Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В течение своего существования всяким государством осуществляется ряд достаточно сложных задач и целей. Государство развивает некоторую целесообразную деятельность. Прежде всего, в данной деятельности необходимо различать те цели, которые ставит себе государство, и те средства, с помощью которых оно этих целей достигает. Эти цели чрезвычайно многочисленны и разнообразны
Еще одной всеобщей сферой жизнедеятельности людей является сфера управления обществом, как активно функционирующей и развивающейся системой.
Властью принимаются решения, которые связаны с постановкой конкретных целей и задач для всего общества. Данные решения обязательны для исполнения, для этого власть имеет необходимые средства. Принятые решения далее реализуются на практике.
Управлением предполагается, что, занятые различными видами деятельности (объекты управления) люди, объединены в основном в организации, таким образом, можно говорить об управлении организованной деятельностью.
При управлении обязательно наличие обратной связи, информации о том, как протекает процесс управления и данные о результатах.
И обязательно необходимо наличие механизма оценки результатов для внесения оперативных изменений в решения, принятые властью. Центральное звено всей системы управления человеческой деятельностью и общественными процессами и власть.
Учитывая, что власть – это главное в государстве, то государство можно обозначить, как устройство властных структур.
Ознакомление с процессом происхождения государства и власти имеет не только познавательный, но и политико-практический характер. Изучение данного феномена позволяет права и понять социальную природу государства и права, рассмотреть особенности, дает возможность проанализировать условия и причины их возникновения и развития. Интерес к изучению данного общественно-политического явления в рамках теории государства и права возрастает в последние годы.
Объектом исследования выступают явления общественной жизни, такие как государство и власть.
Предмет курсовой работы - сущность и происхождение власти и государства.
Целью работы можно обозначить определение сущности и происхождения власти и государства.
В соответствии с данной целью, можно поставить следующие задачи:
изучить происхождение власти;
провести анализ происхождения государства.
Существование государства невозможно без органов государственной власти, создающихся для решения различных задач и исполнения различных функций. В связи с этим органы государственной власти разделяются на виды, наделяются определенной компетенцией и кругом полномочий.
Политика власти для многих является самым сложным пониманием политики, потому что сама власть неосязаема – мы не можем прикоснуться к ней или увидеть ее – мы можем только чувствовать ее последствия.
И все же говорить, что политической силы не существует, потому что мы не можем прикоснуться к ней или увидеть ее, было бы явно неправильно, и поэтому нам остается пытаться понять ее с помощью различных концептуализаций. В качестве теоретической основы использованы труды Власенко Н.А., Чепурновой Н.М. и Серегина А.В., Алябьевой Т.К., Матузова Н.И., Малько А.В., Кожевникова С.Н., Кашаниной Т.В., и других.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и списка источников информации.
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЛАСТИ
1.1. Развитие понятия «власть» в научной теории
Рационализация политических представлений, которая наблюдалась в I тысячелетии до нашей эры, означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большая роль принадлежит философскому учению Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Лао-Цзы (VI - V вв. до н.э.), основоположнику даосизма Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), идеи леагизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Персии – Заратустры, в Индии - учение Будды.
Весьма плодотворным и радикальным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на политику и власть в Древней Греции (Сократ, Аристотель, Платон, Демокрит, Полибий, софисты, и др.).
Древнегреческая политическая мысль характеризовалась анализом различных форм устройства государства. Идеальное государство для Платона аристократическое государство - идеальное государство как правление лучших и благородных.
Согласно учениям Аристотеля, полития является самой правильной формой государства. Полития – это «средняя» форма государства, во всем в ней доминирует «средний элемент»: целеустремленность в правах, средний достаток в имуществе, средний класс во властвовании. Цицерон высказывал мнение, что воля аристократии, царская власть и народная власть не есть благо для общества в силу их неустойчивости и односторонности.
Проблемы единовластия князя в Древней Руси, социальной базы его власти освещение находят в таких литературных источниках, «Русская правда», «Новгородская летопись», «Повесть временных лет» и др.
Борьба за верховенство власти была более поздней важной проблемой. В комплекс основных идей гуманизма для мыслителей Возрождения входило отрицание сверх природного происхождения власти, святости ее институтов, божественного, низведение их до земных уровней, до «грешной» природы человека, дел обыденно-житейских дел, выступало как оружие в борьбе за автономизацию социально-политического процесса.
Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) власть исследовалась, как отношение подвластных и властвующих, её устройство, учреждение законов, он стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований. Н. Макиавелли был сторонником «смешанной» формы государства, умеренной республики, сочетающей аристократический, демократический и монархический элементы власти и являющийся по сравнению с «простыми» формами более прочной.
Представители западноевропейской мысли Д. Локк (1632 - 1704 гг.) и Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) также обращались к источникам власти. По Гоббсу власть государства - следствие общественного договора, раз и навсегда ограничивающий гибельное стремление людей к осуществлению своей индивидуальной власти.
Это власть, которая приобретает самостоятельное существование и отчуждается от «естественного человека», продукт сознательных человеческих установлений, а не природных. В отличие от Гоббса, Д. Локком власть понималась в качестве средства по обеспечению такого гражданского состояния, в наибольшей мере соответствующего естественной природе человека.
Ж.-Ж. Руссо также принимал идею общественного договора, по его мнению, властью это власть не единоличного государя-суверена, а народная ассоциация, выражающая общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей.
Значителен вклад в развитие учения о власти и Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.). В своей книге «О духе законов» он сформулировал идею разделения властей, которая развивается в теорию, обосновывающую принципы политической свободы, законности и придания праву роли истинного регулятора взаимоотношений между государством и гражданами. Кроме того, следует упомянуть таких мыслителей, как И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте, В. Соловьёв, Н. Бердяев, Н. Чернышевский, А. Герцен и др., у коих также обнаруживается своеобразие в анализе проблемы власти.
Кроме того, обратная сторона феномена власти уже была замечена и в раннюю эпоху истории политической мысли. Аристотелем, а позднее и Монтескье, указывалось на опасность злоупотребления властью лиц, которые ею наделены, использования ими властных возможностей не для общего блага, а для своей частной пользы.
Понятие власти в настоящее время употребляется в общефилософском и политическом значениях.
В философском понимании власть трактуется, как способность человека влиять, воздействовать на других людей, общество и мир в целом. Бытует мнение, что смысл жизни человека состоит в значительной мере в стремлении к власти.
Это верно, так как в возвышенном смысле очень близкими являются понятия власти, самовыражения, творчества. Т.е. является логичным и объяснимым стремление человека к своей цели, осуществлению своего таланта, к самореализации.
В политическом понимании власть включает элемент принуждения, подчинения и руководства.
В настоящее время понятию «власть» присущи различные смыслы и подходы к их пониманию.
В отечественной литературе понятие власти дается в трех значениях:
• волевого элемента, выражающегося в способности одних субъектов навязать волю другим, с помощью принуждения и убеждения подчинять их своим интересам;
• как институт, т.е. организованное учреждение, способное обеспечить устойчивый порядок в общественных отношениях и единство действий;
• в виде отношений командования и подчинения в государстве и обществе.
Говоря об общем смысле, властью можно охарактеризовать способность подчинять своей воле кого-то, право и возможность управлять и распоряжаться действиями других людей, влиять на их поведение и судьбы в целом, добиваться от них выполнения определенных приказов, распоряжений и решений с помощью авторитета, воли, закона, принуждения и силы .
Современная политология, исходит из понимания власти, предложенного М. Вебером, согласно которого власть предстает как способность отдельного человека или группы людей утверждаться в сфере социальных отношений, несмотря на сопротивление и собственную волю. Проявление власти наблюдается повсюду: в производственных коллективах, в семье, армии, в государстве в целом. В последнем случае речь идет о верховной политической власти.
Сущность власти заключается в отношениях руководства, подчинения и господства.
Рассмотрим некоторые толкования власти. С точки зрения результатов деятельности, достижения целей власть понятие телеологическое, т.е. власть определяется как реализация намеченных целей.
Согласно поведенческого подхода, власть рассматривается, как особый тип поведения, когда одни люди командуют, а другие - подчиняются. Данный подход сводит понимание власти ко взаимодействию реальных личностей, индивидуализирует понимание власти. Человек стремится к власти. Власть рассматривается как средство обогащения, благосостояния, безопасности и престижа.