Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие речи является одним из важнейших направлений образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, так как речевое развитие – это показатель развития личности в целом. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя овладение речью как средством общения, поэтому у ребенка должны быть сформированы умения строить связное речевое высказывание.
Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь. Это достаточно сложный для ребенка вид деятельности, который он осваивает в процессе обучения и воспитания. Наличие связной речи дает возможность для общения и взаимодействия с другими людьми, совместной деятельности, для успешной адаптации и социализации в обществе. Сформированная связная речь является одним из показателей психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Развитие диалогической речи – это одна из важнейших задач коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, аграмматизмы, что отражается на умении строить связное высказывание в процессе ведения диалога. Своеобразие диалогической речи при общем ее недоразвитии показано в исследованиях Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.
Особенности психического развития детей с ОНР обусловливает трудности в освоении ими диалогической речи. Более глубокое изучение общего недоразвития, анализ структуры этого дефекта, необходимые для оказания адекватной коррекционной помощи, требуют разностороннего исследования специфики диалогической речи таких детей.
Таким образом, проблемы в развитии диалогической речи детей с ОНР скорректированы с помощью средств, эффективных для данного возраста. При этом должна проводиться своевременная диагностика диалогической речи. С учётом изложенного выше можно указать на актуальность проблемы, рассматриваемой в курсовой работе.
Объект исследования: диалогическая речь в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
Предмет исследования: особенности формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить особенности формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
– изучить закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе;
– выявить особенности формирования диалогической речи у детей с общем недоразвитием речи;
– проанализировать методические аспекты коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей общим недоразвитием речи.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
§ 1. Закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе
Основным средством общения является речь, поэтому от уровня речевого развития зависит успешность личности в процессе коммуникативной, познавательной деятельности. Благодаря речи осуществляется управление собственным поведением и поведением других людей.
Речь выполняет множество различных функций, что говорит о многофункциональности и полиморфном характере речевой деятельности человека. Наличие множества функций обусловливает сложную структуру и различные формы речи. В соответствии с этим речь разделяется на внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Одной из форм речи является связная речь [1].
Связная речь является предметом изучения многих наук, в том числе лингвистики, психологии, педагогики. Как высшая форма речевого развития связная речь рассматривается в работах Л.С. Выготского, В.П. Глухова, А.Н. Леонтьева, О.С. Ушаковой и других.
В лингвистике и психолингвистике связная речь рассматривается как совокупность актов говорения и понимания (Л.В. Щерба), как отражение системы языка в сознании говорящего (А.А. Леонтьев), как совокупность компонентов речевой деятельности – потребности в общении, мотива высказывания, речевых действий (Н.И. Жинкин).
В психологии связная речь рассматривается в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. При этом связная речь раскрывается через деятельностный подход и определяется как деятельность, направленная на оформление мысли в речевой форме. Связная речь тесно связана с другими познавательными процессами, в первую очередь с мышлением.
В педагогике раскрываются различные методы и приемы развития связной речи, виды занятий, бесед. Значительный вклад в методику развития связной речи внесли М.М. Алексеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Б.И. Яшина и другие.
На современном этапе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражена важность работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста отражена. Это работа включает формирование словаря и грамматической стороны речи, связной диалогической и монологической речи дошкольников [20].
Рассмотрим, что понимается под связной речью в научной литературе. М.М. Алексеева считает, что связная речь – это совокупность речевых фрагментов, которые объединены между собой единой темой и представляют единое и смысловое и структурное целое [2].
М.В. Ткаченко, Ю.В. Алеева отмечают, что связная речь – это вид речи, которая строится на основе законов логики и грамматического строя русского языка как единое целое. Связная речь отличается от других видов речи такой характеристикой, как связность, которая включает такие компоненты, как:
– единая тема, объединяющая части высказывания;
– смысловые связи между высказываниями;
– грамматические и логические связи между предложениями;
– законченность выражения мысли [19].
М.М. Алексеева выделяет два вида связной речи:
– диалогическая речь;
– монологическая речь [2].
