з) способность и желание понять другого человека в контексте требований определенной ситуации общения;
и) гибкость, готовность брать на себя инициативу в общении и передавать ее партнеру.
Среди наиболее важных для эффективного общения характеристик педагогов следует выделить следующие: доброжелательность, инициативность, открытость, способность мыслить, непосредственность, умение слушать, «читать» собеседника, умение побеждать. через, доверие. Вышеуказанные характеристики и умения преподавателей являются стандартными требованиями к педагогическому общению, которые представлены современным уровнем организации учебного процесса, широким использованием методов активного обучения. Профессиональное развитие преподавателя требует использования в работе элементов системы Станиславского (путем обучения и деятельности по важнейшему заданию), а также практического овладения основами педагогических приемов общения: дыхания, говорения, использование выразительных средств, овладение основами публичного выступления, невербальные компоненты педагогического общения.
Итак, основные положения рассматриваемой системы позволяют сделать вывод, что:
- всякое обучение требует действия (игры, пародии, использование масок), потому что обучение - это процесс, меняющий поведение;
- актерская техника – это способность заставить себя двигаться, говорить и думать по-другому: изменения в том, как вы двигаетесь, говорите и думаете, приводят к изменениям в наших чувствах и эмоциях;
- в педагогической практике отчетливо виден постоянный элемент актерского мастерства (на занятиях мы учимся развивать не только память, но и сообразительность в способах восприятия информации);
- только при хорошем руководстве мы удовлетворены той ролью, которую играем на уроке, и учитель может применять надежные технологии для достижения заданных параметров обучения;
- К.С. Система Станиславского поддерживает множество факторов, влияющих на парадигму соотношения методологической системы и всей совокупности принципов, определяющих ее специфику. К.С. Станиславский показал, как применять эти принципы на практике. Система – метод воздействия на подсознание через сознание. Он учит выбирать мысли и действия так, чтобы необходимые чувства включались вместе с их физиологическими проявлениями («быть, а не казаться»);
- всякая мысль, настроение, намерение выражается внешне - каким-либо движением. Актеры (педагоги), моделируя разные ролевые отношения и речевые ситуации, воссоздают эмоциональную жизнь своих персонажей, подбирая жесты, движения, речевые манеры. И все их поведение на тренировочном этапе естественно. соответствует замыслу драматурга (профессора языка, методиста, автора учебника).
- внешкольные формы обучения, наряду с аудиторным обучением, являются равноправными составляющими единого образовательного комплекса.
Среди названных различных форм внешкольного образования недостаточно изучены методы и средства театрализации. При изучении наследия К.С. Станиславского применительно к педагогической действительности следует адаптировать и раскрыть основные положения его системы: о действии, планируемых обстоятельствах, сверхзадаче и сквозном действии.