Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Учебные мероприятия — это инструмент передачи накопленных научных знаний будущим поколениям. Накопленный информационный опыт хранится в памяти человека, и, естественно, после его смерти знания тоже теряются. Новому поколению не хватает опыта и знаний. Это главная причина, по которой необходимо передавать существующие в обществе знания будущим поколениям.
Поскольку многоуровневая система подготовки российских университетов находится в стадии становления, существует множество проблем в организации их деятельности и формировании соответствующего содержания учебного плана.
Безусловно, формирование новых образовательных стандартов должно способствовать повышению образовательного и культурного уровня россиян и поддержанию высокого качества подготовки специалистов, способных предоставлять новые технологии. В этих условиях развитие личного стиля студентов университетов становится все более важным средством достижения целей университетской системы подготовки.
До сих пор недостаточно внимания уделялось вопросу личного стиля обучения студентов. Только в последние годы появились статьи, посвященные этому аспекту. Сюда входят следующее работы Ю. Жданова («Стиль и развитие учебной деятельности студентов»), О.И. Белохвостова («Динамика стилей учебной деятельности студентов, преодолевающих психологические барьеры»), А.М.Митяева («Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащихся средней школы в условиях многопрофильной-уровневая система обучения»).
В отечественной психологии и педагогике можно выделить два метода решения проблемы учета индивидуально-типологических признаков в процессе образовательной деятельности. Несколько авторов (Г.П.Антонова, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Н.Е.Малков, Н.А.Менчинская, И.А. Фараджев и др.) предложили изолировать различные студенческие группы и объединить воспитательную работу в соответствии со спецификой их психологической деятельности, а также применять специальные методы и приемы с учетом индивидуальных особенностей.
Поскольку образовательная деятельность в современных условиях является коллективной, в большинстве случаев невозможно использовать разные методы обучения, соответствующие разным личностным качествам учащихся. Поэтому более эффективным может быть другой метод, который предполагает не адаптацию к индивидуальным особенностям ученика, а формирование у него индивидуального стиля.
Исходя из актуальности изучаемой нами проблемы нами была поставлена цель исследования: проанализировать возможности успешности учебной деятельности студентов с разными стилями деятельности.
Объект исследования: стили учебной деятельности студентов.
Предмет исследования: успешность учебной деятельности студентов с разными стилями деятельности.
Исходя из цели работы, ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Изучить понятие стиль учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологической литературе;
2. Рассмотреть исследования посвященные проблематике успешности учебной деятельности обучающихся с разными стилями деятельности.
3. Подобрать методики исследования, позволяющие раскрыть изучаемый предмет;
4. Осуществить проведение эмпирического исследования;
5. Проанализировать и обобщить полученные результаты;
5. Осуществить разработку рекомендаций.
Гипотеза: в работе выносится предположение о том, что успешность учебной деятельности студентов в некоторой степени зависит от стиля его деятельности.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, тестирование.
Тестовые методики: Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД) (О.С. Самбикина), Опросник стилей деятельности «СД» П. Хони и А. Мэмфорда (адаптация опросника «Learning Styles Questionnaire» А.Д. Ишковым и Н.Г. Милорадовой), Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, Краткий отборочный тест В.Н. Бузина, Е.Ф.Вандерлика.
Теоретическая основа. Работа опирается на исследования А.К.Байметова, Н.С.Копеиной, М.Б.Прусаковой, Е.И.Сибиряковой, Е.А.Силина, М.Р.Щукина в которых рассмотрены вопросы личного стиля учебной деятельности у школьников разных возрастов. А также работы, изучающие проблематику возможностей успешности учебной деятельности студентов с разными стилями деятельности (Горбунова Е.В., Кондратьева О.С., Гребенюк О.С., Корнилова Т.В., Новикова М.А.).
Практическая значимость: данное исследование может быть применено в учебных заведениях на семинарах по предметам «Педагогика».
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты учебной деятельности студентов.
Во второй главе проведен анализ возможностей успешности учебной деятельности студентов с разными стилями деятельности в современных условиях на примере студентов колледжа.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список использованных источников содержит 20 наименований.
Глава I. Теоретические основы учебной деятельности в психологии
1.1 Основные термины и содержание стиля учебной деятельности в психологии
Учебная деятельность — это разновидность практической педагогической деятельности, цель которой состоит в том, чтобы человек обладал необходимыми частями культуры и опыта предыдущего поколения и использовал их в виде набора знаний и навыков, представленных учебной программой [5, с. 162-187].
Выбор стиля учебной деятельности может быть осуществлен только посредством надлежащего выполнения деятельности преподавателя и деятельности учащихся.
