Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отношения подростков с их родителями и семьями меняются в подростковом возрасте, но подростки нуждаются в родительской и семейной поддержке так же сильно, как и в молодости.
Когда ваш ребенок был маленьким, ваша роль заключалась в том, чтобы воспитывать и направлять его. Теперь вы можете обнаружить, что ваши отношения с ребенком становятся более равноправными.
Вы являетесь источником заботы, эмоциональной поддержки, защиты и безопасности для своего ребенка, а также практической и финансовой помощи. Ваш ребенок по-прежнему любит вас и хочет, чтобы вы участвовали в его жизни, даже если его отношение или поведение иногда посылают другой сигнал.
У большинства молодых людей и их семей в эти годы бывают взлеты и падения, но обычно к позднему подростковому возрасту все улучшается, когда дети становятся более взрослыми. И семейные отношения, как правило, остаются крепкими на протяжении всего времени.
Родители и подростки по своей природе имеют много возможностей испытать конфликт друг с другом. Подростковый возраст — это время, когда сталкиваются независимость и родительское влияние, поскольку подростки способны думать самостоятельно, но при этом жить с родителями, у которых есть правила и ожидания для них. Подростки не обязательно придерживаются тех же убеждений и ценностей, что и их родители, и их цель развлечься противоречит цели родителей обеспечить их безопасность.
Объект исследования: взаимоотношения между семьёй и подростком.
Предмет исследования: особенности развития взаимодействия родителя с подростком.
Цель исследования: Обосновать и проверить в чем эффективность коррекционно-развивающей программы в детско-родительском взаимодействии.
Задачи исследования:
1. Выявить проблемы отношений подростков с родителями.
2. Произвести эмпирическое исследование применение коррекционно-развивающей программы.
3. Выявить особенности отношений родителей с детьми-подростками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Ни один человек не рождается с полным набором характеристик, определяемых его ДНК. Вместо этого младенцы рождаются с темпераментом, который можно рассматривать как исходный материал, из которого формируется личность человека посредством взаимодействия с другими, включая сверстников, членов семьи и учителей. Однако интересная и быстро развивающаяся область психологии развития обнаруживает, что не все дети одинаково реагируют на хорошее или плохое воспитание . Дифференциальная восприимчивость относится к тому факту, что некоторые люди менее подвержены влиянию действий своих родителей, в то время как другие получают выгоду или страдают из-за поведения опекунов. Новое исследование показывает, что дети с наиболее бурной внутренней жизнью больше всего теряют в семейной динамике.
Существует множество доказательств того, что родители влияют на своих детей. Столь же убедительны данные, свидетельствующие о том, что генетическая структура ребенка влияет не только на черты, которые он проявляет, но и на то, как к нему относятся родители. Исследования близнецов и усыновлений дают прочную основу для оценки степени генетического воздействия.
Однако оценки наследуемости определенного признака могут сильно различаться в зависимости от используемой выборки, поэтому ни одну оценку не следует принимать за чистую монету. Однако в этой главе показано, что понимание силы наследственных влияний не является адекватной основой для оценки влияний окружающей среды, и что попытки сделать это обычно приводят к недооценке родительских влияний. Генетическая предрасположенность детей и режим воспитания их родителей неразрывно связаны между собой.
В первые годы жизни мир ребенка ограничивается семьей. Психический взгляд маленького ребенка, его интересы, желания и потребности не выходят за узкий семейный круг. В этой небольшой группе ребенок получает первые впечатления о людях, об их отношениях, о жизни и ее проблемах. Он также приобретает основные представления о себе, о своей личной ценности, о своем положении в человеческом сообществе.
Первый опыт также является самым важным. Они оставляют глубочайший след в молодом человеке, потому что воздействуют на него, пока он еще совсем сырой, очень восприимчивый и очень чувствительный ко всему. Вот почему первые жизненные переживания создают основу, исходный пункт всего психического развития человека.
Для ребенка мир — это его семья, но меньшая, и в то же время это мир при смягчающих обстоятельствах. В этой среде человек всегда находит помощь и защиту. Здесь от ребенка еще не требуется переносить все трудности жизни самостоятельно и заботиться только о собственном выживании. При постоянной поддержке и защите ребенку предоставляется возможность практиковаться в самостоятельной жизни в семье. Семья – это первая и самая главная школа для ребенка.
Знания, полученные в государственных школах, всегда можно приобрести позже. Но положительный взгляд на жизнь, себя и окружающих людей трудно приобрести в более поздние годы, если не начать формировать его уже в начале жизни в семье. Изогнутую гусеницу трудно исправить, когда она немного углубляется в землю.
Ребенок строит свое личное отношение к миру и его проблемам в процессе непрерывного обучения. Сначала она совершенно бессознательна по своей природе, а позже становится, по крайней мере, частично сознательной. Основой обучения, самым основным механизмом этого явления у молодого человека является процесс идентификации. При этом ребенок бессознательно берет взрослых за образец для подражания, подражает им в течение дня, но не останавливается на этом. Идентификация — более глубокий процесс, чем само подражание. Он заключается в том, что ребенок идентифицирует себя со своим образцом для подражания, находит в нем себя, переживает их эмоции как стремления, мысли и решения, которые он считает своими. Таким образом, составляющая взрослой личности, ее характеристики, установки и формы поведения пересаживаются в ее собственную личность,
Чем младше ребенок, тем сильнее, полнее и глубже идентификация, т. е. менее критично он относится к своему образцу для подражания. Когда ребенок становится способным осмысливать особенности своих воспитателей и сущность их отдельных поступков, он уже не подвергается влиянию взрослых так непосредственно, как прежде. Теперь ребенок все чаще выбирает объекты своего отождествления, он все более критично относится к ним, поэтому в выборе характеристик, которые он будет приобретать, он может сделать определенный выбор. При этом ребенок все более сознательно подражает чьему-то поведению, следует чужому опыту или получает чью-то инструкцию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования/Н.Н. Посысоев.- М.: книга по требованию, 2012.- 328с.
2. Рудакова, И.А. Девиантное поведение/ И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская.-М.: Феникс, 2016.-160с.
3. Вдовина М.В., Максимова А.А. Рекомендации по психолого- педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 703–705.
4. Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия ЮФУ. Технические науки. 2016. № 13 (68). С. 119–120.
5. Геворкян Т.В. Подростки и родители о семье как ценности // Гуманизация образования. 2012. № 1. С. 39–44.
6. Гимадиев А.М. О проблемах взаимоотношений родителей и повзрослевших детей // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 2 (4). С. 64–66.
7. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско- родительских отношений // Российский психологический журнал. 2012. Т. 6. № 1.С. 25 – 34.
8. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2018. 324 с.
9. Гурко Т.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2011. № 10. С. 99–107.
10. Дружинина Ю.А. Трудности в детско-родительских отношениях и совладающее поведение родителей и их детей подросткового возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования.2012.№ 2 (10). С. 128 – 134
11. Евтушенко Е.А. Содержание эмоционально-оценочного компонента самосознания личности подростков в семьях с разными детско- родительскими отношениями // Наука. Образование. Личность. 2015. № 3. С. 95 – 101.