Фрагмент для ознакомления
2
АННОТАЦИЯ
В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с нравственным воспитанием младших школьников.
Предпосылками для написания данной работы стали основные направления духовно-нравственного развития младших школьников, а также деятельность учреждений культурно-досуговой деятельности в нравственном воспитании младших школьников.
Целью работы является проанализировать деятельность культурно-досуговых учреждений в нравственном воспитании младших школьников.
Данная курсовая работа состоит из 43 страницах и включает в себя две главы, введение, заключение, список используемых источников, приложения.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как раскрытие понятий «нравственное воспитание», «младший школьник». Выделены основные сущностные характеристики, заложенные в процесс нравственного воспитания младших школьников и представлена психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
Во второй главе проводится анализ деятельности культурно-досугового учреждения в нравственном воспитании младших школьников. Рассмотрены результаты анкетирования детей младшего школьного возраста, родителей и педагогов, и анализ продуктов деятельность учреждения культуры в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы.
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития общества характеризуется резким повышением роли образования. В последнее время социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется состоянием глобального морального, эстетического и духовного кризиса.
В наш век обилие информации через средства массовой информации, использование интернета ложатся мертвым грузом на психику ребенка, а затем при обилии информации нехватка чувств и интересов ложится на ребенка. Их неразвитость порождает примитивность человеческой психики, когда один человек не может не только испытывать, но даже получать удовлетворение.
В этих условиях нравственное воспитание является одной из важнейших задач формирования и становления культурной, разносторонней личности.
Таким образом, нравственное воспитание детей остается актуальной и востребованной проблемой в современном мире, поскольку в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственно-психического воспитания.
В настоящее время кроме образовательных организаций разносторонним воспитанием младших школьников также занимаются учреждения культуры, реализуя его через организацию досуговой деятельности детей.
В сфере досуга младшие школьники более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью проводить воспитательную работу. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочнение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нравственным, правовым нормам и нормам поведения в обществе.
О нравственном воспитании младших школьников писали выдающиеся педагоги, такие как А.С. Белкин, Л.С. Выготский, М.А. Данилов, Е.В. Коротаева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и другие.
Актуальность проблемы нравственного воспитания детей становится очевидной, если соотнести вышесказанное с анализом современной международной обстановки. Этим объясняется пристальное внимание к интересующей нас проблеме философов, социологов, психологов, учителей. Поэтому необходимо более внимательно рассмотреть деятельность учреждений культуры в нравственном воспитании младших школьников.
Цель исследования – проанализировать деятельность культурно-досуговых учреждений в нравственном развитии личности младшего школьника.
Объект исследования – процесс нравственного развития младших школьников.
Предмет исследования – деятельность культурно-досуговых учреждений в нравственном развитии личности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «нравственное развитие»;
2. Выделить психолого-педагогические особенности нравственного развития в младшем школьном возрасте;
3. Дать характеристику культурно-досуговых учреждениям и рассмотреть методы нравственного воспитания младших школьников;
4. Провести анкетирование и анализ деятельности культурно-досугового учреждения в нравственном воспитании младших школьников.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретические основы нравственного воспитания отражены в работах таких ученых как О. Г. Дробницкий, Г. М. Коджаспирова, И. П. Подласый, Т. Б. Сандабкина, В. А. Сухомлинский.
На основании исследований Г. С. Абрамовой, Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой, Б. С. Волкова, Л. С. Выготского, Н. С. Лейтес, Б. Т. Лихачева, М. В. Матюхиной, В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, С. Л. Рубенштейна, К. Д. Ушинский, О. В. Хухлаевой, Д. Б. Эльконина, установлено, что наиболее сензитивным в отношении нравственных представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
Методы исследования:
- теоретические - сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования;
- эмпирические: тестирование, качественная и количественная обработка данных, метод наглядного представления.
База исследования:
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в работе был проведен анализ деятельности культурно-досугового учреждения в нравственном развитии младших школьников на основе результатов анкетирования детей младшего школьного возраста, а также анализа программного обеспечения деятельность учреждения культуры.
Практическая значимость результатов данного исследования рассматривается в возможности учета рекомендации повышения нравственной работы с детьми младшего школьного возраста в работе культурно-досуговых учреждений.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложение.
