Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Актуальность изучения данного вопроса связана с важностью словообразования, а также с необходимостью совершенствования традиционных методов и приемов, поиска новых путей развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, вступившего в силу с 01.01.2014 года, «Речевое развитие» является одной из основных образовательных областей, входящих в содержание образовательной программы дошкольной образовательной организации. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Это напрямую связано с формированием навыков словообразования у детей в процессе дошкольного образования.
В исследованиях проводимых Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.Р. Ястребовой и других доказано, что более 30% обучающихся с недостатками речи испытывают трудности в усвоении чтения и письма. Одной из причин этого является недостаточность лексико-грамматического строя, проявляющаяся еще в дошкольном возрасте.
Актуальность исследования позволила определить проблему исследования, которая заключается в выявлении и изучении особенностей формирования словообразования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование навыков словообразования будет эффективным, если опираться на:
• целостную, научно-обоснованную концепцию формирования словообразовательной компетенции, базой которой являются методологические, теоретические и практические исходные положения, а также современные научные представления о выявленном своеобразии и особенностях становления словообразовательных процессов разного порядка у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста 3 уровня;
• внедрение в образовательный процесс, регламентируемый содержанием коррекционных программ обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, новых форм и направлений работы по развитию у детей словообразовательной системы языка.
Объект: формирование словообразовательных умений.
Предмет: нарушение словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Цель: изучить специфику нарушения словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня (на примере суффиксального способа образования существительных).
Задачи:
1. Раскрыть понятие «общее недоразвитие речи» и формы его проявления.
2. Рассмотреть особенности развития словообразования в онтогенезе
3. Выявить особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
4. Провести исследование нарушения словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня (на примере суффиксального способа образования существительных).
5. Разработать рекомендации на основе результатов исследования.
Степень изученности темы: особенности актуализации слов у дошкольников с ОНР рассматривалась в исследованиях Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Данченко, Р.И. Мартыновой. В работах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович рассматривалась проблема диагностики, дифференциации обучения и логопедической деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез;
- сравнение;
- обобщение.
2. Методы эмпирического исследования:
- тестирование.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по логопедии, коррекционной педагогике и психологии, а также для организации педагогических программ, направленных на коррекцию нарушения словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы. Список литературы содержит перечень работ авторов из 25 наименований, размещенных в алфавитном порядке.
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования
1.1. Развитие словообразования в онтогенезе
Развитие словообразовательных умений в онтогенезе тесным образом связано с развитием когнитивной деятельности детей, таких процессов как анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение сходства и различия в семантике и формально-языковых признаках родственных слов, с функционированием механизмов, которые обеспечивают усвоение всей речи [2].
При формировании словообразовательных умений реализуются сложнейшие процессы анализа предметов, признаков, действий окружающего мира, они соотносятся с единицами и элементами, вычленяются значимые компоненты слова (морфем), определённое значение морфемы соотносится с её звучанием, семантическим и звуковым синтезом морфем в структуре производного слова, обобщаются (генерализуются) и закрепляются связи значения и звучания морфемы и формированием словообразовательной модели-типа.
В связи с этим, словообразовательные процессы начинают тесно переплетаться с познавательными процессами, с такими мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Е.С.Кубрякова пишет, что для формирования словообразовательных умений в онтогенезе значение имеет не только процесс овладения средствами формального выражения, но и овладение «семантическими сдвигами» [15]. Ребенок не сразу улавливает правила выведения значения нового слова из значения мотивирующего слова. Дети, найдя правильное мотивирующее слово, приписывают производному слову значение, которое отсутствует в нормативном языке (кочегарка - жена кочегара), некорректно определяют мотивирующую часть значения (закройщик - тот, кто двери закрывает), в некоторую часть смысла производного слова включают «семантическую надбавку» (писать - писатель, отдыхать - отдыхатель).
В словообразовании ребенка Е.С. Кубряковой выделяются аналогический, корреляционный, дефиниционный типы [15].
Механизм первого типа словообразования заключается в копировании готового образца. Образец для подражания представляет собой знакомую лексическую единицу. Данный тип основывается на знании определенной словообразовательной модели, схемы построения самых разных производных, понимании конкретного лексического образца.
Е.С.Кубряков утверждает, что образования по аналогии являются широко распространёнными в речи детей [15]. На определённой стадии развития собственной речи дети в недостаточной степени владеют правилами словообразования. Но их креативность связана с потребностями расширить лексический запас посредством комбинаторики и «сборки» морфем.
