Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Политика автономии региона является основным фактором его социально-экономического развития; динамика развития и конкурентоспособность каждого региона зависят от уровня ее детализации и наличия механизмов реализации.
Однако четкого видения содержания социально-экономической политики на уровне субъектов Российской Федерации сформулировано не было. Это происходит потому, что нет консенсуса по основным понятиям. Считается, что региональная национальная политика формируется на основе принципов федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов федерации и развития местного самоуправления.
После многих лет рыночных преобразований эти принципы постоянно переосмысливались, что приводило к изменениям в содержании, формулировании и осуществлении социально-экономической политики. Эти обстоятельства предопределяют актуальность и выбор темы исследования.
Степень разработанности изучаемой темы. Изучению данной темы посвящены работы таких ученых, практиков и специалистов, как В. А. Ильин, А. И. Поварова, Е. И. Иншакова, А. В. Самохин, А. Э. Калинина, Л. М. Капустина и т.д.
Несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем деятельности региональных органов власти при формировании региональной социально-экономической политики, эти вопросы по-прежнему являются актуальными. Так, в современных условиях акцент в исследованиях делается при формировании социально-экономической политики со стороны органов власти.
Кроме того, актуальными и дискуссионными являются такие вопросы, как: теоретические разработки формирования социально-экономической политики, а также анализ деятельности региональных органов власти. Поэтому, в последнее время интерес к изучению данной проблемы сохраняется и растет. Необходимость совершенствования и развития теоретических и методологических положений, их высокая практическая значимость обусловили выбор предмета, объекта, цели и задач исследования.
Объект исследования: социально-экономическая политика муниципальных образований.
Предмет исследования: совершенствование стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Цель исследования: проанализировать способы совершенствования стратегии социально-экономического развития муниципального образования в современных условиях на примере Соснового Бора Ленинградской области. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание политики социально-экономического развития муниципальных образований России;
2. Изучить цели и задачи концепции политики социально-экономического развития муниципальных образований России;
3. Раскрыть общую характеристику муниципальной концепции социально-экономического развития в Сосновом Бору;
4. Провести анализ статистических показателей, целей и задач социально-экономического развития Соснового Бора;
5. Рассмотреть актуальные проблемы социально-экономического развития Соснового Бора Ленинградской области;
6. Изучить способы улучшения социально-экономического развития Соснового Бора Ленинградской области.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют теоретические и прикладные научные исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых в области деятельности органов власти при формировании социально-экономической политики.
В работе применяются такие методы исследования, как: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Информационную базу исследования составляют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, распоряжения Правительства РФ; концепции и прогнозы социально-экономического развития Министерства экономического развития РФ; статистические данные Центрального банка РФ, научно-исследовательские разработки; информационно-аналитические и обзорные материалы общероссийских и международных научных конференций, Интернет-ресурсы.
Предполагаемая практическая значимость результатов исследования. Подходы к деятельности региональных органов власти при формировании региональной социально-экономической политики, которые планируется рассмотреть в работе, могут применяться в учебных заведениях, быть полезными на семинарах по предметам «Экономика».
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты формирования политики социально-экономического развития.
Во второй главе проведен анализ статистических показателей формирования политики социально-экономического развития на примере Соснового Бора.
В третьей главе разработаны способы улучшения социально-экономического развития Соснового Бора Ленинградской области.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ
1.1 Основные термины и содержание политики социально-экономического развития муниципальных образований России
Политика автономии муниципальных образований России является основным фактором его социально-экономического развития; динамика развития и конкурентоспособность каждого региона зависят от уровня ее детализации и наличия механизмов реализации [5, с. 162-187].
Однако четкого видения содержания политики социально-экономического развития на уровне муниципальных образований России Российской Федерации сформулировано не было. Это происходит потому, что нет консенсуса по основным понятиям. Считается, что муниципальная национальная политика формируется на основе принципов федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов федерации и развития местного самоуправления. После многих лет рыночных преобразований эти принципы постоянно переосмысливались, что приводило к изменениям в содержании, формулировании и осуществлении социально-экономической политики.
В научной литературе еще в ХХ веке предпринималась первая попытка выделить этап развития муниципальной политики социально-экономического развития. Здесь есть несколько этапов. Первый этап был связан с распределением этапов президентства Ельцина и Путина. Второй этап заключается в изменении стратегии министров Российской Федерации. С третьей точки зрения, главным фактором является изменение структуры и управления страной на основе муниципалитетов.
Муниципальная экономическая политика является органичной частью общей социально-экономической политики страны, интегрирующей ее муниципальные аспекты. Ее цель состоит в том, чтобы в полной мере использовать благоприятные факторы и ограничить роль негативных муниципальных факторов в достижении общих стратегических целей и национальных целей социально-экономического развития. В то же время это является частью общей муниципальной политики и закладывает экономическую основу целостности российского государства, что является всеми важными направлениями развития российского общества.
Современная программа экономического развития России четко определяет социально ориентированные приоритеты. В то же время достаточное внимание уделяется формулированию и реализации эффективной социально-экономической политики для страны в целом, особенно для ее отдельных территориальных образований.
