Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы определены тем, что на сегодняшний день, когда учащиеся средних и старших классов испытывают трудности в освоении программы по литературе, вопрос о применении игровых технологий стал особенно актуальным.
Изучение поэзии русского символизма в старших классах является одним из важных разделов методики обучения литературе, требующих контекстуального подхода.
В отечественной методике накоплен достаточно богатый опыт изучения лирических произведений в школе. В большей степени разработаны теоретико-методологические принципы изучения классической поэзии и лирики первой половины ХХ века, вплоть до 60-70-х годов. Однако в начале XXI века остро стоит проблема отбора и методического осмысления современных литературных произведений, особенно поэтических, так как взгляд критиков и литературоведов на особенности развития лирики, выделения ее основных течений рубежа ХХ - ХХI веков неоднозначен.
В ФГОС СОО нет конкретизации предметных умений, связанных именно с изучением современной лирики, в то же время отмечается, что у выпускников должны быть сформированы представления о системе стилей языка художественной литературы, а на углубленном уровне предполагается «понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений». Анализ и интерпретация современной литературы, в том числе и лирики неотделимы от стилевого анализа и использования современных литературоведческих терминов, таких, например, как постмодернизм, необарокко, метареализм и др.
Объект исследования – современный урок литературы.
Предмет исследования – игровые элементы на уроках литературы.
Цель исследования – изучить возможности использования игровых приемов при изучении лирики в старших классах, а также разработать методическую копилку игровых приёмов для изучения лирики в старших классах.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
• Провести анализ УМК по литературе;
• Рассмотреть цели, принципы, правила, результаты использования игровых приемов на уроке литературы;
• Разработать методическую копилку игровых приёмов для изучения лирики в старших классах.
При написании курсовой работы были использованы методы исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования: полученные в работе данные могут быть использованы на уроках литературы в старших классах.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 35 источников.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования темы
1.1. Изучение лирики в старших классах: анализ УМК
В современный период развития образовательной сферы, в частности с совершенствованием учебных программ по литературе на всех уровнях образования, остается непонятным аспект отсутствия научно-педагогических новшеств, в плане развития методики преподавания лирики в старших классах. Так как, с развитием информационно-коммуникационных технологий произошли изменения в интеллектуальных способностях подрастающего поколения.
В этой связи, наличие современной методики преподавания лирики в старших классах образовательных организаций, является принципиальным аспектом корректного литературного просвещения учеников.
Литературное научное сообщество в своих доктринах определяет, что в 21 веке фундаментальной проблемой литературы является потеря актуальности и действенности существующей методики осмысления литературных произведений, в том числе лирических.
В этой связи, актуальность темы настоящего научного исследования заключается в том, что настоящий период педагогической регламентации образовательных отношений, методика изучения лирики в образовательных организациях среднего звена, является основополагающей в процессе систематизации знаний по литературе.
В своем труде «Периодизация литературного развития школьников» Маранцман В.Г. регламентирует, что ученики выпускных классов образовательной организации относятся к эпохе осознания причин и следствий, то есть находятся в том возрасте, когда формируется целостные аспекты строения человеческого сознания. Обозначенные аспекты выражаются осознанием социальной роли индивида, формированием общественных связей, а также определением будущего социального статуса .
Эпоха осознания причин и следствий фундаментально отличается от детского реализма и морального эгоцентризма, которые присущи ученикам 5-9 классов образовательной организации.
По мнению большинства ученых, интеллектуальная деятельность обучающего введет к подавлению личностных эмоций, что благоприятно способствует корректному уяснению сути и сущности литературных произведений, в частности логики автора и содержания композиции .
На уровне среднего общего образования у учеников накапливаются знания, полученные в результате изучения школьной программы по литературе соответствующего уровня, вместе с тем, возраст окончания 9 класса образовательной организации в соответствии с физиологическими свойствами человеческого организма не совсем раскрывает возможность уяснения сущности изученного материала.
В этой связи, научное сообщество пришло консолидированному согласию, что именно возраст освоения среднего основного образования, ведет к более углубленному осмыслению сущности литературных произведений .
В обозначенный период педагогу особенно важно учитывать данные воззрения и вести уроки отражая смену литературных направлений, с применением многих методов познания, в основном историко-сравнительного метода .
Применение историко-сравнительного метода благоприятно способствует как воспитанию личностных качеств ученика, так и его отношении к искусству и литературе.
Многие родители бывают не согласны с данными воззрениями ученых, так как сокращается бюджет времени у школьников, ученики направляют все свое свободное время на изучение экзаменационных предметов. Уяснению и анализированию литературных предметов остается мало времени. В этой связи, у родителей возникают резонные вопросы, связанные с возможностью достижения школьниками тех результатов интеллектуального характера по литературе. Ответ на данный вопрос можно найти в трудах Реза З.Я., который считает, что даже при дефиците времени, физиология подростка такова, что приобретаемые личностные качества и воззрения на жизнь способствуют лучшему уяснения всего изучаемого .
В Примерной образовательной программе указано, что обучающийся получит возможность узнать «о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы» , но в то же время в списке рекомендуемых произведений и авторов по литературе для 10–11-х классов раздел «Современный литературный процесс» представлен в основном прозаическими произведениями (за исключением стихотворений Д. Л. Быкова). Изучение лирики заканчивается именами поэтов 60-70-х годов: А.А. Тарковский, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава и др.
Для того, чтобы выяснить, какими авторами представлена современная лирика в курсе литературы 10-11 классов, мы провели сопоставительный анализ современных учебников и учебно-методических комплексов по литературе, рекомендованных Министерством образования и науки.
