- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие навыков коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями с сенсомоторной алалией при прочтении книг
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
28 страниц
37 источников
Добавлена 03.07.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения коммуникативной функции речи у младших школьников с сенсомоторной алалией 7
1.1 Определение сенсомоторной алалии в научной литературе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с сенсомоторной алалией 10
1.3 Формирование читательской компетенции у младших школьников с алалией 13
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Эмпирическое исследование развития навыков коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями с сенсомоторной алалией при прочтении книг 18
2.1 Общая характеристика и методы исследования в формировании коммуникативной функции у детей с алалией на основе прочтения книг 18
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования формирования коммуникативной функции у детей с алалией на основе прочтения книг 23
2.3 Разработка педагогических технологий развития коммуникации младших школьников с моторной алалией при прочтении книг 31
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Каждый год наша жизнь предъявляет нам все более высокие требования: объем знаний увеличивается из года в год, и этот объем мы взрослые должны передать детям.
Детей ждут сложные задачи, с которыми они должны справиться, взрослый должен позаботиться о том, что бы у ребенка во время и полноценно сформировалась речь. Речь является основным условием успешного образования.
Основной задачей в коррекционной работе начального обучения является своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи.
Проблема коммуникативного развития ребенка школьника в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе
В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, В. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и другие) отмечается, что у детей с алалией наблюдаются трудности усвоение лексических закономерностей родного языка [11, c. 24].
Одним из клинических диагнозов при недоразвитии речи является алалия, характеризующаяся «отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка» [22, с. 37]. Иначе говоря, при алалии речь либо полностью отсутствует, либо отмечается отчетливо выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), при сохранном интеллекте и слухе.
Многочисленные исследования детей с нарушениями речи позволили накопить достаточно большой материал по различным проявлениям алалии у детей. В связи с чем были разработаны классификации алалии. В настоящем исследования нас интересуют младшие школьники с сенсомоторной алалией.
Сенсомоторная алалия сочетает в себе признаки моторной и сенсорной алалии. Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная алалия. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико. Мало и работ, посвященных сенсомоторной алалии. Проблемой сенсомоторной алалии занимались Т.П. Гортонова, Г.И. Жаренкова, Н.И. Жинкин, А.Г. Ипполитова, Т.В. Костина, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт и др. Дальнейшее изучение детей с сенсомоторной алалией и создание целостной системы коррекционно-педагогической работы с ними является актуальной проблемой теории и практики логопедии.
В результате исследований было выявлено, что помимо нарушений всех компонентов речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия. Все это не способствует развитию навыков коммуникации учащихся с интеллектуальными нарушениями. Поэтому необходимо создать для детей условия, соответствующие актуальному уровню развития детей [6, c. 57].
Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие навыков коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями с сенсомоторной алалией при прочтении книг».
Цель исследования: теоретически изучить методы и средства развития навыков коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями с сенсомоторной алалией при прочтении книг.
Объект исследования: развитие коммуникативной функции речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие коммуникативной функции речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями с сенсомоторной алалией при прочтении книг.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию «алалия», привести классификацию ее видов;
2. Описать психолого-педагогическую характеристику младших школьников с сенсомоторной алалией;
3. Описать особенности обучению чтению младших школьников с сенсомоторной алалией;
4. Дать общую характеристику и методы исследования в формировании коммуникативной функции у детей с алалией на основе прочтения книг;
5. Провести анализ результатов экспериментального исследования формирования коммуникативной функции у детей с алалией на основе прочтения книг;
6. Определить содержание работы по формированию коммуникативной функции речи у детей младшего школьного возраста с сенсомоторной алалией.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведено эмпирическое исследование. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Глава 1 Теоретические основы изучения коммуникативной функции речи у младших школьников с сенсомоторной алалией
1.1 Определение сенсомоторной алалии в научной литературе
Алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [3, c. 25].
Алалия – это нарушение речи, которое развивается из-за органического поражения мозга у детей с нормальным слухом и интеллектом в течение первых трех лет жизни.
В работах С. Н. Шаховской, дается такое определение алалии, как «отсутствие или системное недоразвитие речевой, языковой и речемыслительной деятельности системы органического мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка с нормальным слухом и сохранными интеллектуальными инструментами» [24, c. 65].
