Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически и социально здоровая творческая личность, образованная, способная к полезному труду, построению собственной жизни, сферы общения и обитания, естественно соответствующая нравственным принципам. Поэтому проблема сохранения культурного воспитания в детских садах вынесена на общественное обсуждение общества и приобретает особую актуальность.
Культура поведения - неотъемлемая часть мировой цивилизации, неотъемлемая часть общей культуры человечества.
Нормы поведения определяют, что общепринято и приемлемо в действиях члена общества, а что нет. Единые и общепринятые правила гарантируют высокий уровень отношений и общения в обществе.
Культура поведения считается очень важной, неотъемлемой частью человечества, морали, нравственности, а значит является общечеловеческой культурой. Главной задачей взрослых является рассказать и научить ребёнка уважать каждого человека в отдельности и общество в целом. Проявлять сочувствие, понимание, относиться к людям так как хотел бы, чтобы относились к тебе самому. Этому вопросу уделяется не так много внимания со стороны родителей, воспитателей, как хотелось бы. Именно воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста очень важен в этот период взросления.
Проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общения между людьми играет важную роль в жизни. Если ребенок научится культурно общаться со своими родственниками, знакомыми, то точно так же он будет вести себя и с совершенно незнакомыми людьми. Прививая ребенку культурные поведенческие навыки, мы способствуем развитию общества.
Исследования М.А. Саморуковой, В.И. Логиновой, С.В. Петериной,
Л.М. Гурович, Л.Ф Островской показывают, что одним из самых эффективных способов воспитания культуры поведения у старших дошкольников является художественная литература. Художественная литература воздействует на разум и чувства ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, осознанность и самосознание, формирует мировоззрение.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что необходимо формировать культуру поведения у детей старшего дошкольного возраста, и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не системно, а таким действенным средством, как художественная литература. используется эпизодически.
Проблемой исследования является недостаточное использование художественной литературы для воспитания культуры поведения дошкольников.
Согласно исследованиям С.В. Петериной, Н.В. Виноградовой,
Л.Ф. Островской, формировать у детей навыки культурного поведения, воспитывать сознательное и активное отношение к поставленной задаче, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого есть много возможностей.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, усваивают на практике нравственные нормы поведения, помогающие регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на уроках, в играх, на работе и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, часто пропуская через эти тяжелые педагогические ценности жизненные будни. дошкольного учреждения использовать художественную литературу как скромное и бессистемное средство воспитания культуры поведения.
Художественная литература воздействует на чувства и ум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По мнению Л.И. Божович, искусство фиксирует различные стороны человеческой психики: чувства, воображение, волю, формирует мировоззрение, развивает сознание и самосознание.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, воспитатель должен уделять особое внимание подбору произведений, методике ведения бесед и чтения о художественных произведениях с целью формирования у детей человеческих чувств и этических представлений, их передачи идеи в жизнь и деятельность детей (насколько пробуждаемые искусством чувства детей отражаются в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Объект работы: культура поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Цель исследования: Выявление эффективности художественной литературы как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему воспитания культуры поведения посредством художественной литературы;
2. выявить представления старших дошкольников о культуре поведения;
3.провести диагностику уровня развития культуры поведения старших дошкольников;
4. подобрать художественную литературу, способствующую воспитанию культуры поведения старших дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в том, что воспитание культуры поведения дошкольников будет более эффективным, если использовать художественную литературу.
Методы исследования:
Теоретические – анализ, синтез психолога – педагогической литературы;
Эмпирические: беседа, анкетирование, наблюдение, диагностика.
Методологическая основа: работы Н. А. Зориной, Л. В. Коломийченко Г. И. Чугаевой, Ю. С. Григорьевой, М.И. Микляевой в области нравственного воспитания детей дошкольного возраста; исследования Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой, И.В.Зиминой, Г.В. Плеханова, Н.С. Карпинской, О.С. Ушаковой, Л.П. Стрелковой, Е.И. Тихеевой. По воспитательному потенциалу художественной литературы;
психологические исследования А.М. Виноградовой, Е.А. Алябьевой, А.В. Запорожца, А.З. Неверович, Л. П. Стрелковой, Г.А. Урунтаевой в области нравственного развития детей старшего дошкольного возраста; работы А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, Е.С. Евдокимовой в области технологии проектирования.