Объективной предпосылкой муниципальной политики является структурная неоднородность национального пространства с точки зрения природы, географии, ресурсов, экономики, общества, этнической принадлежности и политики. Эта неоднородность делает необходимым, чтобы при проведении любого мероприятия учитывались интересы и особенности каждого образования.
Политика социально-экономического развития - это область, в которой страна управляет политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны на региональном и муниципальном уровне. Это отражает как отношения между страной и регионом, так и взаимоотношения между муниципалитетами [12, с. 142-164].
Муниципальная социальная и экономическая политика освещает все аспекты управления социальными процессами в муниципалитете:
1. Политика, направленная на повышение денежных доходов и уровня жизни людей;
2. Экономическое развитие: оценка состояния промышленного и продовольственного рынков, экспортного потенциала;
3. Бюджетная и фискальная основа социальной политики;
4. Социально-демографический статус муниципалитета;
5. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы - мобилизация ресурсов для муниципальных бюджетов и планов.
Основной целью политики социально-экономического развития является повышение уровня жизни населения и повышение экономической эффективности при сохранении на территории развития социальной справедливости.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ (последняя редакция)
3.Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».
4.Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
5.Постановление Правительства РФ от 23.12.2019 N 1770 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития».
6.Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
7.«Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России)
8.Приложения 3 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения».
Библиографический список
9. Абдуллаев, Р. А. Исследование теоретико-методических основ концепции территориального развития региона и формирование системы полюсов роста региона / Р. А. Абдуллаев, К. Н. Мищенко // Региональная экономика: теория и практика. - 2021. - Т. 15, № 5(440). - С. 802-813.
10. Айрапетян, Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ / Л.Н. Айрапетян. - М.: Изд-во финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 2019. - 188 с.
11. Балакина, Г. Ф. Особенности формирования стратегии социально-экономического развития региона в условиях модернизации / Г. Ф. Балакина // Регион: экономика и социология. - 2021. - № 3. - С. 113-127.
12. Виноградова, К.О., Ломовцева, О.А. Сущность и структура потенциала развития региона // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - С. 1-10
13. Гафуров, И. Р. Стратегическое программирование развития территории / И. Р. Гафуров, Л. А. Нургатина // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2018. - № 2. - С. 5-11.
14. Гринчель, Б. М. Оценка конкурентного потенциала регионов Северо-Запада России / Б. М. Гринчель // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2020. - № 3. - С. 55-67.
15. Елохов, А.М. Муниципальная социально-экономическая система как объект программно-целевого управления // Вестник Пермского университета. - 2020. - Вып. 3. - С. 6-19.
16. Жихаревич, Б. С. Стратегическое управление развитием макрорегиона / Б. С. Жихаревич // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2020. - № 12. - С. 138-140.
17. Зубаревич, Н. В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики / Н. В. Зуберевич // Мир новой экономики. - 2019. - Т. 11, № 2. - С. 46-57.
18. Иванченко, Л. А. Организационные и правовые приоритеты управления региональной экономикой / Л. А. Иванченко, В. А. Гневко. -СПб.: ВС, 2019. - 119 с.
19. Иншакова, Е. И. Устойчивое развития макрорегиона: методологические и теоретические аспекты исследования / Е. И. Иншакова, А. В. Самохин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2021. - № 1.- С. 80-85.
20. Калинина, А. Э. Разработка и реализация мер по выходу из кризиса экономики регионов Юга России: опыт Волгоградской области / А. Э. Калинина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. -№ 12. - С. 120-123.
21. Кириллова, С. А. Региональное развитие и качество экономического пространства / С. А. Кириллова, О. Г. Кантор // Регион: экономика и социология. - 2020. - № 3. - С. 57-80.
22. Княгинин, В. Н. Промышленная политика России - кто оплатит издержки глобализации? / В. Н. Княгинин. - М.: «Европа», 2019. - 160 с.
23. Кодолова, Т.А. Потенциал пространственного развития: предмет и метод исследования // Управление экономическими системами. - 2019. - № 7. – С. 26-37.
24. Маршалова, А.С., Новоселов, А.С. Основы теории воспроизводства // Управление экономическими системами. - 2021. - № 2. – С. 87-91.
25. Пасс, К. Словарь по экономике: пер. с анг. / К. Пасс, Б. Лоуз. - СПб.: Экономическая школа, 2018. - 750 с.
26. Псарев, В. И., Псарева, Т. В., Сушенцева, Н. В. Методологические подходы к исследованию и комплексной оценке деятельности местного самоуправления // Теория и практика общественного развития. - 2021. - № 12. – С. 112-136.
27. Реанович, Е.А. Смысловое значение понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 7 (7). - С. 14-14.
28. Саак, А. Э., Пахомов, Е. В., Тюшняков, В. Н. Особенности применения информационных технологий в сфере управления финансовыми ресурсами муниципального образования // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2021. - № 1. – С. 12-36.
29. Селиверстов, В. Е. Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области: основные итоги разработки / В. Е. Селиверстов// Регион: экономика и социология. - 2020. - № 1 (89). - С. 108-134.
30 Ултургашева, О.Г., Лавренко, А.В., Профатилов, Д.А. Экономическая сущность и структура инвестиционного потенциала региона // Проблемы современной экономики. - 2021. - № 1 (37). – С. 63-77.