Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Фонематическое восприятие, представляющее собой элементарный уровень распознавания различных звуковых комплексов на уровне слогов, слов, предложений, способность дифференцировать и идентифицировать все фонемы родного языка, навыки звукового анализа и синтеза, является ключом к правильному произношению, овладению грамматической структурой языка, письму и навыки чтения у старших дошкольников.
Исследованиями Е.В. Левченко [27], О.Б. Иншаковой [19], Л.Е. Журовой [17] и других ученых установлено, что нарушение фонематического восприятия приводит к смешению звуков и их заменам в устной речи, а также к замене соответствующих букв на букву, перестановка букв и слогов, слитное написание слов в предложении.
В работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой [25], Р.Е. Левиной [26], Л.Ф. Спировой [33], А.В. Ястребовой [42] систематизированы и обобщены данные, описывающие природу нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.
Ученые выявили, что у детей этой категории нарушены процессы восприятия и распознавания неречевых звуков, различения одних и тех же звуковых комплексов по громкости, высоте и тембру, возникают трудности в отраженном воспроизведении рядов слогов и слов, дифференциации звуков слогов и слов, отличающихся на один фонема, различение оппозиционных фонем на слух, навыки звукового анализа и синтеза не сформированы.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения технологий обследования фонематического восприятия у детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием, поскольку правильно проведенное обследование позволяет наиболее эффективно организовать логопедическую работу с детьми данной категории, которая включает в себя формирование навыков произношения, развитие фонематического восприятия и звукопроизношения. навыки анализа и синтеза.
Объект исследования – процесс обследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – технологии обследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучение технологий обследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что наиболее эффективными технологиями обследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи являются методики Е.Ф. Архиповой, Н.И. Дьяковой, Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной.
В соответствии с гипотезой и целью были поставлены конкретные задачи исследования:
1. Проанализировать литературу, содержащую теоретические основы обследования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2.Изучить технологии обследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3.Подобрать методики обследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Составить методические рекомендации по проведению обследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования:
˗ теоретический: изучение психолого-педагогической литературы;
˗ эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
˗ качественный и количественный анализ результатов исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам. Заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы обследования фонематического восприятия у детей
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
На сегодняшний день не сформирована согласованная научная позиция относительно использования терминов, отражающих сложную мыслительную деятельность индивида, направленную на распознавание семантических характеристик языковой системы, позволяющих кодировать и декодировать значение слов в процессе речевого общения. Так, например, в работах А.Р. Лурия (1975) термин "фонема" обозначает устойчивую характеристику звуков речи, трансформация которых приводит к появлению различий в значении слова (например, изменение характеристик звучности – глухота первого звука в словах дочь и точка приводит к изменению в значении этих слов) [15].
Раскрывая значение понятия "фонематическое восприятие", исследователи пишут о способности индивида осуществлять слуховую дифференциацию звуков речи, что позволяет ему различать слова на основе восприятия каждой фонемы и определения их последовательности. Некоторые авторы (Н.Х. Швачкин, 1948; Л.Ф. Спирова, 1980; Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, 1968 и др.) называют эту функцию "фонематическим восприятием", другие в данном случае используют термин "фонематический слух" (М.Е. Хватцев, 2009; Е.И. Исенина, 1967; А.И. Максаков, 1982). Но термин "фонематический слух" не в полной мере отражает суть этой функции: он предполагает только слуховой компонент. В то же время было установлено (В.И. Бельтюков, 1977; Л.В. Бондарко, 1977), что восприятие звуков речи осуществляется на основе слуховых и произношительных образов звуков, т.е. имеет сенсомоторный характер. Таким образом, фонематическое восприятие (или слухопроизносимая дифференциация фонем) – это процесс распознавания и различения звуков речи. Когда речь воспринимается, слова не делятся на составные части, и их звуковой состав не осознается. Распознавание слов происходит в зависимости от условий восприятия, либо на основе отдельных элементов, либо по признакам всего слова в целом. Это дает основание отнести процесс фонематического восприятия к более простым функциям, в формировании которых основную роль играют речеослышащий и речемоторный анализаторы, а также такие психические процессы, как внимание и память. Выбор фонем носителями языка обусловлен не акустическими или физиологическими факторами, а семантическими отношениями. Семантические отношения, выраженные с помощью фонем, наиболее ярко проявляются при сравнении квазиомонимов. Воспринимая слово как недискретный отрезок звучащей речи, ребенок в то же время выделяет в нем тот дифференциальный признак (или комплекс дифференциальных признаков), который отличает одно слово от другого (Л.Р. Зиндер, 1979) [12].