Теоретическая значимость: предполагает исследование возможностей использования художественной литературы для воспитания культуры поведения у старших дошкольников.
Практическая значимость: разработан и реализован комплекс занятий с использованием художественной литературы для воспитания культуры общения у детей старшей дошкольной группы.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ
1.1Культура поведения: понятие, составляющие
Одним из главных качеств образованного человека, несомненно, является культура поведения. Это совокупность сформированных и общественно значимых качеств человека, повседневных действий человека в обществе, основанных на нормах морали, нравственности и эстетической культуры. Культурный человек не только находит правильную форму поведения в определенной ситуации, но и умеет ориентироваться в новых для него обстоятельствах. О.С. Газман, дает следующее определение: «культура» - это необходимый минимум общих способностей человека, представлений о ценностях и качествах, без которого невозможны социализация и оптимальное развитие генетически заложенных даров личности человека [10].
И. В. Дубровина рассматривает культуру поведения как образ жизни и действия, отражающие сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, а также его потребности, мнения, вкусы, убеждения, его привычки и его желания[14].
Особенности проявления культуры поведения зависят от различных видов деятельности человека в обществе. Как социально приемлемые качества человека и действия, формируемые у человека как члена общества, определяет культуру поведения П. И. Бархатова [3].
При этом автор подчеркивает, что эти черты личности должны формироваться путем присвоения человеком общечеловеческих нравственных ценностей, эстетической культуры, нравственно-этических норм поведения. С. В. Петерина, Н. И. Курочкина, выделяют два аспекта понимания культуры поведения: как нравственные требования общества, воплощенные в нормах, идеалах и принципах; как устои, закрепленные в обществе как социально приемлемые, и направляющие, регулирующие, контролирующие действия и действия людей в обществе [2].
Эти авторы также отмечают, что на культуру поведения влияют два фактора:
- внешний фактор - отвечает за регулирование поведения и деятельности человека в обществе;
внутренний фактор – заключается в особенностях индивидуальных способностей личности конкретного человека. В педагогическом словаре культура поведения – это соблюдение требований и основных правил человеческого общества, умение находить правильный тон в общении с окружающими [4].
Анализ подходов к определению культуры поведения разными авторами показал, что все перечисленные выше сущностные характеристики категории «культура поведения» не противоречат друг другу, они в той или иной мере дополняют друг друга.
Во-первых, культура поведения выражает нравственные требования общества, которые закрепляются в нормах, стандартах и принципах;
во-вторых, усвоение положений, направляющих, регламентирующих и контролирующих действия и поступки. В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних факторов, состоящих из индивидуальных способностей личности.
Правила культуры поведения, усвоенные человеком, превращаются в важную черту личности - воспитанность, которая предполагает: - соблюдение правил этикета; - соблюдение правил общения; - поддержание общечеловеческих моральных ценностей. Главным признаком культуры поведения является проявление обязательности и точности. Исходя из изложенного, культура поведения понимается как совокупность устойчивых форм повседневного поведения, полезных обществу в повседневной жизни, в общении и в различных видах деятельности.
Культура поведения не только означает соблюдение формального этикета, но неразрывно связана с нравственными представлениями и чувствами и, в свою очередь, подкрепляет их.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Алябьева, Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2019. - 128 c.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219
5. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
6. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
7. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с
8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Издательство
«Смысл», 2017. 615 с
9. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
10. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
11. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
12. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова / под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение,1992.- 116 с.
13. Есина, Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников / Л.Д. Есина. - М.: Скрипторий 2003, 2018. - 344 c.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. — СПб.: Питер, 2017. — 480
15. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. — М.: Юрайт, 2020. — 241 с.
16. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
17. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
18. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст] / Н.И. Непомнящая. - М.:Педагогика,1992. – 160 с.
19. Николаева, Светлана Олеговна Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками / Николаева Светлана Олеговна. - М.: Владос, 2014. - 802 c
20. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2015. - 255 c.
21. Рожина, Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками [Текст] /Л.Н. Рожина – М.: Просвещение.- 1977. – 158 с.
22. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1996.- 517 с
23. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Юрайт, 2020. — 122 с.
24. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
25. Шимбирева Е. И. Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей; Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР - М., 2020. - 245 c.
26. Юдина, А.Р. Уроки вежливости [Текст] / А.Р. Юдина // Дошкольное воспитание, 2003.- № 4.- С. 26-27.