Механизм корреляционного словообразования состоит в ассоциативном связывании однокорневых образований, основывающийся на интуиции. В речи ребенка процессы корреляционного словообразования зачастую представляются в виде явлений обратной деривации «Я - писатель, умею разные буквы писать».
Дефиниционное словообразование первоначально подразумевает суждение, высказывание о предмете либо феномене. Производные слова, которые образованы при данном типе словообразования, приобретают значения сложного порядка. Значение производного слова выходит за рамки значений, передающихся мотивирующим словом. «Тот, кто учится в школе, называется школьник» (школа - школьник) [13].
На ранних стадиях речевого формирования речевые элементы, их значения представлены в детском сознании нерасчлененнфм и диффузным образом, и только в ходе речевого развития они начинают уточнятся и дифференцироватся.
После того, как накоплен определенный запас слов, дети могут производить морфологическое членение слова, наступает время, когда смешиваются ряды форм. В данное время у детей складываются формируются самые разные синтаксические стереотипы и грамматически обобщенные формы. На этой стадии речевого развития детей наблюдается начало времени словотворчества. Начало словотворчества, чаще всего, у ребенка относится где-то к двум годам, более интенсивно протекает до 4-ёх лет и конец чаще всего относится к школьным годам.
А.Г.Тамбовцева выделили следующие периода формирования словообразовательных умений:
В первый период накапливается первичный словарь мотивированной лексики и формируются предпосылки словообразования (2.6-3.6-4 года). Эту стадию характеризуют единичные случаи словообразования аналогического либо корреляционного типа.
Во второй период активно осваивается словопроизводство, формируются обобщенные представления мотивированности наименований, возникает словообразование дефиниционного типа (от 3.6-4.0 до 5.6-6.0 лет).
В третий период усваиваются нормы и правила словообразования, самоконтроля, формируется критическое отношение к речи, снижается интенсивность словотворчества (5.6- 6.0 лет) [22].
Результаты исследования Э.А.Федеравичене демонстрируют, что дети 3-ех лет нечасто используют словообразовательные средства, чтобы создавать новых слов, а пытаются объяснить значение слова, основываясь на его состав. К 5-ти годам у детей повышается способность к объяснению значения слов по составляющим их частям, повышается способность к созданию новых слов. К 6-ти годам дети достигают такого уровня развития, когда возможно стихийное владение языком [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатова Н.С., Попова Л.В., Селиверстова А.С. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. // The Scientific Heritage. - №, 2021. - С. 86-97.
2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., 2005. - 296 с.
3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40.
4. Волошина Н. А. Состояние словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 6–10.
5. Гончарова В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. // Логопед в детском саду. — 2005. — № 1(4). — С. 9–15.
6. Гуженкова Н. В. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Гуженкова, И. А. Павлова. // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 111-113.
7. Елисеева М. Б. Онтогенез словообразования в речи ребенка от 3 до 4 лет (на материале лонгитюдного исследования). // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - №, 2020. - С. 86-97.
8. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М: Книгомир, 2011. - 320 с.
9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М: Книгомир, 2011. - 320 с.
10. Ибатова Г. Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных) / // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 102-106.
11. Кириллов Л.А. Формирование звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня // Специальное образование. – 2015. – № 11. – С. 166-169.
12. Ковалева Ю.В. Развитие речевой инициативы у детей с речевыми нарушениями //Логопед. - 2020. - № 4. - С. 12 - 14.
13. Лалаева Р. И., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 2014. — 160с.
14. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды. - М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.
15. Леонтьева А.И. ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 4. – С. 58-62.
16. Лопанова Я.В., Игошина Н.В. Формирование словообразовательных умений при изучении имени прилагательного на уроках русского языка у младших школьников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46162 (дата обращения: 24.02.2023).
17. Маслакова П.А., Н. Л. Егорова Особенности формирования словообразовательной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. // Вестник Курганского государственного университета. - №, 2018. – С. 68-71.
18. Маслова И.В., Шкерина Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ. // The Newman in Foreign policy. - № 58 (102), 2021. - С. 86-97.
19. Самсонкина Н. В. Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 437-441.
20. Семенюк Е.Н., Артеменко О.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034473 (дата обращения: 27.02.2023 ).
21. Сенько Е.В. Тенденции современного русского словообразования:учебное пособие / под ред.докт.филол. наук Б.В. Кунавина.; Сев-Осет. гос. ун-т. Владикавказ; Изд-во СОГУ, 2016. – 81 с.
22. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. ‒ Москва, 2017. – 175 с.
23. Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Логопед в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 65-71.
24. Цветкова И.М., Артёменко О.Н. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034926 (дата обращения: 23.02.2023 ).
25. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. - М.: Знак, 2009. - 592 с.