Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время все явственнее прослеживается негативная тенденция в освоении дисциплин филологического цикла, в частности таких учебных предметов как русский язык и литература: школьники реже обращаются к тексту художественного произведения, допускают значительное количество орфографических и пунктуационных ошибок, некорректно выстраивают монологическое высказывание на определенную тему, демонстрируют низкие показатели государственных экзаменов в 9 и 11 классах. Отчасти такая ситуация обусловлена тем, что учащиеся не в полной мере понимают семантику лексем, представленных в текстах классических произведений, нежеланием вникать в суть. Нельзя не отметить такое, на наш взгляд, важное обстоятельство как подготовка старшеклассников к государственному экзамену по русскому языку, что, по нашему глубокому убеждению, узурпирует методическую деятельность педагога-словесника, загоняет его в жесткие рамки натаскивания на тесты и задания ЕГЭ, ОГЭ.
Отсюда нами видится недостаточное акцентирование внимания учителя на словарной работе в рамках урочной деятельности по русскому языку. Понимание действующей системы образования приводит к выводу, что она до сих пор зиждется на культурных доминантах прошлого, «отодвигает знание о целостном мире человека и опыт целостной деятельности на задний план по сравнению с научной монокультурой. Односторонность содержания образования проявляется в трансляции знаний в отчужденной, безличной форме, в насыщении содержания знаниями при отсутствии смыслов» [2].
Получение новых знаний получает личностный смысл в том случае, когда его получение мотивировано, когда оно становится частью собственного опыта учащихся, осознается ценностью. Президент РФ В.В.Путин на совещании Госсовета по вопросам русского языка сказал: «При этом мы должны понимать, что информационное, культурное, государственное единство страны, единство российского народа напрямую зависит от освоения нашими молодыми людьми, от состояния, распространения русского языка»[4].
Чтобы реализовать поставленные задачи, учителю нужно искать и изучать новые методы и приемы преподавания. Начать надо с переосмысления роли и формы традиционного лингвистического анализа в школьном курсе русского языка, с усовершенствования методик работы с лексикой (лексикой в широком смысле, т.е. это могут быть и устойчивые словосочетания, и прецедентный текст, и топоним, и антропоним, и словосочетание, и микротекст), с привлечения методов и организационных форм, нацеленных в процессе обучения русскому языку на формирование у учащихся представлений о культурных аспектах и определениях, сформулированных в специфичных языковых знаках и формах и, безусловно, наличествующих в ментальном уровне, но не понимаемых школьниками, не наполненных для них семантикой.
Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы подросток в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.
Цель работы: рассмотреть направления и формы словарной работы на уроках русского языка в V IX классах как один из путей повышения языковой культуры учащихся. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
2) выделить направления в организации словарной работы на уроках русского языка;
3) разработать планы уроков, используя приемы словарной работы; 4) сформулировать выводы и рекомендации.
Проблема исследования состоит в обновлении приемов словарной работы традиционной парадигмы (технологии) обучения на уроках русского языка.
Объектом исследования является процесс работы по развитию речи, по обогащению словарного запаса учащихся основной школы.
Предмет исследования методы и приемы использования словарной работы на уроках русского языка с целью повышения культуры речи учащихся.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть рекомендована студентам, проходящим практику в школе, а также учителям русского языка в качестве учебного пособия для подготовки тем по словарной работе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении определяется актуальность исследования, его цели, задачи, дается характеристика методологической основы работы.
В первой главе дается обзор методической литературы, посвященной словарной работе на уроках русского языка в V-IX классах; излагаются основные направления в организации словарной работы на уроках русского языка и литературы изучение семантики слов, синонимов, антонимов, работа над словом при изучении программных произведений литературы, совершенствование произносительной культуры школьников.
Вторая часть работы практическая: здесь представлены подробно разработанные уроки, словарная работа на которых является одной из основных. В заключении делаются выводы о необходимости совершенствования словарной работы на уроках русского языка и литературы.
Глава 1 Научно-методические основы словарной работы на уроках русского языка
1.1 Словарная работа на уроках русского языка
Несомненно, по своей сущности, слово не приемлет исключительно внутриязыкового подхода, так как дифференцированное лексическое определение – это результат мышления и познания, а эти процессы обуславливаются внеязыковой действительностью.
