Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное образование находится в поисках эффективных моделей в связи с изменяющимся миром и изменяющимися технологиями. Больше нельзя точно знать, как будет развиваться та или иная профессиональная сфера, специалисты, как и педагогические приемы должны быть гибкими. Реактуализация практик наставничества представляется продуктивным подходом. Но наставничество в современном мире не изобретается, а происходит из прежних практик.
Мы живем в мире, меняющемся каждую минуту, и изменения затрагивают абсолютно все сферы человеческой деятельности, будь то бизнес, политика, развлечения и проч. В равной мере значительные изменения претерпевает сфера образования: образ выпускника школы меняется, повышаются требования и стандарты, появляется необходимость применения разнообразных технологий и методик, соответствующих течению времени, уровню образования и жизни в целом. Однако на пути к совершенствованию образовательного процесса появляются сложные вопросы, правильный подход к решению которых может повысить результативность обучения и выпустить из школы людей мотивированных, амбициозных, практико-ориентированных, мобильных, людей, знающих детали общественной жизни и способы воздействия на окружающую среду. Оказывается, существует технология «перевернутого обучения», которая настолько универсальна, что, например, в некоторых школах США, таких как Клинтондейл, в частности, обучение полностью проводится в рамках этой технологии.
Несмотря на все более тесное взаимодействие стран в разных сферах деятельности и открытость границ иностранный язык как основной инструмент коммуникации между представителями государств все еще не является приоритетной областью в нелингвистических вузах. В частности, в технических высших учебных заведениях на дисциплину «Иностранный язык» выделяется недостаточное для формирования указанных компетенций часов, учебные группы формируются стихийно, без учета результатов тестирования.
В итоге преподаватель работает со смешанной группой, в которой присутствуют как студенты с низким уровнем владения иностранным языком, так и те, кто окончил школу с углубленным изучением иностранного языка. Классическая модель обучения с преобладанием представления учебных материалов преподавателем в этом случае ухудшает процесс обучения. Определенно, требуются другие подходы, одним из которых стала технология «Перевернутый класс», представленная в книге Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке».
Данная модель обучения применяется как альтернатива традиционному обучению в школах и вузах по всему миру. Существенно, что технология перевернутого класса носит универсальный характер и может применяться школьными и вузовскими преподавателями любых дисциплин, в том числе иностранного языка.
Модель «перевернутого обучения» - это современная, инновационная, динамично развивающаяся методика обучения. Подход к освоению информации, используемый в рассматриваемой модели ведет к формированию у учащихся более стабильной теоретической базы знаний, что в разы повышает качество образования. Данный аспект является ключевым при освоении грамматики иностранного языка, а именно формировании грамматических навыков устной речи, позволяя внимательнее и подробнее рассматривать теоретические тонкости, интенсивнее тренировать важные детали.
Объектом исследования является специфика практик наставничества.
Предмет исследования – метод «Перевернутый класс» как форма наставнической практики.
Цель настоящего исследования заключается в теоретическом изучении вопросов, связанных с анализом специфики и возможностей использования метода «Перевернутый класс».
Цели исследования определили постановку следующих задач работы:
Изучить практики наставничества в обучении;
Рассмотреть историю и сущность технологии «перевернутого класса»;
Выявить особенности построения процесса обучения по технологии «перевернутый класс»;
Изучить общие рекомендации по внедрению технологии «перевернутого класса» в процесс обучения.
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании целесообразности внедрения инновационных методических подходов к обучению иностранному языку.
Практическая ценность настоящей работы заключается в изучение опыта по методике «Перевёрнутый класс», который может найти применение как в обучении учащихся, студентов-филологов, так и в системе дополнительного профессионального обучения (в рамках повышения квалификации преподавателей языка, языковых курсах). Результаты исследования могут быть использованы в качестве материалов для практической части учебников, методических и учебных пособий по преподаванию немецкого языка как иностранного.
Решение указанных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования:
- анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
- описательно-аналитический метод,
- сравнительный метод.