Системное недоразвитие речи при алалии характеризуется нарушениями фонетической, фонематической, лексической и грамматической структуры. Пациенты с алалией также могут иметь нарушения, не связанные с речью, в том числе моторные (нарушение движения и координации), сенсорные (нарушение чувствительности и восприятия) и психопатологические расстройства.
Согласно психолингвистической классификации по В. А. Ковшикову, встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии [16, c. 62].
Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций. Импрессивная форма алалии характеризуется недоразвитием понимания обращенной речи [2].
В основе классификации алалии положены критерии учета локализации поражения головного мозга.
В настоящий момент в логопедической науке используют классификацию В. А. Ковшикова, предложенную в 1985 году. В.А. Ковшиков выделил три типа алалии [16]:
― экспрессивную (моторную) алалию;
― импрессивную (сенсорную) алалию;
― смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную) алалию.
У детей с моторной алалией наблюдаются расстройства экспрессивной речи, речевой практики, плохая беглость речи, нарушение артикуляции и другие очаговые неврологические симптомы; однако они понимают обращенную к ним речь. Больные с моторной алалией часто левши.
В зависимости от локализации поражения выделяют эфферентную и афферентную моторную алалия [14, c. 57].
Афферентная моторная алалия возникает в результате поражения постцентральной зоны (нижнего теменного отдела левого полушария) коры головного мозга. Механизмом нарушения при данном типе моторной алалии является кинестетическая апраксия, которая обусловлена нарушением отбора целенаправленных произвольных движений для артикуляционного уклада.
Эфферентная моторная алалия возникает в результате поражения премоторной зоны – центра Брока, расположенного в задней трети нижней лобной извилины коры головного мозга [10, c. 201]. Механизмом нарушения является кинетическая апраксия, которая характеризуется нарушением переключения движений, автоматизации двигательного акта, при этом искажаются артикуляционные уклады и слоговая структура.
Дети с сенсорной алалией характеризуются плохим пониманием речи (несмотря на нормальный слух), что приводит к вторичному недоразвитию их собственной речи. У этих пациентов возникают проблемы с анализом звуков, в том числе звуков речи (нарушение речевого гнозиса), что препятствует развитию ассоциации между звуковым образом и объектом. Следовательно, ребенок слышит, но не понимает обращенную к нему речь (слуховая агнозия) [9, c. 154]. Дифференциальный диагноз алалии является сложной задачей и может потребовать нескольких месяцев наблюдения.
В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов. Сенсомоторная алалия – самая тяжелая из ее форм. Ребенок не способен ни к пониманию, ни к воспроизведению речи.
Алалия, относится к явлению, когда ребенок не делает попыток устного общения. Это может произойти по ряду причин. Существует множество потенциальных причин, по которым ребенок не будет использовать общение, соответствующее возрасту. Они могут варьироваться от любого ребенка, который «позже развивается» ребенку требуется немного больше времени, чтобы заговорить, до ребенка с повреждением мозга. Роль специалистов по проблеме алалии – пройти процесс исключения разных факторов, оценивая каждый, который может вызвать задержку речи, до тех пор, пока не будет найдено объяснение.
Подход к ребенку начинается с разделения двух основных категорий: речь и язык. Речь во многом связана с органами речи – языком, ртом и голосовыми связками, а также с мышцами и нервами, которые соединяют их с мозгом. Другой категорией будет язык. Это больше относится к мозгу и может быть вызвано повреждением мозга или нарушениями развития [7, c. 19].
Существует множество различных типов повреждений головного мозга, каждый из которых проявляется по-разному, а также нарушения развития. Н. Н. Трауггот подчеркивает, что в одних случаях ребенок долго не начинает говорить, а затем речь его начинает бурно развиваться и скоро становится правильной, в других – первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной и ограниченной. Но общим для всех является следующее: на первый план выступает бедность словарного запаса, аграмматизм, искажение слов. Позже неумение оперировать словами, затруднения в связной речи [1, c. 39].
