Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. За последние годы общество стало всецело взаимодействовать друг с другом, поэтому межличностные взаимоотношения занимают важную роль в жизни людей. Любой день у человека не может пройти без общения: семья, коллеги, друзья, знакомые и даже случайные прохожие могут создать действие общения. Различные девайсы также являются средствами связи людей между собой. Если на минуту вообразить наше существование без данных факторов, то можно со стопроцентной уверенностью заявить, что неотъемлемые компоненты человеческой жизни не будут иметь абсолютную ценность сего определения.
Проблема формирования межличностных отношений детей начальных классов до сих пор является актуальной, ведь младший школьный возраст – это уже более осмысленное становление личности, нравственных качеств ребенка, умение конструктивно строить отношения со взрослыми и одноклассниками. Проблемой межличностных отношений младших школьников занимались такие ученые как Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.. Исследователи указывали на то, что развитие социальных чувств, эмоциональным благоприятным состоянием, удовлетворенности пребывания ребенка в референтной группе напрямую зависит от типа взаимоотношений в коллективе. Другими словами, чтобы вырастить здоровую личность, необходимо поддерживать благоприятную окружающую атмосферу, что также способствует развитию положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время по-прежнему актуальны вопросы развития межличностных отношений. Психологи называют период школьного возраста пиком детства. Дети постепенно теряют детскую простоту поведения, возникает иная логика мышления, а обучение становится более значимой деятельностью. Помимо новых знаний и навыков, в школе дети также получают определенный статус. Учитывая, что младшие школьники честны, отношения иногда бывают более жестокими, чем в случае со старшими школьниками, которые умело скрывают свои намерения по отношению к своим сверстникам. Опыт, полученный в таком коллективе, накладывает отпечаток на человека, и в определенной степени отражается в дальнейшей жизни. Дети, которые пережили травму или жестокое обращение со стороны сверстников в школе или вне школы, страдают от определенного уровня психологических последствий. По этой причине школа должна направлять учебную деятельность на построение качественных отношений между учениками. Это возможно сделать с помощью поощрения групповой работы и мероприятий по развитию благоприятных отношений внутри коллектива.
Цель исследования – изучить и проанализировать формирование межличностных отношений младших школьников в процессе проведения викторин.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы формирования межличностных отношений в коллективе младших школьников;
2) проанализировать формирование межличностных отношений младших школьников в процессе проведения викторин.
Объект исследования – процесс проведения викторин для формирования межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Предмет исследования – формирование межличностных отношений младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список используемых источников.
1 Теоретические основы формирования межличностных отношений в коллективе младших школьников
1.1 Исследование межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов
Считается, что человек - это существование биологического общества. Как и у животных, у нас есть инстинкты и биологические потребности, такие как еда, сон и т.д. Мы являемся частью жизни, но мы также неотделимы от общества. В отличие от животных, после рождения человек сразу попадает в общество, где он должен научиться "выживать". Люди в этом мире продолжают общаться друг с другом с помощью различных средств коммуникации, потому что только тогда, когда они вступают в социальные отношения, человек может стать личностью. Каждый из нас окружен людьми на протяжении всей нашей жизни, поэтому приобретение социальных характеристик и атрибутики является неотъемлемой частью развития человека как личности. Процесс социализации начинается немедленно – это исторически детерминированный процесс, осуществляемый в деятельности и обменах, и он также является показателем усвоения и применения социального опыта, принятого индивидами [1]. Одним из основных инструментов социализации является общение, и оно также стало важной потребностью для удовлетворения человеческих существ.
В исследованиях известных психологов, таких как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.B.Элькониным, говорится, что психологическое развитие детей напрямую зависит от эмоционального контакта с близкими взрослыми и сверстниками, потому что большинство психологических процессов протекают помимо этого, во взаимодействии с другими людьми ребенок приобретает уникальные качества своего характера. Вот почему так важно учить детей общению. В первые несколько лет жизни главным фактором, способствующим социализации ребенка, является его непосредственное окружение – семья. Затем происходит переход к следующему этапу развития - ребенок начинает ходить в детский сад, а затем идет в школу. Влияние семьи немного ослабевает, потому что появляются учителя и сверстники, которые продолжают формировать личность ребенка.