Глава 1. Практики наставничества в обучении иностранному языку
1.1. История наставничества
Идея модели наставничества в отечественном образовательном пространстве внедряется и реализуется через трансформацию основной функции преподавателя-учителя. Если раньше основная функция российской образовательной системы сводилась к передаче обобщенного социального опыта, «готового знания» некоему усредненному обучающемуся, то результатом содержательного обновления в данной сфере становится внедрение в образовательное пространство должностной единицы и функции наставника, с одной стороны, способствующего индивидуализации образовательного процесса, с другой же стороны, выполняющего функции некоего консультанта по образовательным траекториям и гаранта выполнения условий для индивидуального развития каждого обучающегося.
Подобный подход вполне можно назвать достаточно новым для российских образовательных учреждений, однако понятия «наставничество», «тьюторское сопровождение» являются вполне традиционными для европейской образовательной системы. Наставничество как оригинальная философия образования и основной подход к организации образовательного процесса зародилась еще в средневековых европейских университетах.
Наставничество в истории педагогики явление далеко не новое, имеет свою многовековую историю развития, подъема, спада, забвения.
Феномен наставничества зародился и получил своё развитие в рамках групповой деятельности людей. Групповая деятельность была безальтернативным условием выживания homo sapiens, поэтому феномен наставничества формировался в рамках объективных противоречий между потребностями в организации групповой деятельности людей и различием их индивидуальных способностей.
В процессе цивилизационного развития жизнь социума постоянно изменялась, появлялись новые профессии, для занятия которыми требовался более длительный период подготовки с целью выявления индивидов, способных к конкретной, более сложной, чем у предыдущих поколений, профессиональной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Боброва Н.В. Трудности профильно-ориентированного обучения английскому языку в техническом вузе // Приволжский научный вестник: Научно-практический журнал. – Ижевск, 2015. №4-2(44). – С.37-41
2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина, С.К., Шатилов С.Ф.. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. - Москва: Высшая школа, 1982
3. Глухова Э. Р. Позиция волонтеров по принципу «равный – равному», или «равное обучение» [Электрон. ресурс] // Проблемы современного образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции, 102005. 11 сентября 2013. Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/198/poziciya_volontrov_po_principu_ravnyj_ravnomu_ili_ravnoe_obuchenie/
4. Долгушева А. Н. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник ОмГУ. 2013. № 4. С. 264–268.
5. Логинова А.В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1114-1119
6. Мирошникова Н. Н. «Перевернутый класс» – инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (5). С. 214–216
7. Мирошникова Н.Н. «Перевернутый класс» - инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016
8. Михайловский М. Н. Кураторство в высшей школе (2013) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/33_DWS_2013/Pedagogica/3_150540.doc.htm
9. Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010. 228 с.
10. Наставничество в образовательном пространстве: делимся опытом. 2014 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. altspu. ru/main/14531nastavnichestvo-v-obrazovatelnom-prostranstve-delimsya-opytom. html
11. Парфентьева Л. Работа будущего: 10 навыков, которые будут востребованы в 2020 году. – 2016 – Режим доступа: [http://www.sncmedia.ru/career/rabota-budushchego-10-navykov/]
12. Хамедова Г. Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник ОГУ. 2012. № 2. С. 280–284.
13. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире: Материалы VIII Международной научной конференции. 2015. С. 18–22.
14. Bergman J. Flipped Learning Gateway to Student Engagement. URL: http://www.fincor.us/ flippedlearning-gateway-to-student-engagement.pdf
15. Bergmann J. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day / J.Bergmann, A. Sams, ISTE, 2012. 109 p.
16. Berrett D. How ‘flipping’ the classroom can improve the traditional lecture // The Chronicle of Higher Education, Feb. 19, 2012.
17. Boud D., Cohen R., Sampson J. Peer learning and assessment // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1999. № 24 (4). P. 413–426.
