Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития современного общества, когда существует реальная угроза разрушения самобытных культур, формированию исторических представлений у детей дошкольного возраста отводится особая роль. Формирование исторических представлений играет важнейшую роль в сохранении и распространении культурного опыта народа.
Под формированием исторических представлений чаще всего рассматривают устоявшуюся традиционную педагогику обучения и воспитания детей, характерную для конкретного народа в процессе его исторического развития. Одним из средств формирования исторических представлений у детей дошкольного возраста является народная игрушка, которая имеет огромную систему обучения и воспитания детей, соответственно специфики этноса, региона проживания детей, народности. Народная игрушка отражает произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, былины), танцы, песни, народную музыку, народные игры, народное декоративно-прикладное искусство, народные праздники.
Несмотря на то, что дошкольники все еще продолжают знакомиться с традициями русского народа, в этом возрасте дети уже сами способны определить значимый смысл из произведений русского народного творчества. Так, применяя народную игрушку на уроках окружающего мира, учитель тем самым способствуем их приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям.
Следует отметить, что устное народное творчество представляет дошкольникам истинную историческую картину духовного и культурного развития народа, его основополагающие элементы мировоззрения, характер нации, пополняя представление детей о прошлом и настоящем своего народа. Знакомство с родной культурой обогащает и расширяет знания о традициях своего народа, богатой природе родного края. В аспекте работы с народной игрушкой, дошкольники узнают традиции и обычаи народов своего края, особенности народных костюмов, ремесла и многое другое. Особое место в произведениях русского народного творчества уделено уважительному отношению к труду, восхищению мастерством человеческих рук (гончарному делу, росписи по дереву и обожженной глине, плетение корзин, изготовления детских игрушек, ткачеству).
Огромную помощь в решении проблем формирования исторических представлений у детей дошкольного возраста на уроках окружающего мира может оказать обращение к народной игрушке.
Следует отметить, что в именно в народной игрушке запечатлены песни, сказки и легенды, загадки, пословицы, поговорки, приметы, праздники, отражающие представления народа об объектах и явлениях природы, о жизни как растительного, так и животного мира, гармоничном взаимодействии человека и природы. Таки образом, можно говорить о том, что народная игрушка может использоваться в качестве средств воспитания.
Объектом исследования является народная игрушка. Предмет исследования – формирование исторических представлений у детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Раскрыть сущность формирования исторических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Выявить роль народной игрушки как средства формирования исторических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать основные приемы и методы использования народной игрушки как средства формирования исторических представлений у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Как отмечают исследователи [1,2,3,5], всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста представляет собой взаимодействие в системе «человек – окружающий мир». Результатом этого процесса является активное творческое начало и развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Взаимодействуя активно с миром, они, таким образом, самоопределяются в активной системе жизненных взаимоотношений, происходит активное саморазвитие и самоактуализация личности детей дошкольного возраста. Через тот или иной вид деятельности и в ходе деятельности ребенок становится самим собой. Становление и развитие личности ребенка дошкольного возраста происходит в ходе его активной и целеустремленной деятельности в разнообразном предметном мире. Любая деятельность ребенка, даже если она сугубо индивидуальна по своим внешним формам, проявлениям и признакам, то по своей сущности всегда коллективна, гармонична, социальна [8, с. 234].
Для эффективного воспитания и развития ребенка дошкольного возраста необходимо создание таких условий, при которых будет обеспечена его активная деятельность. Задача гармоничного и всестороннего развития детей дошкольного возраста включает не только высокий уровень развития знаний, умений, навыков, но и высокий уровень развития их эмоционального интеллекта и нравственной позиции, что имеет социальное значение. Социальное значение выражается в интенсивном развитии исторических представлений у детей дошкольного возраста.
В своем исследовании мы опирается на взгляды Д.Б. Эльконина относительно дошкольного возраста. Он выделяет следующие периоды [22, с. 18]: младший и средний дошкольный возраст (дети от 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (дети от 5 до 7 лет). Следует отметить, что каждый из указанных возрастных периодов характеризуется особенностями и границами, которые достаточно легко заметить, внимательно осуществляя наблюдение за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение.
В аспекте нашего исследования, дошкольный возраст является непосредственным продолжением среднего дошкольного возраста в контексте общей сензитивности, а также периодом активного овладения окружающим социальным пространством захватывающих человеческих отношений через эффективное общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения с другими детьми.
Дошкольный возраст дарит ребенку новые и важные принципиальные достижения и открытия.
Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. С этим возрастом связано начало векторных видов деятельности: труда и учения. Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте конструкторская игра начинает поэтапно превращаться в эффективную трудовую деятельность, в аспекте которой каждый ребенок конструирует, создает, моделирует, строит что-то полезное, необходимое, актуальное, интересное, нужное в быту. В подобных играх дети приобретают необходимые знания, усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают элементы и свойства предметов, у них активно развивается практико-ориентированное мышление. У ребенка формируется и развивается способность планировать свои действия, помимо этого совершенствуются ручные движения, умственные операции, развивается воображение, формируется представление.
В дошкольном возрасте наблюдается активное развитие и формирование всех познавательных психических процессов. У детей практически сформированы и развиты все анализаторы, на основе которых активно продолжают развиваться различные виды чувствительности. В анализируемом возрасте имеет огромное значение роль зрительного анализатора, ощущения и восприятия. Активное развитие восприятия позволяет детям дошкольного возраста определять свойства объектов, различать предметы, определять преобладающие связи и отношения между ними [22, с.6-7].
Согласно учений исследователей [15,16,22], основу способностей, связанных с ощущением и восприятием, образуют перцептивные действия. И только их качество напрямую зависит от степени усвоения ребенком специальных систем перцептивных элементов. Например, при восприятии формы, такими элементами являются геометрические фигуры, а при восприятии цвета – гамма спектра цветов, и при восприятии размеров – физические величины, принятые для их оценки.
Таким образом, активное совершенствование самых разнообразных перцептивных действий и овладение совершенно новыми типами подобных действий заметно обеспечивает эффективное изменение восприятия с возрастом. Происходит приобретение большей точности, расчлененности, взаимозаменяемости и взаимодополняемости тех или иных качеств.
Однако, усвоение перцептивных действий приводит к другим способностям [12, с.30]. Параллельно с развитием восприятия осуществляется процесс активного совершенствования произвольного внимания. Отличительной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является тот факт, что внимание возникает на основе восприятия внешне привлекательных предметов. А сосредоточенным внимание остается только в том случае, если сохраняется и активизируется интерес к объектам восприятия: людям, предметам, событиям, явлениям.
В дошкольном возрасте появлению и развитию произвольного внимания способствует формирование регулируемого восприятия и активное овладение речью. Для того, чтобы эффективно совершенствовать способность детей дошкольного возраста к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо: развивать все его познавательные способности, такие как мышление, восприятие, память, воображение; тренировать способности к эффективному сосредоточению сознания, умению активно переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивое внимание, совершенствовать объем внимания [22, с.117-118].
Дошкольный возраст – возраст интенсивного и активного развития памяти ребенка. В этот период память представляет собой ведущий познавательный процесс, психическую функцию. Ребенок дошкольного возраста сознательно умеет пользоваться приемами запоминания. Он способен повторять то, что необходимо запомнить, пытается осмыслить, осознать запоминаемое в определенной последовательности.
З.М. Истомина в своих исследованиях проанализировала осуществление процесса становления как произвольного, так и опосредованного запоминания у детей дошкольного возраста, и сделала определенные выводы [6]. В дошкольном возрасте, в естественных условиях развития памяти, происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала [23, с. 75].
К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания следует считать сформированным. В данном возрасте хорошо развивается память.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68.
2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 416 с.
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович/ / Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2005.- 254 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры на уроках окружающего мира / А. К. Бондаренко, - СПб.: Питер, 2008. – 102 с.
5. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся / Е.В. Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006- 361 с.
6. Бондаренко, С.М. Урок – творчество учителя / С. М. Бондаренко. – М.: Знание, 2004. – 104 с.
7. Борисова, Л.А. Опыт духовно-нравственнноговоспитания на уроках «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/duhovnonravstvennoe-vospitanie-na-urokah-okruzhayuschego-mira-3858421.html, свободный (29.03.2022).
8. Вахрушев, А.А. Система контроля в курсе окружающего мира / А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа. - 2007.- №10, - С. 13-17.
9. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 2 / А. А. Вахрушев. – М.: «Баласс», 2000. – 64 с.
10. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы /Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 240 с.
11. Воловикова, М. И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения дошкольников / М. И. Воловикова / Вопр. психологии. №2, 2009. – С. 10-12.
12. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12.
13. Кайдаш, Е. Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е. Г. Кайдаш // Начальная школа – 2003 - №12. – С. 14 - 19.
14. Киргинцева, Е. И. Пути формирования познавательных интересов дошкольников в учебной деятельности / Е. И. Киргинцева // Начальная школа – 2002 - №11. – С. 29 - 31.
15. Колберг, Л. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию / Л. Колберг, Ф. Пауэр, Э. Хиггинс // Психологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 73 - 75.
16. Лазаренко, Н. И. Развитие познавательных интересов дошкольников / Н. И. Лазаренко // Нач. школа – 2009 - №5. – С. 13 - 16.
17. Липкина, А. И. О нравственной жизни школьника. / А. И. Липкина / Психологический журнал. - 2011. - №1. – С. 19-20.
18. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко / Психологический журнал. - 2011. - №1. – С. 40.
19. Морозова, Е. Е. Изучение вопросов исторического развития мира/ Е. Е. Морозова. – Начальная школа. – 2007. - №4. – С. 19.
20. Осипова, Л. Н. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Л. Н. Осипова. – М.: Педагогика, 2006. – 215 с.
21. Петросова Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов.- М. «Академия», 2009. – 114 с.
22. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность дошкольников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Знание, 2008. – 170 с.
23. Плешаков, А. А. Учебник «Мир вокруг нас» и методические рекомендации к урокам/А.А.Плешаков// Начальная школа.- 2007.- №4.- С. 40.
24. Репкин, В. И. Формирование деятельности в дошкольном возрасте / В. И. Репкин // Нач. школа – 2009 - №7. – С. . 19 - 24.
25. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – М.: Педагогика, 2008. – 188 с.
26. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2006. -336 с.
27. Сластенин, В. А. и др. Педагогика // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. Академия - 2002. – 465 с.
28. Хабиб, Р. А. Организация учебно - познавательной деятельности учащихся / Р. А. Хабиб. - М. Педагогика, 2009. – 188 с.
29. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. Педагогика, 2009. – 115 с.
30. Фокина, Н. Э. Особенности развития моральных суждений у дошкольников / Н. Э. Фокина / Педагогика. №3, 2008. – С. 22.
31. Хусаинов основы формирования экологической культуры дошкольников/ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-4. – С. 833-836.
32. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О. А. Шаграева. - М.: Владос, 2001. – 280 с.