Комплексное использование методов «внутренней» и «внешней» лингвистики позволяет выявить все многообразие взаимозависимых связей языка и культуры и сформировать основу для создания методической системы изучения языка; позволит соответствовать складывающейся культурной ситуации. Современный методист должен организовывать свою работу со словом так, чтобы от однообразных действий типа: «запишите – объясните – подчеркните» – обращаться к различного рода анализам языковых явлений, до поиска семантических свойств, стоящих за конкретной лексемой, анализировать исторические изменения, осуществлять связь с экстралингвистическими явлениями.
Обращение к слову может быть представлено на обычном (рабочем) уроке, на элективном занятии (9-11 классы), на факультативном занятии, на уроке нетрадиционного типа (урок-путешествие, урок-викторина, в рамках индивидуальных занятий, заданий для групповой работы: «история слова», этимологический, культуроведческий комментарий к слову и т.д.).
От собственно работы со словом (традиционная словарная работа, лингвистический анализ, этимологический комментарий) учителю-словеснику стоит обращаться к работе со словом в тексте, что, по нашему мнению, взаимодействует с тремя уровнями языковой личности:
1) лексико-семантический;
2) когнитивный;
3) прагматический. [3]
Новые формы и приемы работы со словом Работа с лексикой на уроке может быть представлена как традиционными, так и новыми видами словарной работы: словарно-орфографической, словарнограмматической, словарно-этимологической, словарно-лексикографической, лексической, лексико-семантической и стилистической, лингвокультурологической и т.п. Работа со словом в методической практике педагога всегда занимала значимое место, а сейчас приобрело еще большую актуализацию в связи с развитием коммуникативно-деятельностного подхода в методике преподавания русского языка.
М.Р. Львов классифицирует наиболее известные способы толкования семантики слов: наглядный, текстуальный, способ подбора синонимов, антонимов, логическое определение, развернутое описание, морфемный и словообразовательный анализы и др., к менее известным – языковую игру [1]
В методический багаж современных учителей русского языка, помимо указанных выше видов анализа, устоявшихся приемов семантизации слов, рутинной словарноорфографической работы постепенно на передний план выдвигаются подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову и последующему лингвистическому комментированию, обсуждение культурного подтекста отдельных лексем и выражений, корреляция смысла и лексического значения слова, анализ семантики в определенном контексте, сравнение русских слов с их иноязычным аналогом, устремление к анализу концептов русской культуры, представленных в языке словами и фразеологизмами.
Инновационные приемы словарной работы представляют собой дифференцированные виды словарных диктантов: диктант-алфавит, диктант-
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Балыхина, Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового / Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2007.
2. Букчина, Б. З. Орфографические словари // Русский язык. Энциклопедия / Ю. Н. Караулов (гл. ред.). — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Большая российская энциклопедия, 1997. — С. 301— 303.
3. Варбот, Ж.Ж. Предисловие / Ж.Ж. Варбот // Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. Т.1. – М.: Русский язык, 2009. – С. 4-5.
4. Вербицкая, Л.А. Русская орфоэпия / Л.А. Вербицкая. Л.: ЛУ, 2006. 124 с.
5. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996.
6. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
7. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 96 с.
8. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов. – М., 1983.
9. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: 1990. – 160 с.
10. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
11. Матюгин И.Ю. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997. – 161 с.
12. Михалёва, Е.В. Методологические основы обучения русскому языку детей мигрантов / Методики обучения русскому языку детей-инофонов: сборник методических материалов / сост. О.А. Хасанов. – Красноярск: КК ИПК РО, 2013. – 125.
13. Оленюк О.И. Ассоциативный словарь как средство усвоения непроверяемых написаний // Начальная школа. – 2009. – №10. – С.79-80.
14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка / Н.И. Политова. – М., 1994.
15. Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
16. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа.– М., 1964. – 126 с.
17. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова М.: Айрис-пресс, 1998. 444 с.
18. Серова, Т.С., Кондрашина, Т.В. Развитие лексико-фразеологических навыков и речевых умений образного монологического высказывания устного переводчика / Т.С. Серова, Т.В. Кондрашина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2013. № 7 (49). С. 146-159
19. Синквейн [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
20. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referatdoki.ru/2-kurs/slovarnaya-rabotana-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnyh-klassah_8573
21. Сысоева, С.В. Лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития младших школьников / С.В. Сысоева. Рязань, 2001. 172 с.
22. Текучев A.B. Методика грамматического разбора: Государственное учебнопедагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР. – 1952. – 344 с.
23. Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.Л.М., 2003.
24. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2000.