Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Ансамбль и его значение в становлении музыканта-профессионала 5
2 Специфика преподавания инструментального ансамбля в рамках учебного плана 8
3 Организация показательных выступлений в рамках преподавания дисциплины 15
4. Система оценивания учащихся, формы и методы контроля 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Курс «Инструментальный ансамбль» в процессе подготовки к будущей музыкально-педагогической деятельности дает учащимся музыкального училища или музыкальной школы необходимые знания и навыки, расширяющие их профессиональные компетенции. Целью курса является расширение исполнительской практики, овладение мастерством ансамблевого исполнительства, психологией взаимодействия в коллективном исполнительстве, которые необходимы в профессиональной деятельности учителя музыки. Задачами дисциплины являются формирование специальных навыков ансамблевого исполнительства (достижение синхронности, слаженности звучания), воспитание исполнительской дисциплины в условиях работы музыкального коллектива, активизация творческого потенциала студентов, воспитание будущего руководителя школьного ансамбля или оркестра.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Объект исследования – методика преподавания инструментального ансамбля.
Предмет исследования – «инструментальный ансамбль» как учебная дисциплина.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности преподавания инструментального ансамбля.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать ансамбль и его значение в становлении музыканта-профессионала.
2. Рассмотреть специфику преподавания инструментального ансамбля в рамках учебного плана
3. Охарактеризовать порядок организации показательных выступлений в рамках преподавания дисциплины.
4. Описать систему оценивания учащихся и применяемые формы и методы контроля.
1. Ансамбль и его значение в становлении музыканта-профессионала
Ансамбль предполагает совместное музыкальное исполнение. Данное понятие является наиболее общим и под ним понимается наличие музыкального сопровождения, написанного специально для совместного исполнения. В зависимости от количества исполнителей, ансамбль может носить различные названия. Если исполнителей двое, то такой ансамбль будет называться дуэт, если трое – трио или терцет, четверо – квартет, пятеро исполнителей – квинтет. [6, с. 20].
Работа в ансамбле является весьма важным элементом формирования личностных и профессиональных качеств учащегося музыкальной школы или училища. Инструментальный ансамбль имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка специальных дисциплин. Ансамблевое исполнительство оказывает благоприятное влияние на учащихся не только в плане развития музыкальных навыков, но и способствует формированию человеческих качеств: чувства взаимного уважения, тактичности, взаимовыручки, коммуникации в группе. Невозможно эффективно играть в ансамбле без адекватного принятия личности другого человека, проявлений толерантности и взаимопонимания к нему, внимательности по отношению к высказываниям коллег. Ансамблевое музицирование представляется в качестве своеобразной ролевой модели социального взаимодействия, оно предоставляет отличную возможность и для творческого, и для личностного взаимодействия учащихся,
Особенности ансамблевой игры оказывают значительное влияние на такие важнейшие сферы личности, как коммуникативное взаимодействие и эмоциональные реакции.
Что касается профессионального развития как музыканта, то ансамблевая игра способствует формированию у учащихся исполнительских навыков, развитию музыкальных способностей, в частности, тембрового и гармонического слуха, ритмического чувства, культуры звукоизвлечения, чувства формы, ощущений звуковой перспективы и умения слушать самого себя и партнеров по ансамблю. Также игра в ансамбле оказывает положительное влияние на формирование чуткости к полифонической структуре изложения. В процессе музицирования различными составами, которые включают исполнение произведений на фортепиано, струнных, духовых, ударных инструментах, значительно увеличивается возможность развития тембрового слуха. Соответствие звучания различных инструментов способствует поиску разнообразных элементов для исполнения штрихов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Антонова, М. Фортепианый ансамбль в практике современного музыкально-педагогического образования / М. Антонова // Искусство в школе. – 2008. – №5. – С.75-77.
2. Берлизов, Д.А. М.В. Мильман о роли и значении камерного ансамбля в воспитании музыканта-исполнителя/Д.А. Берлизов // Известия Самарского научного центра РАН. -Т. II.- №4(2). – С. 523-528.
3. Галеева, Д. Ш. Камерный ансамбль. Методические рекомендации для детских музыкальных школ/Д.Ш. Галеева. – Казань, 2012. – 27 с.
4. Гришкова О.Ю. Особенности работы педагога –музыканта с камерным ансамблем смешанного типа/О.Ю. Гришкова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceeducation. ru/ru/article/view?id=15221. – Дата обращения : 16.04.2018.
5. Готлиб, А. Основы техники совместного исполнительства/А. Готлиб. – М.: Музыка, 2015. - 94 с.
6. Готлиб, А. Искусство ансамбля//А. Готлиб // Музыка и время. – 2014. – № 12. – С. 19-21.
7. Гуреев С.Г. Играем с музыкой. Пособие по импровизационному музицированию для композиторских и теоретических отделений музыкальных училищ. М.: Композитор, 2007. - 40 с.
8. Заволжанская, И.Ю. Игра по слуху на фортепиано в контексте современных тенденций развивающего обучения / И.Ю. Заволжанская // Изв. УрГУ. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – № 1. – С. 150-155.
9. Инструментальный ансамбль - как одна из наиболее перспективных форм ансамблевого музицирования баянистов и аккордеонистов в ДШИ //Методическая разработка. Сост. Кожаева О.В.- Сызрань, 2015.- 12 с.
10. Коновалова, Л. Ф. Методика преподавания камерного ансамбля: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / Л. Ф. Коновалова; М-во культуры Рос. Федерации, Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: Полиграф, 2004 (РИО КемГУКИ). – 96 с.
11. Косенкова, О. В. Проблемы ансамблевой техники в работе над камерно-инструментальными произведениями классического стиля/О.В. Косенкова// Методическое пособие по классу камерного ансамбля для студентов ВУЗов искусств. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblio.cimpo.univer.omsk.su – Дата обращения: 16.04.2018.
12. Лукьянова, Е. П. Формирование профессионально – коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Е.П. Лукьянова – Екатеринбург, 2006. - 174 с.
13. Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального произведения: Учебное пособие. - Казань: КФУ, 2013. - 15 с.
14. Оркестровый класс. Вопросы теории и практики: учебно-методическое пособие / автор-составитель Л.Ф. Хабибулина. - Казань: КФУ, 2013. - 80 с.
15. Пирязева, Е. Человек играющий – феномен современного искусства / Е. Пирязева// Искусство. – 2009. – №10. – С.18-19.
16. Смирнов, А.В. Современные подходы к воспитанию музыканта / А.В. Смирнов //Высш.образование в России. – 2009. – №2. – С.45-47.
17. Такташова, Т. В. Музыкальный учебный словарь / Т. В. Такташова, Н. В. Баско, Е. В. Баринова. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 368 с.
18. Хурматуллина, Р.К. Психотехнические упражнения в музыкальной педагогике/Р. К. Хурматуллина.- Казань, 1999.-16 с.
19. Царегородцева, Л. М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано: диссертация ...кандидата искусствоведения: 17.00.02. - Тамбов, 2005. – 224 с.
20. Чулаки, М.И. Инструменты симфонического оркестра/М.И. Чулаки. –М.: Гос.муз.изд., 2002. –184 с.