Таким образом, анализ научной и психологической литературы позволил дать определению понятию «алалия» - сложно речевое расстройство, неоднородно по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. Существуют различные виды алалии. В настоящем исследовании интерес уделен изучению сенсомоторной алалии, которая является наиболее тяжелой формой проявления интеллектуального нарушения, при которой ребенок не способен понимать и воспроизводить речь.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с сенсомоторной алалией
Речевые расстройства в большой мере мешают гармоничному развитию ребенка во всех сферах его деятельности, потому что замедляются психические процессы и проявляется недоразвитие интеллекта. У детей с алалией наблюдается недостаточное развитие внимания, чтобы завершить начатое дело до конца, им надо приложить гораздо большее количество усилий и силы воли. Они по-другому воспринимают происходящее вокруг себя, путаются во временных и пространственных представлениях, им сложнее запоминать и контролировать свое поведение, а значит, и сложнее адаптироваться в обществе. Без навыка словообразования невозможно дальнейшее речевое развитие [35, с. 162-187].
У детей страдающих алалией отмечаются трудности в формировании звуковых образов слов. Владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Детям доступны неречевые артикуляции, они в состоянии правильно произносить большинство звуков или даже все звуки изолированно и в слогах. Но отличительной особенностью детей с алалией является то, что они не могут реализовать эти возможности при произнесении слов.
Клиническая картина сенсомоторной алалии характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента.
В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует [19, c. 168].
Словарный запас ограниченный. Ребенок не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.
Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам [4, c. 44].
При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:
― трудности с координацией и мелкой моторикой;
― неуклюжесть;
― когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
― неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
― заикание;
― энурез;
― нарушения сна и аппетита.
У большинства детей отставание двигательного развития проявляются плохой координацией сложных движений, неуверенностью точного воспроизведения дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.
Особые затруднения дети испытывают при выполнении движений, в особенности двигательных актов по вербальной инструкции. Точное воспроизведение двигательных заданий по пространственно-временным параметрам также не соответствует показателям детей с нормальным речевым развитием, нарушается последовательность элементов действия, опускаются некоторые составные части. Например, детям трудно перекатывать мяч с руки на руку, передавать его с небольшого расстояния, ударять об пол с попеременным чередованием, прыгать на одной ноге, выполнять ритмические движения под музыку. Типично при выполнении заданий и отсутствие самоконтроля.
Из-за ограничение возможностей овладения системой языковых знаков и дефицита инвентаря языковых средств различных уровней при алалии страдают номинативная и предикативная функции речи, а также регулирующая и когнитивная функции речи. То есть речь при алалии не является полноценным средством коммуникации, организация поведения и индивидуального развития. Недоразвитие речи у детей с алалией сочетается с несформированностью мотивации общения. Отсутствие стремления общению связано с трудностями общения [18, c. 95].
Музыческие компоненты речи – детей-алаликов – мелодия, ритм, интонация – так же имеют некоторое своеобразие. У одних – никаких особенностей не отмечается, у других - речь монотонна, мало модулирована, невыразительна. В ряде случаев нарушены ритм и темп речи, неправильно ставится логическое ударение. Нередко ребенок с алалией не может придать нужную выразительность речи по заданию - во время драматизации, чтения [12].
Таким образом, психолого – педагогическая характеристика позволила выделить следующие характерные особенности детей, страдающих сенсомоторной алалией:
― имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д.;
― в ряде случаев развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются (замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д.).
― бедность лексикона, нарушение памяти, внимания и концентрации, затруднение мелкой моторики и, зачастую, снижение двигательного тонуса.
И, конечно, из-за невозможности нормального общения со сверстниками у ряда детей наблюдается замкнутость, отторжение других детей, нежелание идти на контакт с людьми.
1.3 Формирование читательской компетенции у младших школьников с алалией
Коррекционная деятельность с детьми, страдающими алалией, необходимо начинать в дошкольном детстве. Целесообразно применять игровые методы и приемы, упражнять речевой аппарат, систематически отрабатывать лексический материал, т.к. в процессе такой деятельности у детей появляются стимулы, обеспечивающие усвоение языковой системы.
В психолингвистических исследованиях подчеркивается сложность и многоплановость процессов восприятия и понимания текста, их тесная взаимосвязь. Таким образом, восприятие и понимание в процессе чтения принято рассматривать как две стороны одного явления.