Традиционно в логопедии фонематическое восприятие рассматривается как один из фонематических процессов, составляющих понятие "фонематический слух". Фонематический слух - это способность человека анализировать и синтезировать звуки речи, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он вырабатывается в процессе развития речи у ребенка, поскольку без него, по мнению Н.И. Жинкина (1958), формирование речи невозможно. Термин "фонематический слух" относится к фонематическим процессам: фонематическому восприятию, фонематическим представлениям, фонематическому анализу и фонематическому синтезу. [23]
Фонематическое восприятие выполняет операции различения и распознавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Качественное разнообразие звуков может быть сведено к небольшому числу их общих типов – фонем (греч. phone – ‘звук речи’), которые участвуют в семантической дифференциации слов. Процесс развития фонематического восприятия долог и сложен, потому что при восприятии речи ребенок сталкивается с разнообразием звуков в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль над собственной речью. Фонематический слух - один из самых ранних развивающихся сенсорных процессов. У новорожденных уже есть чувствительность к звукам, которая проявляется изменением общей двигательной активности ребенка, нарушением частоты и ритма дыхания, торможением сосательных движений. Постепенно ребенок становится более внимательным к звукам человеческой речи, которые вызывают у него выраженную реакцию концентрации. Фонематический анализ и синтез являются более сложными функциями фонематической системы. Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сравнение слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова. Фонематический анализ - это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложна, но и многогранна. [21]
Проблемой развития фонематического восприятия в онтогенезе занимались такие исследователи как А.Н. Гвоздев [9], М.Г. Генинг [10],
Л.Е. Журова [17], Р.Е. Левина [26], Н.Х. Швачкин [38] и другие. Ученые выделяют разное количество этапов в становлении детской речи, по-разному называют их, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Деление на периоды условно и вводится только для удобства изучения путей развития детской речи.
Согласно Н.Х. Швачкину, речь, которую слышит ребенок, представляет собой чрезвычайно сложный по своему звуковому составу текучий и изменчивый процесс. Перед ним стоит сложнейшая задача – выделить из всего звукового многообразия живой речи те звуковые отношения, которые играют в языке роль смыслоразличителей [38].
Ребенок должен проделать весьма сложную операцию не только выделения, но и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. Также Н.Х. Швачкин выделяет два периода в развитии детской речи. Речь первого периода – дофонемная, просодическая речь, речь второго периода – фонемная. Автор определяет, что последовательность различения звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Вначале формируется различение гласных, затем согласных [38].
Р.Е. Левина описывает следующие стадии формирования фонематического восприятия:
˗ первая стадия: полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи характеризует дофонематическую стадию развития языкового сознания и сопровождается полным отсутствием понимания речи и активных речевых возможностей ребенка.
˗ вторая стадия: начальные этапы переработки фонем, которые характеризуются различением акустически более далеких фонем и недифференцированностью близких.
˗ третья стадия: ребенок начинает слышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, какие имеются в речи других.
˗ четвертая стадия: активная речь ребенка достигает почти полной правильности, которая носит еще нестойкий характер.
˗ пятая стадия: завершение процесса фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно [26].
Таким образом, в онтогенезе формирование фонематического восприятия происходит постепенно. На момент поступления в школу ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами и овладевает их произношением. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделять слоги или слова с заданным звуком из группы других слов. Фонематическое восприятие позволяет не смешивают слова, близкие по звучанию, и способствует сохранению слоговой структуры слова. К моменту поступления в школу ребенок овладевает навыками звукового анализа и синтеза, что является предпосылкой к овладению грамотой.
