Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что проблема личного профессионального самоопределения является важной научной и практической проблемой, которая привлекла внимание экспертов из разных областей. Многие выпускники средних школ испытывают большие трудности в профессиональном самоопределении по многим причинам. Одна из них связана с тем, что профориентация в школьной практике наиболее активно реализуется только в старших классах, хотя многие исследователи (Э.Ф. Зеер, С.В. Пачина, Г.В. Резапкина, С.Н. Чистякова) признает важность ранней профориентации. Под этим понимается комплекс психолого-педагогических мероприятий, целью которых является ознакомление детей с профессиональным миром и формирование ценностного отношения к ним. Ранняя профориентация также очень важна из–за разнообразия профессионального мира и его высокой динамики - дети должны научиться ориентироваться в профессиональном мире и понимать природу и детали различных видов профессиональной деятельности. Эта задача ставится перед младшими школьниками для того, чтобы получить более глубокое и оценочное понимание профессионального мира и расширить свои представления о нем, что станет основой для выбора карьеры в подростковом возрасте. Актуальность изучения вопроса профессионального самоопределения младших школьников в рамках знакомства с профессиональным миром обусловлена еще и тем, что по сравнению с изучением профессионального самоопределения в подростковом и отроческом возрасте такого рода исследований значительно меньше.
Гипотеза исследования: проектная деятельность может выступать эффективным средством ознакомления младших школьников с миром профессий.
Объект исследования: представления младших школьников о профессиональной идентичности.
Предмет исследования: процесс ознакомления младших школьников с профессиональной идентичностью в проектной деятельности.
Цель исследования – рассмотреть формирование предпосылок профессиональной идентичности в проектной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
описать понятие и историю проектной деятельности;
определить возможности проектной деятельности для формирования предпосылок профессиональной идентичности младших школьников;
рассмотреть методы и методики исследования;
изучить формирующий этап педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют положения теории развития и формирования личности А.В. Ажиев, М.В. Антонова, У. Ю. Кочеткова и др., концепции организации проектной работы школьников А.С. Мухина, А.Д. Сазонов, И.Д. Чечель и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анализ деятельности учителя и учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования представлений о профессиях будущего у младшего школьника посредством проектной деятельности, а также в разработке комплекса педагогических условий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации разработанных педагогических условий и комплекса диагностических средств в начальной школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и история проектной деятельности
Проектная деятельность первоначально появилась как неотъемлемая часть инженерной деятельности в форме изобретений. По словам В.С. Лазарева, овладение методом проектной деятельности необходимо каждому современному человеку, поскольку в процессе этого развивается интеллект.
Термин "проект", используемый в образовательной деятельности, используется американским психологом и педагогом предложенный Дж Дьюи, он основал экспериментальную школу в Чикаго в 1894 году, в которой вместо занятий, согласно Дж. Дьюи, у детей спонтанно возникают потребности и инстинкты. В связи с этим учитель выделил четыре учебных инстинкта: социальный, дизайнерский, художественное самовыражение и исследовательский. Чтобы удовлетворить эти инстинкты, ребенку предоставлялись произведения искусства, техническое оснащение, а также он участвовал в играх и практической деятельности-труде [4, с. 51].
Термины "проект" и "прожект" позже получили разные значения в этих отношениях: сатира и фиксированные виды профессиональной работы. В переводе с латыни "проект" сохраняет значение и способ действия Древней Греции. В переводе это означает "что-то брошенное (заброшенное) вперед"; что-то, чего еще нужно достичь. Его больше беспокоит концепция проблемы. Затем происходит перемещение слова от "проблемы" к "проекту". Поэтому в первоначальном значении слова "проект" выделяются следующие признаки: приписывается будущему, и этого будущего еще не существует, оно рассматривается на идеальном плане.
Проектную деятельность в этом случае можно определить (по М.Веберу) как «деятельность особо идеальную», то есть особый процесс переосмысления того, чего еще нет, но должно быть. В России этот метод «делания чего-либо» получил название метода проектов. В 20-х гг. ХХ в. он применялся не только в школах, но и в вузах. В 1923 году в СССР появилась система обучения «комплекс-проекты», основанная на идеях Дж.Дьюи, а классно-урочная система объявилась отжившей формой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Российская газета. - 2013. - 10 января.
