Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы проблема сохранения профессионального здоровья педагога становится одной из актуальных в науке и практике, поскольку в современных условиях многие профессии приобретают стрессогенный характер. Люди теряют уверенность в гарантированности рабочего места, в стабильности своего социального и материального положения, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу.
Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связано со стрессом на рабочем месте и оказывает отрицательное воздействие на межличностные отношения. Эти факторы неизбежно приводят к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций человека, появлению тревоги, депрессии, зависимости от психоактивных веществ, симптомам так называемого эмоционального выгорания.
Специфика педагогического общения включает в себя необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами. Профессия педагога относится к типу профессий «субъект - субъект» и предполагает активное коммуникативное взаимодействие. Педагоги в наибольшей степени подвержены влиянию психического выгорания. Поэтому, как отмечает Р.В. Овчарова, особую актуальность приобретает грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития «выгорания», что может помочь в приостановке начавшегося процесса «выгорания» или предупредить его возникновение, сохранив педагога как здоровую личность и эффективного профессионала»[24, с.87].
Профессиональная деятельность во многом определяет траекторию развития личности человека, как определяли в своих исследованиях Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Э.Э. Сыманюк Однако, наряду с развитием профессионализма исследователи рассматривают варианты негативного влияния профессии на личность профессионала (Безносов С.П., Грановская Р.М., Зеер Э.Ф., Рогов Е.И. и др.). Актуальными становятся исследования по изучению особенностей проявления профессиональных деформаций, синдрома эмоционального выгорания. Следует отметить, что в зоне психологического риска преимущественно оказываются профессии «социономического типа», как указывал Безносов С.П.
Такие особенности деятельности педагога, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка являются стресс - факторами, постоянно присутствующими в работе педагога.
Несмотря на большое количество исследований в области изучения профессионального развития специалистов разных профессий на предмет изучения особенностей профессиональных деформаций, завершённые исследования по данной проблеме в отношении педагогов профессиональной школы встречаются достаточно редко, что определяет актуальность и выбор темы исследования: «Профилактика эмоционального сгорания педагога профессиональной школы».
Объект исследования – эмоциональное выгорание у педагогов профессиональной школы.
Предмет исследования – профилактика эмоционального выгорания педагогов профессиональной школы.
Главной целью исследования является изучение аспектов профилактики эмоционального сгорания педагога профессиональной школы.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования, необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность профессионального здоровья педагога;
- рассмотреть понятие эмоционального сгорания педагога;
- представить методику сохранения профессионального здоровья и профилактика эмоционального выгорания педагога;
- описать педагогический опыт сохранения профессионального здоровья педагога профессиональной школы.
Гипотеза исследования: профессиональное здоровье учителя будет сохраняться, если осуществлять профилактику появления профессионального сгорания у педагогов профессиональной школы.
Методы, которые были использованы для исследования следующие: сравнительный, статистический, анализа и синтеза, исторический и другие.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, которые дополнительной включают в себя параграфы, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального здоровья педагога
1.1 Понятие и сущность профессионального здоровья педагога
В рамках изучения понятия профессионального здоровья педагога сделаем акцент на понятии психологического здоровья, хотя и соматические компоненты также включены в структуру профессионального здоровья педагога.
В психологическом словаре представлено определение следующего характера. Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствие болезненных психических проявлений и адекватность приспособления к актуальным условиям жизни[27].
В первую очередь нас будет интересовать так называемое, душевное, психологическое состояние здоровья педагога. Существует ряд признаков, уточняющих понятие здоровья, таких как соответствие субъективных образов объективной реальности, способность к коррекции поведения.
Специалисты в сфере психологического здоровья, признают, что сохранение его и ощущение благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности личности к окружающей профессиональной среде и при непрерывно продолжающемся процессе адаптации.
Рассматривая различные признаки, А.В. Никольский определяет здоровье как состояние человека, проявляющееся вследствие баланса внешней формы и внутреннего содержания.
Одно из важнейших мест в жизни личности занимает трудовая и профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается деятельность, которая предстаёт перед человеком как способ выполнения чего-либо имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность трудна в своём освоении, требует определённого периода профессионализации, включающего теоретическое и практическое
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ //Российская газета. –2013, 25 ноября. – Федеральный выпуск №6241. – С.4.
3. Ахмерова С.Г. профессиональный стресс и особенности состояния здоровья педагогов// Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7–8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. – 207 с.
4. Бондаренко Ю.С. Исследование связи феномена эмоционального выгорания и креативного потенциала воспитателя детского сада// Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7–8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. – 207 с.
5. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер - Пресс, 2014. – 336 с.
6. Гордиенко Н.В. Профессиональные деформации личности как результат развертывания существующих предпосылок в условиях профессиональной деятельности /Н.В.Гордиенко // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. Вып. 6. С. 20-28.
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии /Р.М.Грановская. СПб: Изд-во «Речь», 2010. - 655с.
8. Грановская Р.М. Психология веры /Р.М. Грановская. СПб: Изд-во «Питер», 2010. – 480 с.
9. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии /Р.М.Грановская. СПб: Изд-во «Речь», 2010. – 414 с.
10. Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2007. – 218 с.
11. Гиппенрейтер Ю.В. Психология личности / Под ред. Ю.П.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. Хрестоматия. – М., 2009. - 624 с.
12. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. / О.В. Дыбина, С.Е.Анфисова, А.Ю.Кузина, И. В. Груздова – Москва, 2008. – 64 с.
13. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикатор душевного неблагополучия человека //Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. Материалы пер¬вой международной науч.-практ. конф. / Под ред. Н.А. Кравцова, Р.В. Кадырова. - Владивосток : Владивостокский государственный медицинский университет, 2009. - 364 с.
14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин. СПб.: «Питер», 2007. – 320 с.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. СПб.: Питер, 2006. - 368 с.
16. Дубиницкая К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений: Автореф. дис. …канд. пси- хол. наук / К.А. Дубиницкая. М., 2011.- 27 с.
17. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор выгорания у представителей социономических профессий/ О.Н.Доценко // Психологический журнал. 2008.Т. 29. № 5.С. 91-100.
18. Кузнецова Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания / Е.В. Кузнецова,В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. – Куйбышев: КФ ГБОУВПО «НГПУ», 2015. – 296 с.
19. Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их / Е.А. Климов.М.: Изд-во МПСИ, 2006.- 173 с.
20. Мерзлякова Д.Р. Синдром профессионального выгорания и метаиндивидуальность педагога /Д.Р.Мерзлякова //Психологические наука и образование. 2009. №1. С. 55-62.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - 5-е изд., стереотип.- М., 2000. - 640 с.
22. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом / Р.В. Овчарова. – Курган: изд - во Курганского гос. ун - та, 2006. – 187 с.
23. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е.Орел. - М.: изд-во «Ин¬ститут психологии РАН», 2005. – 312 с.
24. Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
25. Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций / Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Дело-
вая книга, 2005. – 547 с.
26. Профессиональная деформация личности / сост. А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов. – Томск: Изд - во ТГПУ, 2013. – 90 с.
27. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
28. Хван А.А., Чиркова Т.Н. Некоторые особенности диагностики выгорания педагогов//Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7–8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. – 207 с.
29. Шелковникова Н.И. Основные характеристики деструкции, деформации и профессионального выгорания специалистов социономических профессий//Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7–8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. – 207 с.