Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре ребёнок удовлетворяет все свои потребности - движение, общение, познание, самореализация и др. Игра является эффективным средством формирования личности старшего дошкольника. В игре реализуется потребность ребёнка воздействия на мир.. В ходе игры ребёнок учится и социализируется.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре у ребёнка присутствует сознательное желание учиться. Особенно это заметно при сюжетно – ролевой игре. В условиях реализации ФГОС ДО, много внимания уделяется проблеме развития самостоятельности и творческой инициативы личности ребёнка. С этой целью актуализируется необходимость поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала и субъектной позиции человека. Всё это требует создания психолого-педагогических условий для развития способностей каждого ребенка.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Сюжетно – ролевая игра является самоценной формой активности старшего дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали о том, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных творческих результатов является особенно важным. Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности творческого освоения деятельности в игре и достижения в ней высоких результатов. Сегодня в ДОУ творческим играм уделяется немного времени, а их содержание не всегда соответствует особенностям субкультуры современного дошкольника. Освоение ребёнком позиции субъекта признаётся сегодня важнейшим условием развития творчества в разных видах игровой деятельности.
Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия развития позиции субъекта в сюжетно – ролевой игре детьми подготовительной группы.
Объект исследования: процесс развития позиции субъекта в
сюжетно – ролевой игре у детей подготовительной группы.
Предмет исследования: особенности сюжетно – ролевой игры и её роль в формировании личности дошкольника как субъекта деятельности.
Задачи:
1. Описать предпосылки развития позиции субъекта деятельности у детей подготовительной группы.
2. Рассмотреть сюжетно – ролевая игра детей подготовительной группы и описать понятие, структуру и особенности развития.
3. Раскрыть особенности развития позиции субъекта в сюжетно – ролевой игре у детей подготовительной группы.
4. Предложить содержание работы по развитию позиции субъекта в сюжетно – ролевой игре у детей подготовительной группы и технологию реализации методов обучения в сюжетно – ролевой игре детей подготовительной группы.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы педагогами при работе с детьми старшего дошкольного возраста, с целью совершенствования воспитательно – развивающего процесса по формированию дружеских субъектных взаимоотношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
1.1 Предпосылки развития позиции субъекта деятельности у детей подготовительной группы
Дошкольное детство – это уникальный период жизни и время, когда
закладываются основы личности и происходит становление разных видов
деятельности. В этом возрасте впервые проявляется индивидуальность каждого человека. М.В. Крулехт писал о том, что в дошкольном возрасте ребёнок развивается целостно как субъект детских видов деятельности [5]. Дети старшего дошкольного возраста имеют определённые предпосылки развития позиции субъекта деятельности и часто проявляют свою активную позицию субъекта. Это особенно заметно, в различного рода играх, и в частности, в сюжетно – ролевых играх.
С понятием позиция субъекта тесно связаны такие понятия, как «индивидуальность», «активность», «субъект», «деятельность» и др. Целостное развитие ребёнка-дошкольника в подготовительной группе выстраивается на основе системно-структурного подхода, который предполагает рассмотрение человека в качестве личности и субъекта деятельности. Путь к индивидуальности лежит через целостное развитие человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Именно деятельность создаёт условия для развития и саморазвития человека.
В психолого - педагогической литературе деятельность рассматривается как «активность субъекта, направленная на изменение мира,
на производство или порождение определённого объективированного продукта материальной или духовной культуры» [31, с.87].
В деятельности происходит реализация социальной сущности человека через взаимодействие с окружающей средой. При этом достигается реализация поставленной человеком цели, которая обусловлена необходимостью удовлетворения его определённой потребности.
С.Л.Рубинштейн пишет, что становление внешней деятельности приводит к саморазвитию внутренних структур субъекта. Старший дошкольник достаточно подготовлен к тому, чтобы анализировать все свои действия, в том числе в игровых видах деятельности. Именно деятельность задаёт личностные новообразования индивиду по мере того, как человек становится её субъектом. В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта. Активность субъекта здесь является ведущей научной категорией. Активность личности как научная категория анализируется в различных аспектах.
С точки зрения К.А. Абульхановой - Славской, активность выражает отношение человека к деятельности. Активность ребёнка в игре поддерживается его мотивацией. Игровая деятельность продолжает оставаться ведущей деятельностью для ребёнка практически до начальной школы. но игра старшего дошкольника уже отличается от игры ребёнка более младшего возраста. Старший дошкольник пытается копировать действия взрослых людей. Дети часто копируют своих родителей в их профессиональной деятельности. или копирует их действия в семье и быту. В сюжетно – ролевых играх ребёнок берёт на себя ответственность выполнять действия взрослых людей. У него появляется своего рода ответственность за эти действия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова, В.К. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В.К. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо.- Лепта Книга, 2006. – 640 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 9. – С. 65-69; No 8 – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
8. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2001. – No 9. – С. 30-32.
9. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
10. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб. : СПб АППО, 2005. – 112 с.
11. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – No 6. – С. 5-9.
12. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
14. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей [Текст]: методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 2002. – 21 с.
15. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова, И. И. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 231 с.
16. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2006. – С. 149-150.
17. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
18. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2009. – 214 с.
19. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
20. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
21. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции [Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. – 2011. – No 3. – С. 21-23.
22. Пастюк, О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка [Текст] /О В. Пастюк, И.А. Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное вос- питание. – 2003. – No 11. – С. 35-42.
23. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]:
монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2011. – 234 с.
24. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкастистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство, 2006. – 269 с.
25. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. –2006. – No 2. – С. 55-69.
26. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 11.01.2023).
27. Смирнова, Е.О. Особенности игры и психического развития [Текст] /Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2004. – No 3. – С. 69-71.
28. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 8-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.
29. Файнберг, С.У. каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст]/ С.У. Файнберг // Дошкольное воспитание. – 2011. – No 2. – С. 52-62.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 11.01.2023).
31. Флегонтова, Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей [Текст] / Н.П. Флегонтова // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2010. – С. 85-93.
32. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Хабарова. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
33. Эльконин, Д Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин // В кн.: Д. Б. Эльконин. Детская психология. – М., 2007. – С. 105-135.