Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном образовательном учреждении в качестве ведущего фактора развития ребенка выступает личность воспитателя. При этом особую роль играет стиль общения.
Стиль общения педагога представляет собой сложившуюся систему приемов и способов, используемых педагогом при взаимодействии с обучающимися, а также их родителями и другими педагогами. Чаще всего, стиль общения педагога с учениками – это отражение коммуникативной компетентности педагога, его определенные привычками в общении и взаимоотношении с учащимися, творческой стороной его личности. Существенную роль играет также сам коллектив учеников и его специфика. Стиль общения педагога определяют методы и приемы и воздействия воспитательного характера, проявляющихся в наборе требований и ожиданий соответствующего поведения учеников.
Тем не менее, в настоящее время весьма остро стоит проблема коммуникативной компетентности, а также педагогического мастерства воспитателей ДОУ, что также находит свое проявление в стилях общения. В связи с этим рассмотрение темы «Влияние стиля общения воспитателя на воспитание дошкольников» является актуальным.
Объект исследования – стили общения воспитателя ДОУ.
Предмет – определит влияние стиля общения воспитателя на воспитание дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать основную педагогическую литературу в соответствии с темой исследования и выявить сущность педагогического общения.
2. Определить особенности организации педагогического общения в ДОУ.
3. Обобщить результаты исследования в форме курсовой работы.
Методы исследования: теоретические (анализ и систематизация психолого-педагогической литературы).
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Г.М. Андреева, Т. Бабаева, А.А. Бодаев, Ю.Н. Вьюнкова, П.Я. Гальперин, В.С. Елагина, Н.С. Ефимова, А.С. Исмагилова, В.А. Кан-Калик, М.И. Лисина, А.А. Лобанов, Л.И. Лурье, А.А. Максимова, Н.А. Морева, Е.О. Смирнова, М.В. Филей, Ю.А. Федина и др.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование педагогического общения
1.1. Общение как психолого-педагогический феномен
Общение – это процесс взаимоотношений, обращения людей друг с другом, который основан на разумном понимании, базируется «на намеренной передаче знаний, переживаний и мыслей в прямом соответствии с принятыми в обществе социальными нормами, а также условиями осуществляемой ими деятельности» [5, c. 121].
Общение в толковом словаре русского языка связывается с такими словами, как «общность» и «община» [8, c. 376]. Отметим, что данный смысл этого понятия может выступать в качестве главного критерия истинного общения индивида с другими людьми. То есть в этом случае имеется общий контекст, некое общее поле, это подразумевает, что человек общается. В качестве необходимого условия, говорящего о наличии настоящего общения, выступает способность к идентификации, возможность отождествиться непосредственно с партнером по общению, способность к возможности встать на иную позиции, то есть в общении всегда присутствует диалог.
Общение в педагогике и психологии в основном рассматривается в качестве особой деятельность (например, это прослеживается в работах Т.В. Драгуновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.). При этом основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в исследованиях П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и ряда других исследователей.
Следует подчеркнуть, что понятие общения в современной психолого-педагогической литературе в основном соотносится с такими феноменами, как, например, «коммуникация» и «отношение». Однако с позиции мнению Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой [18], данные понятия обязательно следует различать. Общение неизменно ориентировано на передачу, обмен, а также координацию идеальных образований, существующих у человека в виде восприятия, мышления, а также представлений (подчеркивается А.Н. Суховым, А.А. Деркачем) [19]. Подобная трактовка понятия «общение» может преодолевать одностороннее понимание имеющей место взаимосвязи общения и деятельности. Также указанный подход именно через призму отечественной психологической науки находит свое отражение непосредственно в субъект-субъектном взаимодействии [13].
Общение в данном аспекте являет собой особую инициированную субъектом форма активности. Результативность последнего при этом не только определяется некоторым преобразованием предметного мира, а в большей мере преимущественно качественной стороной отношений одного индивида с другим индивидом, то есть именно системой «субъект-субъект(ы)». Общение по своей сути – это достаточно непростой многоплановый процесс, который связанный с установлением и последующим развитием контактов между людьми. Это также процесс, который порождается потребностями совместной деятельности, при этом включающий в себя обмен информацией, а также выработку единого направления взаимодействия, наконец, восприятие и обязательно понимание другого человека.
Из указанного нами выше определения можно заключить, что общение характеризуется тремя сторонами проявления, то есть: коммуникативной, интерактивной, а также перцептивной. Проявления общения отражены на рис. 1.