Чтение у детей с тяжелыми нарушениями речи распространяется на способы навыка чтения, темп чтения и на понимание прочитанного. Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуют побуквенное, угадывающее чтение. При этом они делают много самых разнообразных ошибок [15, c. 115].
Нередко, у таких детей наблюдается тенденция объединения отдельно названных букв в процессе чтения в слова, и как следствие того, слово теряет свое значение. Учащиеся с недоразвитием речи при первичном прочтении текста могут правильно прочитывать слова, но при повторном чтении, могут допустить ошибки, воспринимая слово и текст, как что новое для них.
Нарушение навыка чтения составляет отдельную группу детей. Данное нарушение проявляет себя в том, что у детей наблюдается нарушение технической стороны речи (затруднения в соотнесении зрительного образа слова с произношением), также и страдает смысловая сторона, которая является основой чтения. Чтение можно считать правильным, когда ребенок осуществляет в своем речевом потоке и четко дифференцирует отдельные звуки в речи, тогда буквенное содержание становится и наполняется звуковым содержанием.
В период начального обучения чтению главным становится процесс узнавания буквы и соответствующего ей звука, то в дальнейшем процесс чтения перерастает в соотнесение зрительного распознавания и звукового образа слога, слов, фраз.
Несформированность представлений о звуко-буквенном составе слова приводит к тому, что возникают нарушения формирования образа слова. Нарушение чёткого представления о звуковом составе слова формирует у ребенка и замедляет процесс дальнейшего зрительного представления образа слова. Необходимым условием для правильного зрительного представления, восприятия и узнавания слогов и слов, является четкое произношение фонем.
Т.Г. Егоров определил основные ступени развития чтения [15, c. 119]:
― овладение звуко-буквенными обозначениями;
― чтение по слогам:
― становление синтетических приемов чтения;
― синтетическое чтение.
У большинства детей с алалией наблюдаются затруднения или нарушения в усвоении ими ступеней формирования чтения, которые составляют основную базу для овладения навыком читательской компетенции.
Акт чтения осуществляется слаженной работой целого ряда физиологических компонентов, принимающих участие в организации это процесса. В процессах чтения принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Нарушение любого анализатора приводит к нарушению процесса чтения.
При рассмотрении каждого из ведущих анализаторов процесса чтения, можно прийти к следующим характеристикам, которые стойки проявляются у детей с тяжелыми нарушениями речи:
― роль слухового анализатора нужна для точной дифференциации фонемы и прочной связи с буквой (графемой). У детей с тяжелыми нарушениями речи часто наблюдается тенденция нарушение фонематического слуха, как следствия владением навыком чтения [13, c. 20];
― зрительный анализатор играет немаловажную роль в различных актах чтения. У детей с ТНР преобладает недоразвитие или снижение работы данного анализатора. Данное нарушение проявляется в недостаточном процессе формирования и развития процесса чтения. Преобладают повышенные или пониженные рефлексы, которые также отражаются на процессе формирования чтения.
Устная речь и чтение как различные стороны единого языкового процесса внутренне тесно связаны, поэтому различные нарушения устной речи, бесспорно, отражается на процессе чтения.
Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовать наблюдение учащихся за чтением своих товарищей. Только при активности всего класса можно добиться такого положения, когда школьники читают текст на протяжении всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одного из учеников класса.
Р.И. Лалаева рекомендует специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения [17, с. 54]:
1. Звуко - буквенный анализ слов. Работа с классной разрезной азбукой. Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.
2. Чтение таблиц с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.
3. Чтение небольших текстов, написанных на доске. В текст включаются слова, в которых учащиеся чаще всего делают ошибки (слова со стечением согласных, с твердым и мягким знаками, слова с буквой ё и т. д.).
4. Самостоятельное выделение учащимся из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.
5. Своевременное объяснение значения слова.
6. Хоровое чтение трудной части рассказа. В след за этим данную часть читают слабые учащиеся.
7. Применение указок при чтении. Указка облегчает ориентировку на странице, помогает целостному, а поэтому правильному восприятию слова, мобилизует учащихся с неустойчивым вниманием, с нарушением зрительных восприятий.
8. Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.
9. Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идет обсуждение качества чтения каждого ученика.
Таким образом, обусловленные нарушения и недостаточные интеллектуальные способности младших школьников с алалией накладывают отпечаток на процесс обучения чтению и понимание содержания текстов. Поэтому для развития навыком коммуникации младших школьников с алалией необходима работа над разными сторонами речи детей.
Выводы по первой главе
Алалия – медико-психолого-педагогическая проблема. Областью логопедии является определение методов и принципов коррекционного воздействия, направленного на развитие речи и личности ребенка. Систематически организационная логопедическая работа дает возможность в ряде случаев использовать средства» достаточные для речевого общения ребенка, а иногда – только самую элементарную речь.
Комплексный подход к формированию речи при алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Авагян, М. С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. 2015. - № 12 (57). 196 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алксеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. 400 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология. Социология в России / Г. М. Андреева. М. : Наука, 1996 144 с.
4. Бастрикова, Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. - 2004. С. 43–48.
5. Бекназарова, М. Ю. Комплексное психолого- медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения // Альманах института коррекционной педагогики. 2010. 214 с.
6. Белов, Р. А. Нарушение речи у школьников / сост. Р. А. Белов, Б. М. Гриншпун. – М. : Логос, 1972. 202 с.
7. Белякова, Л. И. «Недоразвитие и утрата речи» // журнал «Дефектология». 1988 С. 18–22.
8. Белякова, Л. И. Недоразвитие и утрата речи / ред. Л. И. Белякова и др. – М.: Наука, 1985 143 с.
9. Битова, А. Л. Сенсорная алалия. Пути преодоления / А. Л. Битова, Е. Н. Сафронова. М. : РОСИНЭКС, 2001. 307 с.
10. Васильева, И. И. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / И. И. Васильева. – М. : Детство-Пресс, 2017. 861 c.
11. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. 384 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. Санкт-Петербург : Союз, 1997. 224 с.
13. Гасникова, Т. В. Профилактика речевых нарушений у детей с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы / Т. В. Гасникова // Практическая психология и логопедия. – 2004. № 1 (8). С. 19-20.
14. Гутник, Е. П. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого- педагогического сопровождения // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. 2020 С. 56-61.
15. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - М.: Просвещение. - 1963. - 341 с.
16. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. Санкт-Петербург : КАРО, 2006 304 с.
17. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – М.: ИНИОН, 2002. – 174 с.
18. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 3 Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. М. : Владос, 2016. 312 с.
19. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: / М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 128 с.
20. Ляпидевский, С. С. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Просвещение, 1969 – 35 с.
21. Мазанова, Е.В. «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 64 с.
22. Мокина, М.Е. Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией // Психилого-педагогиеское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики. –2013. – С. 127-134.
23. Новикова-Иванцова, Т.Н. Ритмы. Слоги. Книга 1. Часть 1. Методическое пособие для работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией / Т.Н. НовиковаИванцова. - М.: ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа №1708, 2015. – 217 с.
24. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
25. Селиверстов, В. И. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / ред. В. И. Селиверстов и др. – М. : Наукаф. 1982 – С. 50-53.
26. Селиверстов, В. И. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская. – М.: логос, 2021 – 225 с.
27. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И. А. Смирнова. – М. : Детство-Пресс, 2015 – 320 c.
28. Соботович, Е. Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении / Е. Ф. Соботович. – Санкт-Петербург : 1982 – 152 с.
29. Ткаченко, Т.А. Слоговая структура слова: коррекция нарушений. Учебно-методический комплект / Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2002. – 294 с.
30. Травкина, Ж.А. Формирование слоговой структуры слова: дидактическое пособие / Ж.А. Травкина. – М.: Наука, 2016. – 190 с.
31. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст]: профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – 346 с.
32. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. –М.: Гном и Д., 2020. – 128 с.
33. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкина – М.: Гном Пресс, 2006. – 120 с.
34. Шевцова, Е.Е. технология формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222 с.
35. Шереметьева, Е. В. Логопедия. Алалия как системное недоразвитие речи: учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во, 2017. – 152 с.
36. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи: методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2021. – 24 с.
37. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 2020. – 560 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней