Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Масштабные преобразования в обществе, реформирование системы образования, сложные социально-экономические условия в современном мире требуют необходимости поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования [77] семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами. В законе «Об образовании в Российской Федерации» определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования» [91].
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [72, подпункт 9, подраздела 1.6 раздела 1].
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного образовательного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы представителей ДОУ и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника. От качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, исходя из этого, и уровень семейного воспитания детей. Перед ДОУ стоит важная задача – использовать большой воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия.
Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое.
Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему (в данном случае – систему воспитания, обучения, развития ребенка-дошкольника), включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей.
Современная семья является одним из главных институтов формирования личности ребенка дошкольного возраста. Деятельность представителей семьи (не только родителей, как таковых) и педагогов ДОУ в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать дошкольника, увидеть его в разных ситуациях, понять, прочувствовать, а значит, наметить свою идеальную траекторию развития любимого малыша.
Актуальность исследования заключается в том, что взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений. Вопросы педагогического взаимодействия интересовали многих ученых: М. Г. Агавелян, И. В. Гребенниковым, А. Ф. Амендом, В. Д. Семеновым, А. С. Коповой, А. С. Федотовой, Ю. В. Гладкову и др. [1, 22, 24, 27, 49].
Объект исследования: процесс взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников.
Предмет исследования: эффективное формы и методы оргаизации взаимодействия воспитателя и родителей воспитанника в ДОУ.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность взаимодействия воспитателя с родителями для достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать понятия: педагогическая деятельность, взаимодействие.
2. Провести анализ основных направлений педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
3. Выявить методы и формы организации деятельности педагога ДОУ
4. Выявить содержание, методы и формы совместной деятельности воспитателя ДОУ и родителей.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Во ведении представлена актуальность исследования, научный аппарат проведенного исследования. В первой главе проведено теоретическое обоснование педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Проведен анализ основных направлений педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Определены основные методы и формы организации деятельности педагога ДОУ. Вторая глава посвящена особенностям организации совместной деятельности воспитателя ДОУ и родителей. Было рассмотрено содержание совместной деятельности воспитателя ДОУ и родителей. Изучены формы и методы взаимодействия.
В заключении представлены основные выводы работы.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ.
1.1 Анализ основных направлений педагогической деятельности воспитателя ДОУ
В связи с введением государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли вопросы об аспектах профессиональной педагогической деятельности. Активная работа в области обновления нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования и нововведений в методические положения сталкивается с проблемой повышения профессиональной психологической компетентности педагога дошкольного образования.
Согласно Закону об образовании Российской Федерации (статья 4.5) дошкольное образование относится к первой ступени общего образования, что коренным образом меняет отношение к дошкольному образованию как ключевому этапу развития ребенка. «Новая» модель выпускника детского сада в связи с изменившимися требованиями к первокласснику предполагает качественное изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т.е. важнейшим итогом для успеха воспитания и обучения детей является работа» [6, с. 10]. Если раньше ребенок при поступлении в первый класс должен был обладать определенными знаниями, навыками и умениями, то теперь необходимо сформировать грамотную, социально адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве и уметь продуктивно и конструктивно отстаивать свою точку зрения. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми, тем самым развивая интегративные качества учащихся.
Содержание педагогической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения также уточняется в «Профессиональном стандарте педагога», вступившем в силу с 1 января 2015 г. [47, с. 7]. В «Профессиональный стандарт педагога» включает в себя принципы педагогической деятельности, основными из которых для воспитателей являются:
- взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом воспитательных отношений;
- поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности [47, с. 10].
Согласно ФГОС образовательные дошкольные учреждения руководствуются единой «Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, построенная с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения учебного процесса; предусматривает решение воспитательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка не только в рамках непосредственно учебной деятельности, но и в режимные моменты. По А. Н. Леонтьеву, «деятельность по самой своей природе субъектна» [32, с. 95]. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на создание ситуации социального развития участников воспитательных отношений, в том числе на создание воспитательной среды.
Работа по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веркасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой основано на использовании в педагогической работе воспитателя следующих методов: метод сравнения, элементарный анализ, метод моделирования и проектирования, метод проектного действия, метод вопросов - задавание детьми вопросов (воспитание умения и потребности
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
2. Алиева Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.
3. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2015. - №6. - С.66-70.
4. Арапова, М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2017. -
№ 5. - с. 94
5. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 2013.
6. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей : учебник / Н. А. Аминов. – Воронеж. : МОДЭК. - М. : Институт практической психологии, 2017. – ISBN 5-89395-050-X. - 80 с.
7. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2012. – 264с.
8. Атемаскина, Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2014. №5. С.28.
9. Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2012.-№25.-С.8.
10. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
11. Белая, К. Ю. Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу / К. Ю. Белая, О. П. Горелова, Т. В. Синицина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2019. - № 4. - С. 28-31.
12. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2016. - 110 с.
13. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики. -М.: ИЦ «Академия», 2010.-192с.
14. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - №1. - С.82-92.
15. Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды. – М., 2014. - 250 с.
16. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. - метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
17. Виноградова, Л.И., Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча/ Л.И. Виноградова, О.И. Волжина.С. - Пб.: Каро, 2015. - 127 с.
18. Веракса Н.Е Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) : метод. пособие / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.
19. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учебник для вузов / М.Т. Громкова. М.: ЮНИТИ, 2013. Серия «Педагогическая школа. XXI век». ISBN 5-238-00430-3. - 415 с
20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебник / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 2015. – 237 с.
21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды : учебник / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 2019. - 560 с.
22. Лазаренко, Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л. А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. – 2018. –
23. Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание) // Вестник Образования России. – 2013. - № 15. – С
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования» Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
25. Программа психолого-педагогической коррекции детско- родительских отношений / Сост. Н.Р. Айвазова, Е.В. Фасыкова. - Волжск: МарГУ, 2015. - 27 с.
26. Прохорова, С.Ю. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. - М.: Скрипторий, 2013, 2011. - 104 с
27. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/ Дата последнего обращения: 02.07.2023.
28. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика 2017. — №7. – 70 с.
29. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. -М.: Класс, 2011.-768с.