Рисунок 1 – Проявления общения
Следует указать, что коммуникативная сторона общения находит свое проявление через действия личности, сознательно ориентированы именно на смысловое их восприятие другими людьми, а также как обмен информацией, так и обмен переживаниями. В свою очередь интерактивная сторона являет собой некое взаимодействие (а также еще и воздействие) людей друг с другом в процессе осуществления межличностных отношений, это межличностное взаимодействие непосредственно в совместной деятельности. Наконец, перцептивная сторона общения себя проявляет через восприятие и последующую оценку людьми социальных объектов (к примеру, самих себя, оценку других людей, групп, оценку других социальных общностей), понимание и восприятие в рамках общения другого человека, а также это способность понимания людьми друг друга (иными словами, взаимовосприятие) [7].
По мнению М.И. Лисиной, необходимо к структурным компонентам общения относить такие, как:
1) субъект общения (в качестве такового выступает другое лицо, партнер связи);
2) необходимость общения (это стремление человека к знаниям и одновременно это оценке других людей, стремление к самопознанию);
3) коммуникативные мотивы (это все то, ради чего, собственно, и происходит общение);
4) действия общения (то есть это единицы коммуникативной деятельности, отдельные действия добросовестности, непосредственно ориентированы на другое лицо. Такого рода действия могут являться как ответными, так и инициативными);
5) задачи общения (в этом случае для их достижения в отдельной коммуникации используются различные действия, реализация которых происходит именно в процессе общения);
6) средства общения (являют собой такие операции, через которые реализуются действия общения);
7) определенные продукты общения (это отдельные образования как духовного, так и материального характера, полученные в результате общения) [11].
Основным средством общения между людьми выступает именно речь. Она как средства общения, а также как его особая операция возникает на определенном этапе развития у человека (ребенка) коммуникативной деятельности. При этом ее появление, а также последующее развитие напрямую связаны именно с необходимостью общения, общей жизнедеятельностью человека. Речь возникает исключительно в качестве необходимого и достаточное средство в целях разрешения ряда актуальных задач общения человека, которые обозначаются перед ним на конкретном этапе развития его коммуникативной деятельности, наконец, вытекают непосредственно из более широких для индивида жизненно важных проблем, тесным образом связанных именно с типом его ведущей деятельности.
В сущности, развитие речи представляет собой овладение индивидом различными способами общения именно на основе усвоения им грамматических закономерностей его родного языка. При этом через речевое общение ребенка со взрослыми постепенным образом происходит расширение и заметное углубление его мира [1].
Под механизмами общения приято понимать все те социально-психологические процессы и явления, которые возникают в результате взаимовлияния людей друг на друга, оказывающих непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Академия, 2018. 514 с.
2. Бабаева Т.О социально-эмоциональном развитии дошкольника // Дошкол. воспит. 2006. № 6. С. 13–19.
3. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2012. 312 с.
4. Вьюнкова Ю.Н. Воспитательная эффективность педагогического общения // Начал. шк. 1998. №5. С.92-94.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие. М.: Академия, 2018. 354 с.
6. Елагина В.С. Немудрая Е.Ю. Основы педагогического общения: учеб. пособие. Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2019. 184 с.
7. Ефимова Н.С. Психология общения: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 192 с.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: АСТ, 2015. 988 с.
9. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 65 – 68.
10. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М.: «Роспедагенство», 1995. 228 c.
11. Лисина М.И. Общение и речь. М.: Педагогика, 1995. 252 с.
12. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического об-щения: учеб пособие. М.: Academia, 2020. 189.
13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2017. 244 с.
14. Лурье Л.И. Искусство педагогического общения // Сибирский пед. журн. 2007. №3. С. 32-47.
15. Максимова А.А. Основы педагогической коммуникации: учеб.-метод. пособие. Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2016. 170 с.
16. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2017. 303 с.
17. Педагогическое общение в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: https://eduportal44.ru/Kostroma_R_EDU/Al/SiteAssets/SitePages/Педагог-психолог/Педагогическое%20общение%20в%20ДОУ.pdf (дата обращения: 04.02.2023).
18. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2016. 242 с.
19. Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.: Академия, 2017. 632 с.
20. Сучкова Т.В. Сайдашева Г.Г. Психология социального взаимодействия. Часть 1: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2018. 80 с.
21. Фалей М.В. Педагогическое общение: учеб. пособие. Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. 116 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: grazhdanskiy-kodeks-rf.com. (дата обращения: 14.01.2023). – Текст: электронный.
23. Федина Ю.А. Основы педагогического общения с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014005107 дата обращения: 05.02.2023).
24. Юданова Н. Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-sovet-metody-yefektivnogo-obschenija-s-detmi.html дата обращения: 05.02.2023).