2. Ажиев, А. ВИ. Формы и методы формирования представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста / А.В. Ажиев // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. – № 2. – С. 22-36.
3. Алексеева, Н.Н. Характеристика представлений младших школьников об ответственном отношении к выбору профессии / Н.Н. Алексеева // Перспективы развития науки в современном мире : сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. – С. 55-60.
4. Антонова, М.В. Проблемно-ориентированная пропедевтика раннего выбора будущей профессии / М.В. Антонова // Педагогика и психология образования. 2019. – № 4. – С. 51-63.
5. Антонова М. В. Технологии формирования выбора профессии младшими школьниками / М.В. Антонова // Педагогический журнал. 2021. – Т. 11. № 2-1. – С. 80- 87.
6. Башаева, С. А. Роль учителя в формировании представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста / С.А. Башаева // Учитель создает нацию : сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2019. – С. 276-278.
7. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. - 47 с.
8. Гаврилюк Н. М., Ефремова С. М., Лопатина Н. В. Младший школьник в мире профессий / Открытый урок 1 сентября [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82% D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/669854/
9. Данюкова С.И. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchii-mir/2014/01/30/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-vnachalnoy
10. Клишина, О.Н. Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности // Символ науки. №5-2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ nekotoryerekomendatsii-po-formirovaniyu-u-uchaschihsya-navykov-proektnoy-deyatelnosti
11. Колганова, Т.А. Возрастные особенности и специфика организации профориентационной работы среди детей младшего школьного возраста / Т.А. Колганова // Профессиональная ориентация. - 2019. - №1. – C. 21-24.
12. Кормачева, Н.Н. Проектная деятельность детей в условиях введения ФГОС / Н.Н. Кормачева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-
13. Кочеткова, У. Ю. История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании / У. Ю. Кочеткова. // Молодой ученый. – 2018. – № 26 (212). – С. 160-162.
14. Леонтович, В.А. Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС: курс повышения квалификации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: FoxFord.ru›courses/366/landing
15. Малахова О.Ф. Проектная деятельность как средство социально-профессионального самоопределения детей // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology.snauka.ru/2018/01/8501
16. Мухина, А.С. Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности / А.С. Мухина // Молодой ученый. – 2018. – №3. – С. 202-203.
17. Овсянников, В.Г. Проектная деятельность как средство обучения на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2-zaleg.ucoz.ru
18. Основная образовательная программа среднего общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oo538.edu22.info/ images/documents/Основная_образовательная_ программ_СОО.pdf
19. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников : Методические рекомендации / Под ред. Е. В. Поповой. – Сыктывкар, 2019. – 66 с.
20. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пос. для младших школьников высш. учеб. Заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина – М.: 2018- 365 с.
21. Пономарева Е. В. Особенности профориентации младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proforientir42.ru/wp-content/uploads/2017/07/Osobennosti-proforientatsii-mladshih-shkolnikov.pdf.
22. Сазонов, А. Д. Профессиональная ориентация обучающихся / А.Д. Сазонов. – М. : Просвещение, 2020. – 223 с.
23. Самоварова, А.Ф. Возможности проектного метода при работе с младшими школьниками / А.Ф. Самоварова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – № 2. – С. 56-60.
24. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/493/44480.php
25. Технология проектной деятельности. Авторы Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sokolova-lytmdou17.edumsko.ru/folders/post/2575768
26. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Практика административной работы в школе / И.Д. Чечель. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://luzan.ucoz.ru/load/raznoe/fragmenty_stati_i_ d_chechel_quot_issledovatelskie_proekty_v_praktike_obuchenija_quot/44-1-0-254
27. Чканикова, А. Профессии будущего: кем будут работать сегодняшние первоклассники? // Российский учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/professii-budushchego-kem-budut-rabotat-segodnyashnie-pervoklassniki/