Межличностные отношения, в По объяснению Коломинского, это "субъективно-внутреннее переживание отношений между людьми, которое внешне проявляется как различные формы взаимного влияния, достигаемые субъектом в процессе совместной деятельности и непосредственного общения" [3].
Ученые, раскрывая концепцию межличностных отношений, писали, что это совокупность взаимодействий между людьми, сопровождающаяся сенсорным опытом, в некотором смысле передающим внутреннее состояние человека. Межличностные отношения устанавливаются с помощью различных вариантов коммуникации. Они включают в себя следующие компоненты: поведение, эмоции и когнитивные способности. Когнитивные компоненты отвечают за такие когнитивные формы, как восприятие, чувства, воображение, работоспособность, мышление и память. Через них человек раскрывает свои личностные психологические особенности, понимает восприятие психологического портрета человека, с которым он взаимодействует, и точность, с которой происходит его узнавание. Эмоциональный компонент отвечает за эмпирические проблемы, с которыми сталкивается человек в процессе общения. В межличностных отношениях могут возникать чувства симпатии и отвращения, и один человек может испытывать переживания другого человека, симпатию. Затем поведенческие компоненты основываются на речи, мимике и жестах, с помощью которых формируется отношение к конкретным людям [3].
Развитие межличностных отношений возможно только тогда, когда человек может устанавливать контакт с людьми и находить с ними общий язык. Это достигается за счет контакта и непринужденности, понимания и доверия, эмоционального принятия и притяжения, а также отсутствия жестких процедур манипулирования и использования в корыстных целях. Чтобы достичь идеальных межличностных отношений, вы должны стремиться к доверию, что означает уверенность, ожидание поддержки и веру в то, что ваш партнер не воспользуется ситуацией, чтобы причинить боль, и не предаст. При условии доверительного межличностного общения отношения углубляются и психологическая дистанция уменьшается.
Известный педагог и психолог, а именно Ю.Л.Коломинский, Г.A.Роков, И.В.Дубровина, А.A.Реан, В.P.Вахтерев, В.С.Мухина, М.В.Гамезо, Б.С.Волков, Г.Крайк изучал межличностные отношения как основной фактор формирования личности. В детских группах существуют различия во взаимоотношениях между сверстниками: личностно-смысловые, эмоционально-оценочные и функционально-ролевые. В общении между учащимися и их сверстниками реализуется не только академическая познавательная деятельность, но и формируются важные навыки межличностного общения и нравственного поведения. Общение со сверстниками очень ценно и важно для молодых студентов. Функциональные ролевые отношения проявляются в игровой форме и более независимы от контроля взрослых. Смысл такого рода общения заключается в том, что ребенок самостоятельно выбирает ту или иную роль. При распределении ролей в игре эмоционально-оценочные отношения отвечают за корректировку в случае возможных конфликтов [1, с.45].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2005.
2. Баландина О.В. Коррекция школьной дезадаптации на основе междисциплинарного подхода / О.В. Баландина, Е.Д. Божкова, В.В. Дворянинова [и др.] // Медицинский альманах. – 2019. – №2. – С. 24–29.
3. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений / К. С. Гордеев, А. А. Жидков, Л. А. Федосеева [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 7(123).
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2019. – 536 с.
5. Домышева С. А. Интеллектуальные игры при обучении английскому языку для специальных целей: принципы составления вопросов викторин / С. А. Домышева, Н. В. Копылова // . – 2022. – № 1(21). – С. 15-24.
6. Жиенбаева Н.Б. Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника [Текст] / Н.Б. Жиенбаева, А.К. Тугулбаева // Молодой ученый. – 2018. – №11 (197). – С. 119–121
7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с.