1.2. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Если у дошкольника несформированное фонематическое восприятие, то это негативно сказывается на формировании звуковоспроизведения. Дети допускают многочисленные замены и смешивания при относительно благополучном состоянии структуры и функции артикуляционного аппарата.
Дети, у которых нарушено фонематическое восприятие, очень часто искажают в речи даже те звуки, которые они знают, как правильно произносить. Очень часто родители и воспитатели говорят о таких детях, что ребенок может правильно произнести звук, но просто не хочет правильно говорить. Такое утверждение нельзя считать истинным. Истинная причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с нарушенным фонематическим восприятием и фонематическим слухом также характерны нарушения звуковой и слоговой структуры слова (это пропуски, вставки, перестановки, повторение звуков или слогов). Если вы разовьете навыки артикуляции, то сможете добиться желаемого эффекта, но он будет минимальным, и это будет временно. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом для формирования правильного произношения [3].
Исходя из вышесказанного, следует также отметить, что дети с нарушенным фонематическим восприятием плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, это может привести к трудностям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропускам, перестановке, замене букв) и, как следствие, может быть причиной их неудача. Работа над развитием фонематического восприятия очень важна, потому что от этого зависит уровень правильного воспроизведения звука. Эта работа также очень важна для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Это помогает ребенку овладеть полным анализом звукового состава слова, что необходимо при обучении грамоте. Ребенок с хорошим фонематическим восприятием, даже если есть нарушение звукопроизношения, то есть если он не в состоянии правильно произнести звук или несколько звуков, правильно распознает его в речи другого человека, связывает с соответствующей буквой и не допускает ошибок при написании. [22]
Р.Е. Левина [12] на основе психологического исследования детской речи пришла к выводу о решающей важности фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Р.Е. Левина выявила, что у дошкольников с нарушенным произношением и восприятием фонем наблюдается несформированная артикуляция и восприятие звуков. Исследователь отметил сложность процессов сопоставления собственных речевых высказываний с нормативными образцами, представленными взрослыми.
У детей с ФФНР недостаточно сформированы процессы восприятия. Анализ и воспроизведение ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры также нарушены. Нарушение структуры анализа проявилось в трудностях определения количества слогов в слове, выделения ударного слога, а также в использовании ошибочного способа деления слов на слоги. Установлена связь между недостаточностью звуко-слоговой структуры слова и неполным формированием лексико-семантических и лексико-грамматических обобщений. Выявленные виды ошибок в звуко-слоговой структуре слова у детей были регулярными, носили стойкий и перманентный характер.
Анализ ошибок слоговой композиции обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Чаще всего встречаются ошибки, которые выразились в перестановке или сложении слогов. Все эти результаты подтвердили факт недоразвития фонетических процессов у дошкольников. Типичные ошибки, проявившиеся в сокращении количества слогов, уподоблении слогов друг другу, сокращении сочетаний согласных, указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и являются более стойкими.
При исследовании фонематического слуха и фонематического восприятия задания на повторение слогового ряда казались наиболее
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамчук, О. И. Профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью фонематических процессов, у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игровых приемов / О. И. Абармчук. – URL : https://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2017/04/opyt-abramchuk.pdf(дата обращения: 20.05.2022). – Текст : электронный.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся, воспитанников с ФФНР МК ОУ«Основная общеобразовательная школа-интернат №32 для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». – URL : http://32prk.shkola.hc.ru (дата обращения: 11.02.2023). – Текст : электронный.
3. Александрова, Т. В. Живые звуки / Т. В. Александрова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 48 с.
4. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения старших дошкольников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. – Москва : Москва : Сфера : В. Секачев, 2008. – 125 с.
5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – Москва : Педагогика, 1977. – 174 с.
6. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – Санкт-Петербург : Каро, 2014. – 112 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Л.С. Волкова. – Москва : Владос, 2007. – 470 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2007. – 110 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство-пресс, 2010. – 470 с.
10. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи : пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Генинг, Н.А. Герман. – 4-е издание – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980. – 134 с. – Текст : непосредственный.
11. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки : методическое пособие / Н. В. Дурова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2001. – 112 с.
12. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – Москва : Творч. Центр Сфера, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 189, [1] с.
13. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Нац. кн. центр, 2014. – 32 с.
14. Ефремова, Е. А. Применение графических символов в работе логопеда / Е.А. Ефремова. – URL : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2015/08/24/statya-primenenie-graficheskih-simvolov-v-rabote-logopeda (дата обращения: 11.02.2023). – Текст : электронный.
15. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у старших дошкольников / О. Н. Жовницкая. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2001. – №11. – С.41-42.
16. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи : учебное пособие для студентов дефектологического и дошкольного факультетов педагогических вузов / Н. С. Жукова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.
17. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 1963. – 239 с.
18. Журова, Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова / Л. Е. Журова // Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В.Дуровой. – Mосква : Школа Пресс, 1998. – 144 с.
19. Иншакова, О. Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б. Иншакова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция : учебное пособие / под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – Москва : МПСИ ; Воронеж : Изд. дом РАО ; 2007. – 286 с.
20. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов / И. Р. Калмыкова. – Ярославль : Академия развития, Академия, Ко, 1998.
21. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Айрис-Пресс, 2007. – 286 с.
22. Коротовских, Т. В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. В. Коротовских. – Текст : непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – №1 (70). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-disgrafii-na-osnove-narusheniy-fonemnogo-raspoznavaniya-u-mladshih-shkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem (дата обращения: 11.02.2023).
23. Круглова, Е. Н. Использование схем-пиктограмм, моделей, символов в коррекционной работе учителя-логопеда при обучении звуко-буквенному анализу и синтезу детей с речевыми нарушениями / Е. Н. Круглова. – URL : http://akrosta.ru/work/work028792/ (дата обращения 11.02.2023).
24. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 220 с.
25. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у старших дошкольников : Учеб. пособие / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Лениздат : Союз, 2002. – 222 с.
26. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 366 с.
27. Левченко, Е. В. Развитие фонематического восприятия старших дошкольников / Е. В. Левченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 117-123. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3149/ (дата обращения: 11.02.2023).
28. Обидина, С. В. Использование зрительных символов в работе логопеда (дидактический материал) / С. В. Обидина. – URL : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/logopedija/54594-ispolzovanie-zritelnyh-simvolov-v-rabote-logo.html (дата обращения 11.02.2023– Текст : электронный.
29. Понятийно-терминологический словарь логопеда : А-Я / [сост. В. И. Селиверстов и др.] ; под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 1997. - 398, [1] с.
30. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ФФНР. – URL: https://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/aoop-dlya-obuchayushhihsya-s-tyazhelymi-naruzheniyami-rechi.pdf (дата обращения 11.02.2023). – Текст : электронный.
31. Савка, Л. И. К вопросу о фонетико-фонематическом недоразвитии у учащихся начальных классов (из опыта работы) / Л. И. Савка. – Текст : непосредственный //Дефектология. – 1987. – №3. – С. 54-59.
32. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у старших дошкольников : учебное пособие / И. Н. Садовникова. – Москва : Академия, 2007. – 196 с.
33. Спирова, Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи / Л. Ф. Спирова. – Москва : Просвещение, 1987. – 280 с.
34. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2– е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1984. – 223 с.
35. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32 с.
36. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : методическое пособие / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2007. – 172 с.
37. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание / Л.С. Цветкова. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 304 с.
38. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика : Хрестоматия : учебное пособие / сост. К. Ф. Седова. – Москва : Лабиринт, 2004. – 318 с. – ISBN 5-87604-030-4. –Текст : непосредственный.
39. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты / Д. Б. Эльконин. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1956. – №5. – С. 38-58.
40. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – Москва : ИНТОР,1998.–110 с.
41. Эльконин, Д. Б. Экспериментальный анализ первоначального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности старших дошкольников /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.Р.Давыдова. – Москва : АПН РСФСР. 1962. – С. 7-50.
42. Ястребова, A. B. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов / А. В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 1978. – 104 с. – Текст : непосредственный.
43. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – Москва : АРКТИ, 2007. – 360 с.