По степени достижения цели учебной деятельности делятся на два звена: учение и обучение. Завершение учебной деятельности определяется данными дидактических диагностических мероприятий.
Под стилем учебной деятельности понимают индивидуально своеобразную, относительно устойчивую систему учебных действий и операций, детерминированную, с одной стороны, внутренними факторами (свойства нервной системы, темперамента, личности, уровень развития интеллекта учащегося и т.д.), а, с другой стороны, рядом внешних факторов (особенности детско-родительских отношений, профессиональная активность и стиль педагогического общения учителя, взаимоотношения с одноклассниками и др.).
В психологии стиль учебной деятельности не имеет ничего общего с учением. Бывают следующие виды стилей: «стиль погруженности в учебную деятельность», «стиль динамичной и активной работы» и «стиль высокой дисциплинированности и организованности на фоне низкой учебной активности».
Учащиеся могут учиться в большинстве видов деятельности: играх, работе, общении и т.д. Сам по себе стиль учебной деятельности имеет свое особое содержание и структуру.
Учебные мероприятия — это инструмент передачи накопленных научных знаний будущим поколениям. Накопленный информационный опыт хранится в памяти человека, и, естественно, после его смерти знания тоже теряются. Новому поколению не хватает опыта и знаний. Это главная причина, по которой необходимо передавать существующие в обществе знания будущим поколениям.
Сфера образовательной деятельности зависит от развития самой науки. Другими словами, наука продолжает расширяться и разветвляться в процессе накопления знаний. Каждое научное открытие поднимает новые вопросы и направления исследований. Через некоторое время новая ветвь (если исследование развивается) снова разделяется. Поэтому с развитием науки необходимо развивать и образовательную деятельность [12, с. 142-164].
Полученный информационный опыт должен быть подтвержден, оптимизирован, обобщен, принят в правильной форме, а затем представлен людям для усвоения. При быстром увеличении объема научной информации возникает нехватка времени и ресурсов для ее естественной обработки.
С точки зрения психологии деятельности, образовательная деятельность формирует основу и специфический механизм саморазвития, как способ формирования научной системы и системы знаний, как способ активного построения широкого образа действий и развития
С точки зрения бихевиоризма, образовательная деятельность — это сложная форма поведения. Если поведение одного человека (преподавателя) влияет на то, что делает или может делать другой человек (ученик), то происходит обучение. На основе поведенческого метода учебной деятельности был разработан метод педагогических исследований, который основан на постоянном поиске новых методов обучения, подходящих для конкретных групп учащихся [5, с. 162-187].
Основными компонентами учебных мероприятий, направленных на определения стиля учебной деятельности, являются:
- учебное действие;
- учебные задачи (обеспечивают усвоение обобщенных методов для решения конкретных задач);
- деятельность по мониторингу и оценке.
Учебные действия, необходимые для решения учебных задач, включают:
- изменение ситуации и выяснение общей взаимосвязи между соответствующими системами;
- моделирование выделенных взаимосвязей графическим и знаковым способом;
- преобразование реляционной модели для изучения ее свойств в чистом виде;
- вывод и построение серии конкретно-практических конкретных задач, решаемых общим способом;
- последующие действия в связи с предыдущими действиями;
- оценка усвоения общих методов для решения этой проблемы обучения.
Стандартом для учащихся (или всего класса) как субъекта образовательной деятельности, а не какой-либо другой (например, общение с учителями), является [3, с. 44-67]:
- способность (или неумение) отделять известное от неизвестного, определять, существуют ли средства и способы действия в новой ситуации (оценка действий);
- находить решение новой проблемы.
В младшем школьном возрасте тема образовательной деятельности заключается в том, чтобы класс был отдельным образовательным сообществом. Под руководством учителей могут быть поставлены образовательные задачи и найдены решения для них (распределенные формы образовательной деятельности). При переходе в среднюю школу учебная деятельность персонифицируется и становится ее важнейшей характеристикой - способностью учиться самостоятельно. Стиль учебной деятельности студентов в процессе обучения является истинным образованием, если она сознательно направлена на достижение целей обучения, которые, по их мнению, важны для людей. Д.Б.Эльконин отметил следующее: «Учебная деятельность — это в основном такая деятельность, в рамках которой происходят изменения в самих студентах; это самоизменение, его продукт — это изменение, которое происходит в самом субъекте».
Основной мотивацией учебной деятельности является внутренняя познавательно-образовательная мотивация. Если основной мотивацией преподавания студента является оценка, получение диплома и другие внешние мотивации, то его учебный процесс в университете не является образовательной деятельностью [10, с. 23-64]. Наиболее важным фактором, мотивирующим учебную деятельность, является интерес и склонность студентов к будущей профессиональной деятельности. В этом случае процесс обучения приносит студентам большое эмоциональное удовлетворение, радость от полученных знаний, овладение академическими и профессиональными навыками и умениями.