8. Инновационные трансдисциплинарные технологии в системе образования: Концепция. Методическое пособие / Шелюто В.М., Козаченко Е.В., Левченко А.Е., Рудь М.В., Бережная Н.А. – Луганск : Луганский национальный университет имени Владимира Даля, 2018. – 52 с.
9. Князева Р. А. Особенности развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста / Р. А. Князева // Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону : Сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров, Тула, 18 мая 2022 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 190-192
10. Кордуэлл М. Психология. А–Я: словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М. : ФАИР – ПРЕСС, 2000.
11. Малашенкова Е.А. Характерные черты семей и детей группы риска // Архивариус. – 2016. - №5 (9).
12. Михайлова О. В. Современное состояние проблемы проявления школьной дезадаптации у младших школьников и пути ее преодоления / О. В. Михайлова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 июля 2021 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 214-218.
13. Мокина Я.А. Особенности межличностных отношений младших школьников // Вестник Науки и Творчества. – 2016. - №6 (6). – С. 118-122
14. Мулюкина Е. И. Викторина "Знатоки малой родины" Как интерактивная форма взаимодействия с родителями / Е. И. Мулюкина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4-2. – С. 183-187.
15. Никифорова Е. С. Особенности межличностных отношений младших школьников / Е. С. Никифорова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 12-3(63). – С. 69-71.
16. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. −Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с
17. Панова Л.Е. Содержание социально-педагогической профилактики межличностных конфликтов младших школьников / Л.Е. Панова, И.А. Ахметшина // Психология и педагогика ХХ века: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Всероссийской студенческой научнопрактической конференции; отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2019. – С. 344-347
18. Петровский А.В. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – М.: Политиздат, 2012. – С. 179.
19. Писаный Д. М. Викторина как средство повышения познавательного интереса к творческому наследию В.И. Даля (из опыта работы) / Д. М. Писаный // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2021. – № 10(52). – С. 203-210
20. Попова-Денисова С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников / С.В. Попова-Денисова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения — 2014. —№ 41.—С. 109—113
21. Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска»: учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой. – Ставрополь: ГБУСО «Психологический Центр», 2017. – 268 с.
22. Ржанова С. А. Понятие межличностн ых взаимоотношений младших школьников / С. А. Ржанова // Начальное образование в новой реальности: направления развития, актуальные проблемы, лучшие практики : сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Тула, 25 октября 2022 года / ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». – Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2022. – С. 374-376
23. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 512 с.
24. Хомик В. В. изучение особенностей межличностных отношений у младших школьников из семей группы риска / В. В. Хомик, Р. А. Малышев // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Орехово-Зуево, 19 мая 2022 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. – С. 760-764
25. Худойбердиева Х.Т. Факторы риска и особенности течения адаптационных процессов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Х.Т. Худойбердиева, А.Ш. Арзикулов, Г.Х. Акбарова [и др.] // Re-health journal. – 2019. – №3. – С. 30–41.
26. Шкуричева Н.А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Шкуричева. – М., 2006. – 185 с.
27. Шкуричева Н.А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: ИПЦ Маска, 2008. – 225 с.
28. Moore A.L. Clinician-delivered cognitive training for children with attention problems: effects on cognition and behavior from the ThinkRx randomized controlled trial / A.L. Moore, D.M. Carpenter, T.M. Miller, С. Ledbetter [Текст] // Neuropsychiatr Dis Treat. – 2018. – №6. – P. 1671–1683.
29. Veenman B. Efficacy of behavioral classroom programs in primary school. A meta-analysis focusing on randomized controlled trials [Текст] / B. Veenman, M. Luman, J. Oosterlaan // PLoS One. – 2018. – №1. – Р. 63–65.
30. Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/07/95700
31. Варенина Л. П. Геймификация в образовании [Электронный ресурс] // Историческая и социальнообразовательная мысль. – Краснодар, 2014. – № 6-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-vobrazovanii/viewer
32. Холод Н. И., Никитина Н. Ю. Викторина как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку в вузе [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/viktorina-kak-sredstvoaktivizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentovna-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-vuze/viewer