Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме исследования профессионального самоопределения старшеклассников
1.1. Сущностная характеристика понятия «профессиональное самоопределение» ……………………………………………………………….6
1.2. Социально-психологическая характеристика старших подростков …….9
1.3. Развитие профессионального самоопределения старшеклассников …...12
Выводы по Главе 1 ……………………………………………………………...14
ГЛАВА 2. Подготовка программы развития профессионального самоопределения старшеклассников
2.1. Организация и проведение исследования ………………………….…….16
2.2. Анализ результатов исследования ………………………………………...18
2.3. Разработка организационного плана развития профессионального самоопределения старшеклассников ……………………………………….….19
Выводы по Главе 2 ……………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………....27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономического и социально-культурного потенциала российского общества правильный выбор профессионального пути, сделанный в подростковом возрасте, способен сыграть большую роль не только в личностном становлении конкретного человека, но и в успешном поступательном развитии социума. С профессиональным самоопределением подростка связана его дальнейшая судьба и успешность в работе, а также и социальная обстановка в стране: правильный выбор профессии снижает затраты государства на профессиональную переподготовку и на повторное обучение.
Проблема профессионального самоопределения в современной науке является предметом исследования междисциплинарного характера. Она разрабатывается в психологии, культурологии, социологии, педагогике и др.
Доктрина профессионального самоопределения наиболее последовательно развивалась в трудах Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера, Т.В. Кудрявцева и др. Типологии профессионального самоопределения представлены Дж. Холландом и Е.А. Климовым. А.И. Кулакова предложила методологический подход к исследованию психологических составляющих профессионального самоопределения, среди которых она обосновала мотивационный компонент, профессиональные установки, личностную осознанность, самооценку, рефлексивность, уровни способностей, запросов и притязаний личности. Различным педагогическим направлениям исследования проблемы профессионального самоопределения обучающихся посвящены работы Е.Х. Мансуровой, В.А. Педана, Г.Н. Попковой, Е.А. Пахомовой и др. В работах Н.А. Вдовиной, В.В. Подольской, В.В. Рябухиной, Е.А. Хоревой представлены различные модели и программы развития профессионального самоопределения старшеклассников.
Целью нашей работы является изучение возможностей эмпирического исследования профессионального самоопределения старшеклассников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущностную характеристику понятия «профессиональное самоопределение»;
- проанализировать социально-психологическую характеристику старших подростков;
- выявить особенности развитие профессионального самоопределения старшеклассников;
- подготовить программу развития профессионального самоопределения старшеклассников;
- разработать организационный план развития профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования – программа развития профессионального самоопределения старшеклассников.
Методологической основой исследования служат концепции профессионального самоопределения личности и его педагогического сопровождения В.И. Блинова, А.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Родичева, С.Н. Чистякова.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании теоретических основ программы развития профессионального самоопределения старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке организационного плана развития профессионального самоопределения старшеклассников и его возможном применении в образовательном процессе.
Достижение цели возможно при применении следующих методов исследования: теоретических (анализ учебной, научной и методической литературы, сравнение, абстрагирование, синтез, генерализация, ограничение и др.), эмпирических (проектирование, психологическая диагностика).
Базой исследования послужило муниципальное казённое образовательное учреждение Чистопрудненская общая общеобразовательная школа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алибулатова А. М-А. Психологические особенности учащихся старших классов // Цифровая наука. – 2021. – №2. – С. 45-48.
2. Бадашкеев М.В. Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №20. – С. 202-203.
3. Буянова Г.В. Соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональная направленность» // Вестник современных исследований. – 2018. – №10. – С. 56-58.
4. Верченко И.А. Особенности выбора профессии старшеклассниками с разным уровнем эмоционального интеллекта // International Journal of Medicine and Psychology. – 2021. – Т. 4. – № 6. – С. 83-90.
5. Вдовина Н.А., Кечина М.А., Савинова Т.В. Активизация профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профориентационного тренинга // Казанский педагогический журнал. – 2020. – №1. – С. 228-232.
6. Волобуева Е.В. Роль профессионального самоопределения родителей в формировании профессионального выбора старшеклассников // Альманах современной науки и образования. – 2010. – №5. – С. 93-95.
7. Глухова О.В. Анализ подходов к изучению профессионального самоопределения // Психология. Психофизиология. – 2009. – № 30 (163). – С. 83-88.
8. Диннер И.В. Процесс и этапы профессионального самоопределения в условиях трансформации социально-трудовых отношений // Вестник Омского университета. – Серия Экономика. – 2020. – № 1. – С. 77-88.
9. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учеб. пособие. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 254 с.
10. Зуева Ф.А. Особенности технологии развития личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования //Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 10. – С. 243-249.
11. Иванов В.Н., Якимов О.Г. К вопросу о сущности профессионального самоопределения современных школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2018. – №3 (99). – С. 201-207.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
13. Кон И.С. Социология личности. – М.: Книга по требованию, 2021. – 382 с.
14. Кулакова А.И. Психологические детерминанты профессиональ ного самоопределения личности : автореф. дис…. канд. психол. наук. : 19.00.03. – Ярославль, 2018. 28 с.
15. Лесовик И.В., Фактор А.М. Проектирование модели профессионального самоопределения как условие формирования устойчивого профессионального интереса старшеклассника // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2017. – №1. – С. 128-131.
16. Мансурова Е.Х. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в системе субъектно-развивающего дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Уфа, 2012. 26 с.
17. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Когито-Центр, 2001. – 249 с.
18. Моногарова М.В. Организационно-управленческие условия профессионального самоопределения школьников // Евразийский союз ученых. – 2016. – №30. – С. 38-40.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 2003. – 456 с.
20. Пахомова Е.А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда региона : монография. – М.: Педагогика, 2015. – 175 с.
21. Педан В.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Москва, 2017. 27 с.
22. Попкова Г.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старншеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Улан-Удэ, 2013. 25 с.
23. Подольская И.А., Фадеева К.А. Развитие мотивации к профессиональному самоопределению у старшеклассников // Вестник Калужского университета. – 2019. – Т. 2. – № 2. – С. 57-68.
24. Профессиональная педагогика. В 2 ч. Ч. 1 / Ред. В.И. Блинов [электронный ресурс]. – М.: Юрайт, 2023. – 374 с. URL: https://urait.ru/bcode/514525 (дата обращения: 02.02.2023).
25. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение : теория и практика : учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
26. Резапкина Г.В. Профориентационная работа в школе : практикум для педагогов и родителей. – М.: Сентябрь, 2011. – 127 с.
27. Рябухина В.В. Программа развития готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников // Психология – наука будущего. – 2015. – № 3(30). – С. 392-395.
28. Фролова С.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Москва, 2009. – 19 с.
29. Хорева С.А., Онуфриева В.В. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников // Глобальный научный потенциал. – 2018. – №7 (88). – С. 37-40.
30. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001. – 94 с.
31. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере : учеб. пособие. – М. : Академия, 2012. – 176 с.
32. MACards [Электронный ресурс] URL: https://macards.ru/ (Дата обращения 02.02.2023)