Учёный и психолог С.Л.Рубинштейн писал: «…существуют... Два типа обучения, или, точнее, два режима обучения и два вида деятельности, благодаря которым человек приобретает новые знания и навыки. Один из них конкретно нацелен на овладение знаниями и навыками в качестве своей прямой цели. Другой ведет к овладению этими знаниями и навыками для достижения поставленных целей». В последнем случае это не самостоятельная деятельность, а процесс, который осуществляется как неотъемлемая часть и результат деятельности.
Студенты в процессе обучения выполняют различные виды деятельности, направленные на совершенно разные цели (например, написание резюме, проведение каких-то экспериментов, решение задач, отработка производства и т.д.). В этих случаях овладение знаниями и навыками является лишь вторичным результатом деятельности студентов [2, с. 32-41].
Образовательная деятельность осуществляется с помощью следующих образовательных действий:
- вычленение проблемы из заданий, поставленных перед учащимися (домашнее задание);
- определение общих методов решения проблем;
- моделирование общей взаимосвязи между учебными материалами и общими методами решения образовательных проблем;
- конкретизация и обогащение личной результативности общими отношениями и способами решения учебных задач;
- осуществление самоконтроля хода и результатов учебной деятельности;
- самооценка соответствия между ходом и результатами выполнения возложенных на них заданий (домашних заданий).
Образовательная деятельность является эффективной для профессионального развития студентов, поэтому она должна быть основной в процессе университетского образования, хотя и не может занимать все время студента. Однако важно, чтобы при выполнении любого учебного задания по выполнению определенных видов деятельности учащиеся четко различали цели этой деятельности и образовательные задачи, которые необходимо решить в ходе ее выполнения. Здесь учебные задания относятся к знаниям, навыкам и умениям, которыми учащиеся должны овладеть при выполнении конкретных действий.
Таким образом, учебными процессами управляют люди, занимающиеся образовательной деятельностью. Учителей можно разделить на условные категории: по предмету научных знаний, методам преподавания, уровню квалификации, выражению информации и т.д. Учебные мероприятия
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абакумова И.В., Шкуpатова И.П. Когнитивный стиль студента как фактор успешности его обучения // Когнитивные стили. – 2019. – № 2. - С. 88-91.
2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции. – 2020. – С. 41-43.
3. Антипова В.М. Формирование мотивов учебной деятельности студентов в условиях учебно-научного комплекса вуза // Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. – 2021. – С. 104-109.
4. Архипов В.В. Проявление умственной самостоятельности студентов разного когнитивного стиля / В.В. Архипов. – СПб.: Вита, 2019. – 193 с.
5. Бибрих P.P. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Психология. - 2020. - №2. - С. 20-31.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности // Изучение мотивации детей и подростков. – 2019. – С. 14-19.
7. Вайсман Р.С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте / Р.С. Вайсман. - М.: Логос, 2019. – 140 с.
8. Васильков А.М. Динамика мотивационных установок к профессии военного врача в процессе обучения в военно-медицинском вузе //Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции. – 2020. – С. 88-91.
9. Вовчик-Блакитная М.В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие. – 2019. – С. 14-22.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. – 296 с.
11. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие. – 2019. – С. 54-67.
12. Горбунова Е.В., Кондратьева О.С. Анализ гендерных различий в выбытии из вуза российских и американских студентов программ бакалавриата // Эмпирические исследования. - 2020. - Т. 1, №. 3. - С. 48-69.
13. Гребенюк О.С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. – 2021. - № 2. – С. 97-102.
14. Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью // Психологические исследования. -2019. - Т. 5, № 23. - С. 2-9. -
15. Кочергина Е.В. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. - 2019. - Т. 6, № 27. - С. 4.
16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2020. – 174 с.
17. Москвина Н.В. Индивидуальные особенности когнитивных стилей в поведении человека // Теория и практика прикладных видов спорта и экстремальной деятельности. - 2021. - № 2. - С. 12-15.
18. Орлов Ю.М. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медицинского вуза / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова. - М.: Вита, 2019. – 514 с.
19. Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение // Вестник «Современная психология мотивации». - 2021. - С.289-314.
20. Штакк Е.А., Афанасьева Л.Г., Козырева Е.Н. Физиологические критерии академической успеваемости и компетенций студентов // Тенденции развития биологии, химии, физики. – 2020. – С. 15-26.