Анализ учебников показал, что в большинстве образовательных программ изучение современной литературы заканчивается на именах И. Бродского и Н. Рубцова.
В программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной в 11 классе предлагается только один урок изучения современной лирики под названием «Общий обзор произведений последнего десятилетия» . К обзорному изучению рекомендованы стихотворения Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Ю. Друниной, Е. Евтушенко, Ю. Мориц, Л. Васильевой, Н, Тряпкина, О. Чухонцева, А. Кушнера, Б. Чичибабина, И. Шкляревского, Ю. Кузнецова, О. Фокина, Д. Пригова, Т. Кибирова, И. Жданова, О. Седаковой и других. В списке авторов, как видим, представители разных течений в лирике: эстрадная поэзия, «тихая лирика», концептуализм, метареализм. В пределах одного урока представляется невозможным сформировать представление о столь разных стилевых течениях, тем более, что лирика 60-70-х годов – это отдельный значимый период в развитии поэзии.
В учебнике под редакцией Е.Н. Бунеева после поэтов серебряного века в 11 классе изучается только лирика Н.М. Рубцова.
По программе Б.А. Ланина предполагается изучение темы «Поэзия рубежа XX—XXI веков» в 11 классе, причем направления и имена поэтов, обозначенные автором, отражают основные тенденции современной поэзии конца ХХ-начала ХХI веков. На тему отводится три урока:
1. Концептуализм: Д. А. Пригов, Л. С. Рубинштейн, Т. Ю. Кибиров и др. Особенности русской концептуалистской поэзии.
2. Метареализм: И. Ф. Жданов, А. В. Еременко, О. А. Седакова, А. М. Парщиков и др. Истоки метареализма и его черты. Творческий проект.
Создание стихотворения в форме центона. Литературный портрет поэтаконцептуалиста или метареалиста (с использованием ресурсов Интернета).
3. Творческая работа. Интерпретация стихотворения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы : том первый : учебник для педагогичесих вузов / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. – Москва : Просвещение, ВЛАДОС, 2014
2. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова – Москва: Академ А, 1999
3. Бунеев, Р. Н. Литература 11 класс : учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – Москва : Баласс, 2015
4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 233с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.
6. Гаранина Н.В. Игровой дискурс подвижных игр английского подростка // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №1. С. 218-223.
7. Гельфонд М.М. «Я сделал вновь поэзию игрой...», или Веселые разминки на уроках литературы // Литература. 2013. Апрель. С. 26-28.
8. Горбунова Е.В. Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению. 5 класс // Уроки литературы. 2016. № 8.
9. Докусов А. М. Восприятие учащимися литературного произведения методика школьного анализа: пособие для учителей / А. М. Докусов. – Москва: Просвещение, 1974
10. Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе/ Ю.В.Долбилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 285 с.
11. Дружинина Т.В. «Верите ли вы, что...»: литературная игра, посвященная жизни и творчеству Ф.А. Абрамова // Уроки литературы. 2015. № 2. С. 12-14.
12. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015.
13. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
14. Журавлев, В. П. Литература. 11 класс 2 часть : учебник / В. П. Журавлев. – Москва : Просвещение, 2015
15. Занько С.Ф. Игра и ученье. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М.: Логос, 1992. 126 с.
16. Ильин Е. Н. Путь к ученику. – М., 2001. – С. 29–30
17. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии: пособие для учителей. М.: Новая школа, 1996. 192 с.
18. Коровина В. Я. Программы образовательных учреждений по литературе / В. Я. Коровина. – Москва : Просвещение, 2007
19. Королева С. В. Изучение особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы: автореф. дис. … канд. педагогических наук : 13.00.02/, Королева Светлана Викторовна. – Москва, 2000
20. Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998. 240 с.
21. Ланин, Б. А. Литература : 11 класс : методические рекомендации / Б. А. Ланин, А. И. Слемзина; под общ. ред. Б. А. Ланина. – Москва : Вентана-Граф, 2019
22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 303-323.
23. Маранцман В. Г. Литература: программы общеобразовательных учреждений / В. Г. Маранцман. – Москва: Просвещение, 2005
24. Мельникова Н.М. Развитие воображения у младших школьников в процессе изучения лирических произведений. — URL: https://multiurok.ru/ index.php/files/razvitiie-voobrazhieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-v.html
25. Минкин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1983. 254 с.
26. Примерная образовательная программа СОО [Электронный ресурс] : Планируемые предметные результаты освоения ООП (Литература), Примерные программы отдельных учебных предметов (Литература). – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282289
27. Пташкина В.Н. «Игровые технологии на уроках русского языка».5-9 классы. – М.: Учитель, 2021 – 238 с.
28. Рез З. Я. Изучение лирических произведений. Методика преподавания литературы: пособие для учителей / З. Я. Рез. – Москва: Просвещение, 1977.
29. Рез З. Я. Методика преподавания литературы : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 2101 «Рус. яз. и литература» / З. Я. Рез. – Москва: Просвещение, 1977
30. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, – 1985. – с. 32
31. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.
32. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М., 2010
33. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев.: Издательство «Радянська школа», – 1972.
34. Тарабарина, Т.И.; Соколова, Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Серия: Мои первые уроки. – Яр-ль: Академия развития, 2001 г. – 208 с.
35. Якименко Р. В. Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования: автореф. дис. … доктор педагогических наук : 13.00.02/, Якименко Руслан Витальевич. – Москва, 2005