Во введении представлен методологический аппарат исследования.
В первой главе раскрыты понятия «нравственное воспитание», «младший школьник». Выделены основные сущностные характеристики, заложенные в процесс нравственного воспитания младших школьников и представлена психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.
Во второй главе проводится анализ деятельности культурно-досугового учреждения в нравственном воспитании младших школьников. Рассмотрены результаты анкетирования детей младшего школьного возраста, родителей и педагогов, и анализ продуктов деятельность учреждения культуры в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы.
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного развития детей младшего школьного возраста
1.1 Определение понятия «нравственное развитие» в психолого-педагогической литературе
В основе понимания сущности нравственных представлений лежит основная категория «нравственность». Мы считаем целесообразным дать этому понятию определение.
В философском энциклопедическом словаре «нравственность» определяется как один из важнейших и важных факторов общественной жизни. Нравственность состоит в добровольном любительском согласовании чувств, желаний и действий членов общества с чувствами, стремлениями и поступками граждан, их интересами и достоинством всего общества [Фархшатова, 2003: 24].
В «Кратком словаре по философии» нравственность отождествляется с понятием морали и поясняется как особая форма общественного сознания, выраженная в неписаных правилах поведения, сложившихся в соответствии с представлениями и убеждениями людей о, чести и совести, добре и зле, порядочности и справедливости и т. п. и обеспечиваемых силой общественного мнения [Фархшатова, 2003: 25].
В. И. Даль считал, что «нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий с ним общее духовное начало, к умственному относиться истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека» [Лагодина, 2006: 54].
У С. И. Ожегова «нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [Ожегов, 1994: 414].
У Д. Н. Ушакова нравственность – «1) Совокупность норм, определяющих поведение человека; 2) само поведение человека; 3) моральные свойства [Ушаков, 2008: 386].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги, учебные пособия, статьи:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: изд. центр Академия; Раритет, 2001. - 704 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность [Текст]: теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 236 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]. - Екатеринбург, 2019. - 192 с.
4. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1975.
5. Вoлков Б.С. Младший школьник [Текст]. - М.: Академический Проект, 2018. - 362 с.
6. Гомезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие [Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 508 с.
7. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры [Текст]. - М.: МГУКИ, 2019. - 234 с.
8. Жаркова А.Д., Чижова В.М. Культурно-досуговая деятельность [Текст]. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
9. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика [Текст]. - М.: Флинта, 2020. - 200 с.
10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учеб.пособие [Текст]. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 2018. - 136 с.
11. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И., Утин Е.В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы [Текст]. - М.: ФАИР, 2016. - 224 с.
12. Лагодина, Е. Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России [Текст]. – М.: Просвещение, 2006.
13. Нижегородов Д. Г., Серикова Л.А. Аксиологический подход к нравственному воспитанию личности в условиях современной системы образования [Текст] // Философия образования. – 2012. – №1 (40). – С. 233-239.
14. Никитина Л.Е. Воспитание как технология общественного развития [Текст] // Воспитание школьников. - 2021. - №1. - С. 15-21.
15. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] : Опыт пед. исследования / Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой ; Науч.-исслед ин-т общих проблем воспитания Акад. пед. наук СССР. Лаб. нравств. воспитания мл. школьников. - Москва : Педагогика, 1973. - 119 с.
16. Подласый И.П. Педагогика [Текст]. - М., 1999.
17. Сандабкина, Т. Б. Психолого – педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 15. – С. 151-154.
18. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 405с.
19. Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников [Текст]. – М. : Педагогика, 1982. - 104 с.
20. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) [Текст]. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
Словари
21. Большой толковый словарь русского языка [Текст]: ок. 60 000 слов / под. ред. Д.Н.Ушакова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 1268 с.
22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – 907 с.
Монографии, диссертации
23. Фархшатова И. А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования [Текст] : дис. канд. пед. наук. – Оренбург [б.и.], 2003. – 163 с.
Электронные ресурсы
24. Павлова Е.Н., Савельева А.Г. Нравственное развитие личности // Наука и современность. 2014. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-razvitie-lichnosti (дата обращения: 30.01.2023).
25. Плеханова А. В. Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время // Вестник ТГУ. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vo-vneuchebnoe-vremya (дата обращения: 30.01.2023).