Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Сегодня к кадровому составу любых образовательных организаций предъявляют достаточно высокие требования. Качество любого образовательного процесса зависит, прежде всего, от педагогической компетентности педагогов. Повышение статуса педагога сегодня является приоритетным и обязательным.
Введение в практику образования профессиональных стандартов для специалистов, которые сейчас определяют функционал каждого педагога, объясняет необходимость постоянного профессионального развития и повышения профессиональной компетентности педагогов любой образовательной системы.
Новый социальный заказ общества в области образования выражается в виде требований к квалификации педагогов. Это, в том числе, сформулировано в ФГОС для каждой образовательной ступени, от дошкольной организации до вуза. В стандартах указывается, что одним из условий реализации образовательных программ является непрерывность профессионального развития и воспитания педагогических работников организаций, осуществляющей образовательную деятельность.
Динамичное изменение системы образования требует от педагога постоянного развития профессиональных компетенций и профессиональных навыков. Педагог должен быть готов к переменам, быть мобильным, способен к нестандартным трудовым действиям, нести ответственность и самостоятельности в принятии решений. Всего этого невозможно достичь без таких процессов как профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитание педагога.
Цель работы: изучить проблемы профессионального воспитания и самовоспитания педагога.
Объект исследования: профессиональное самовоспитание педагога.
Предмет исследования: технологии и методики для профессионального самовоспитания педагога.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «профессиональное воспитание педагога».
2. Рассмотреть роль профессионального воспитания в становлении личности педагога.
3. Описать профессиональное самовоспитание педагога как условие роста профессионального самосознания.
4. Перечислить условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге.
5. Разработать тренинг по формированию профессионального самовоспитания педагога и рекомендаций по их разработке.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГА
1.1. Сущность понятия «профессиональное воспитание педагога»
Проблема профессионального воспитания педагога всегда была и остаётся актуальной. Под профессиональным воспитанием понимают процесс формирования нравственного облика, профессиональных мотивов, интересов, ценностей, профессиональной компетентности и мобильности современного профессионала. Большую роль при этом играет развитие его профессиональной культуры, которая обеспечивает высокое качество трудовой деятельности и успешность социальной адаптации [12].
Лишь такой специалист в дальнейшем может быть конкурентоспособным на рынке труда. Профессиональное воспитание личности специалиста актуализируется сегодня в условиях системно – деятельностного подхода. В последнее десятилетие издано множество нормативно – правовых документов федерального и региональных уровней, которые регламентируют деятельность современного педагога. Документы предусматривают кардинальное улучшение кадрового потенциала системы непрерывного образования на каждой из его ступеней. Необходимо и далее повышать престиж профессии воспитателя, учителя, преподавателя, научного работника. Развитие и углубление взаимосвязей образования с производством, наукой и другими социальными институтами объективно выдвигают принцип воспитательно-учебного процесса для любой категории педагогов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. / А.Г. Бермус. Интернет-журнал «Эйдос»; 2005. // URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm Текст: электронный.
2. Брыксина, О.Ф. Интернет и профессиональная компетентность педагога / О.Ф. Брыксина. Электронный журнал: «Вопросы интернет образования»: URL: http://vio.uchim.info/Vio_site/cd_site/Articles/archive.html Текст: электронный.
3. Бугрова, Н.С. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения новых ФГОС / Н.С. Бугрова. Начальная школа плюс: до и после. 2012. No 1. С. 37-40. Текст: непосредственный.
4. Введенский, Н.В. Моделирование профессиональной компетентности педагога / Н.В. Введенский. Педагогика. 2003. No 10. С. 51- 55. Текст: непосред¬ственный.
5. Власова, Н.В. Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования / Н.В. Власова. Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 262-263. Текст: непосредственный.
6. Горбашко, Е.К. Качество Образования в системе обучения управления качеством / Е.К. Горбашко. Стандарты и качество. 2001. No 10. С. 20-23. Текст: непосредственный.
7. Гафурова, С.С. Профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитание личности учителя в условиях рыночных отношений / С. С. Гафурова, Хабибулло Абдукаримов. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 135-139. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3258/ Текст: электронный.
8. Елканов, С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя / С.Б. Елканов. М.: Просвещение, 1996. 143 с. Текст: непосредственный.
9. Зборовский, Г.М. Самообразование парадигма XXI века / Г.М. Збровский. Высшее образование в России 2003. No 5. С. 25-32. Текст: непосредственный.
10. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2006 329 с. Текст: не¬посредственный.
11. Кашникова, Е.Ю. Подготовка педагогов к самообразовательной деятельности / Е.Ю. Кашникова. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений, Екатеринбург: ООО ИД «Ажур», 2005. 287 с. Текст: непосредственный.
12. Кашникова, Е.Ю. Характеристика самообразовательной деятельности в рамках генетического, структурно-функционального и динамического подходов / Е.Ю. Кашникова. Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сборник научных трудов / под ред. Г. Д. Бухаровой. Екатеринбург:Издательство РГППУ, 2003. Вып. 3, Ч. 1. С. 99-107. Текст: непосредственный.
13. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования / Ю.Н. Логинова. Биб-ка журнала «Методист». 2010. No9. С. 4-7. Текст: непосредственный.
14. Митина, Л.М. Психология профессионального развития. / Л.М. Митина. М.: Владос, 2007. 245 с. Текст: непосредственный.
15. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 320 с. Текст: непосредственный.
16. Осипова, И.В. Совершенствование системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров / И.В. Осипова. Педагогическое образование и наука. 2010. N 4. С. 53-61. Текст: непосредственный.
17. Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы / III Международная заочная научно- практическая конференция (Шадринск, 10 декабря 2012 года). [сборник]. Шадринск: Шадринский Дом печати , 2013. 543 с. Текст: непосредственный.
18. Управление качеством образования / Практико- ориентированная монография и методическое пособие; под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2006. 448 с. Текст: непосредственный.
19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" / URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html Текст: электронный.
20. Санникова, С.В. Компетентностная модель специалиста в системе профессиональной подготовки / С.В. Санникова. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. No 4. С.18-20. Текст: непосредственный.
21. Светлова, В.А. Формирование готовности личности педагога к самообразованию как научная проблема / В.А. Светлова. Современные проблемы науки и образования. 2013. No 4. С. 25-27. Текст: непосредственный.
22. Сериков, В.В. Личностная ориентация образовательных систем: проблема критериев / В.В. Сериков. Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ч. I. Пятигорск: Изд-во РГПУ, 2006. 265 с. Текст: непосредственный.
23. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя В.П. Симонов. М.: Аспект-Пресс, 2011. 184 с. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
24. Сластенин, В.А. Профессионализм педагога: акмеологический подход / В.А. Сластёнин. Педагогическое образование инаука. 2012. No4. С.4-9. Текст: не¬пос¬ред¬ствен¬ный.
25. Солянкина, Н.Л. Качество условий развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации: один из подходов к диагностике / Н.Л. Солянкина. Педагогические технологии. 2008. No 2. С. 49-55. Текст: непосредственный.
26. Тишкевич, М.А., Профессиональная компетенция педагога: понятие и структура / М.А. Тишкевич. Психология обучения. 2009. N 10. С.91-103. Текст: непосредственный.
27. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для вузов / Н. Е. Эрганова. М.: Академия, 2007. 59 с. Текст: непосредственный.
28. Янова, М.Г. Структура профессиональной компетентности педагога / М.Г. Янова. Профессиональное образование. 2012. No 4. С. 11-14. Текст: непосредственный.