18. Cohen P. A., Kulik J. A., Kulik C. C. Educational outcomes of tutoring: A meta-analysis of findings. American Educational Research Journal, 1982. № 19 (2). P. 237–248.
19. Conrad E. Peer tutoring: A cooperative learning experience. University of Arizona, 1974.
20. Fantuzzo J. W., Riggio R. E., Connelly S., Dimeff L. A. Effects of reciprocal peer tutoring on academic achievement and psychological adjustment: A component analysis // Journal of Educational Psychology. 1989. № 81 (2). P. 173–177.
21. Fantuzzo J. W., Rohrebeck, C. A. Self-managed groups: Fitting self-management approaches into class-room systems // School Psychology Review, 1992. № 21 (2). P. 225–264.
22. Fitzpatrick M. Classroom lectures go digital. The New York Times, June 24, 2012. 9.
23. Fuchs D., Fuchs L. S., Burish P. Peer assisted learning strategies: An evidence based practice to promote reading achievement // Learning Disabilities Research & Practice. 2000. № 15 (2). P. 85–91.
24. Fuchs D., Fuchs L. S., Thompson A., Svenson E., Yen L., Al Otaiba S., Yang N., McMaster K. N., Prentice K., Kazdan S., Saenz, L. Peer-assisted learning strategies in reading: extensions for kindergarten, first grade, and high school // Remedial and Special Education. 2002. № 22. P. 15–21.
25. Gerstein J. The Connected Teacher: Powering Up. URL: http://plpnetwork.com/get-emailupdates/
26. Goodlad S. Students as Tutors and Mentors. London; Philadelphia, 1995.
27. Hall T., Stegila A. Peer mediated instruction and intervention. National Center on Accessing the General Curriculum. 2003.
28. Heller L. R., Fantuzzo J. W. Reciprocal peer tutoring and parent partnership: Does parent involvement make a difference? // School Psychology Review. 1993. № 22. P. 517–534.
29. Honeycutt B. Ready to Flip: Three Ways to Hold Students Accountable for Pre-Class Work: сайт Faculty Focus. – 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.facultyfocus.com/articles/blended-flippedlearning/ready-to-flip-three-ways-to-hold-students-accountable-for-pre-class-work/
30. Johnson D. W., Maruyama G., Johnson R., Nelson D., Skon L. Effects of cooperative, competitive, and individualistic goal structures on achievement: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 1981. № 89. P. 47–62.
31. King, A. From Sage on the Stage to Guide on the Side. // College Teaching, 1993 – Vol. 41, No. 1 (Winter), pp. 30–35.
32. Lage M.J., Platt G.J., and Treglia M. Inverting the classroom: A gateway to creating an inclusive learning environment. // The Journal of Economic Education – 2000. – № 31, pp. 30–43.
33. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. № 55. P. 68–78.
34. Salvin R. E. Cooperative learning: Theory, research, and practice. Englewood Cliffs. New York: Prentice Hall, 1990. 6. Using Peer Tutoring to Facilitate Access. 2004 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.readingrockets.org/article/using-peer-tutoring-facilitate-access.
35. Scruggs T. Peer Tutoring Strategies. 2010 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.education.com/reference/article/peer-tutoring/
36. Talbert R. Four Things I Wish I Had Known About the Flipped Classroom. // The Chronicles, June 5, 2014.
37. Thornley R. My Flipping Failure. URL: http://www.emergingedtech.com/2013/05/myflipping-failure
38. Topping K. J. Trends in peer learning. Educational Psychology. 2005. Vol. 25. № 6. P. 631–645.
39. Topping K. Peer assisted learning. Cambridge, 2001.
40. Tucker B. The Flipped Classroom. // Education Next, Winter, vol. 12, No. 1, 2012.
41. Walvoord B., Anderson V. Effective Grading: A Tool for Learning and Assessment. – San Francisco: Jossey-Bass, 1998.
42. Wentzel K. R. Social-motivational processes and interpersonal relationships: Implications for understanding motivation at school // Journal of Educational Psychology. 1999. № 91. P. 76–97.