Фрагмент для ознакомления
2
Организация непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста (на примере возрастной группы)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современное дошкольное образование развивается в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО определяет все направления стратегических преобразований системы, реализация которых приводит к её качественно иному уровню функционирования и развития. В связи с этим необходимо привести в соответствие все практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его вклад в общий цикл психического развития дошкольника. Актуальность работы обусловлена тем, что современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Эти условия регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Реализация НОД в ДОУ приводит к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста. По мнению психологов, центральным моментом здесь является психологизация системы образования детей дошкольного возраста.
Организация и проведение НОД в ДОУ предполагает активное сотрудничество педагога и детей. При этом необходим учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Благодаря организации НОД у детей развиваются способности оценивать и контролировать свои действия. Организация НОД заключается в раскрытии содержания индивидуального опыта каждого ребенка. Именно ФГОС ДО рассматривает существенное обновление подходов к организации и содержанию образования для детей дошкольного возраста и, в первую очередь, это касается содержания и организации НОД. Все это обусловило актуальность методических поисков по совершенствованию системы проведения непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе ДОУ.
Цель исследования: теоретически обосновать, практически доказать возможность и необходимость организации непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования.
2. Проанализировать содержание, сущность и основные цели НОД в
соответствии с ФГОС ДО.
3. Изучить эффективный опыт организации непосредственной образовательной деятельности.
4. Разработать планы-конспекты занятий, организовать деятельность детей.
5. Провести самоанализ педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования рассмотренных методических материалов педагогами ДОУ.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы, приложение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (вступил в силу с 01.09.2012г.).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. регистрационный № 1155 (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. регистрационный № 1351.
5. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. регистрационный № 544н (с изменениями и дополнениями).
Справочная литература
6. Адриади, И. П., Темина, С. Ю. Педагогический словарь. – НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 224 с.
7. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / Л. В. Мардахаев – «Квант Медиа», 2016. – 217 с.
Образовательные программы
8. Инновационная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 328 с.
Учебная литература
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 432 с.
10. Шашенкова, Е. А. Методическое обеспечение образовательного процесса в дошкольных организациях : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. А. Шашенкова, Н. А. Воробьева, М. В. Воробьева : под ред. Е. А. Шашенковой. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с.
11. Васильева, С. И. Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста / С. И. Васильева, Т. А. Петрова, М. П. Королькова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 84-86.
12.Архипова, А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной
активности / А. А. Архипова // Научная статья. - 2015. - No3-4. - С. 11-14.
13.Габова, И.А. Возможности поисковой деятельности в развитии
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / И. А.
Габова // Научная статья. - 2014. - No 9. - С. 52-54.
Методические рекомендации
14. Карабанова, О. А., Алиева, Э. Ф., Радионова, О. Р., Рабинович, П. Д., Марич, Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Периодические издания СМ
15. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с
товарищами / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2010. - No10. - С. 17-21.
16. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность
старшего дошкольного ребенка в детском саду / Короткова Т.А. // Дошкольное
воспитание. - 2003. - No3.- С. 12.
Электронные ресурсы
17.Консультант Плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.c-nsultant.ru (дата обращения: 00.00.202…).
18.Сеть творческих учителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.it-n.ru (Дата обращения 18.03. 2023.).
19. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ds14-ukhta.ru (Дата обращения 18.03. 2023.).