Диалогическая речь – это вид связной речи, который основан на диалоге и реализуется в процессе общения. Диалог включает в своем составе реплики – отдельные высказывания, которые объединены общей темой и направлены на реализацию цели общения. Диалог реализуется посредством таких форм, как вопросы и ответы, обращения, сообщения, просьбы и другие.
Л.В. Григорьева отмечает, что при построении диалоги собеседники опираются на общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь, особенности восприятия друг друга в процессе общения. В диалогической связной речи важную роль играют не только речевые, или вербальные средства, но и неречевые, невербальные, к которым можно отнести мимику, жесты, средства интонационной выразительности [9].
Особенностями диалогической речи являются возможность опускать определенные элементы грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), повторы, обращения к собеседнику, стереотипные речевые обороты, речевые штампы, встречающиеся в разговорном стиле. Диалог может строиться на простейших формах, например, репликах-высказываниях утвердительного или отрицательного характера. Диалог, построенный на простейших формах, не требует построения сложной программы высказывания.
Н.А. Стародубова подчеркивает, что единицей диалога выступает определенная совокупность реплик, объединенных единой темой, а также обладающих структурной, семантической и смысловой законченностью, что составляет «диалогическое единство». Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, – критерии связности развернутой диалогической речи [18].
Одной из функций диалога является возможность коммуникации и общения между людьми. Изучением проблемы общения занимались А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что общение играет важную роль в психическом развитии ребенка. По мнению Л.Г. Зориной, общение не только обогащает содержание детского сознания, но и способствует формированию новых знаний и умений, развитию познавательных процессов, становлению личности в целом [12].
В психологии общение раскрывается в рамках теории деятельности, разработанная в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. Общение рассматривается как процесс взаимодействия двух и более лиц, направленный на согласование действий или обсуждение определенной темы общающихся между собой индивидов [1].
Таким образом, диалог – это форма связной речи как речь двух и более лиц, являющаяся средством общения и характеризующаяся такими свойствами, как достаточное раскрытие темы, смысловая законченность, структурное единство, использование вербальных и невербальных средств.
Процесс формирования связной речи осуществляется на всех этапах онтогенеза.
Вопросы развития речевой деятельности ребенка в онтогенезе изучались многими исследователями (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Е.Е. Ляксо, Г.Л. Розенгард-Пупко, Т.Н. Ушакова и др.). В работах отечественных психолингвистов (А.В. Бондарко, А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.) были определены последовательность формирования и основные закономерности детской речи у детей от стадии лепета до семи лет.
Формирование речи в онтогенезе, освоение языка нормально развивающимся ребенком, происходит по определенным законам, спонтанно, естественным образом, не зависящим от желаний окружающих. Эти законы тесно взаимосвязаны с деятельностью мозга ребенка [17].
Научно обоснованную теорию о развитии речи в онтогенезе разработал А.А. Леонтьев. Его теория онтогенеза речевой деятельности основана на идеях Л.С. Выготского и А.Н. Гвоздева. Главным положением является понятие «язык», под которым понимается комплекс средств, посредством которых реализуется речевая деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азиметова, Н.А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой [Текст] / Н.А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16–24.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
3. Андреева, Е.В. Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием пальчикового театра [Текст] / Е.В. Андреева, С.Н. Архипова // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 2. – С. 32–35.
4. Бабина, Г.В. Логопедия [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – М.: МПГУ, 2016. – 102 с.
5. Буслаева, М.Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза [Текст] / М.Е. Буслаева // Научное значение трудов К.Э. Циолковского: история и современность. – Калуга, 2020. – С. 284–286.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М.: ACT, 2012. – 160 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Аркти, 2015. – 168 с.
8. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 96 с.
9. Григорьева, Л.В. Использование серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Григорьева // Вестник ТГУ. – 2019. – № 3 (48). – С. 144–147.
10. Гурьянова, О.А. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Гурьянова // Педагогический форум. – 2019. – № 2 (4). – С. 35–36.
11. Замятина, Е.И. Пальчиковый театр как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Замятина // Молодежь XXI века / под ред. Е.В. Шмаковой. – Новосибирск, 2020. – С. 111–112.
12. Зорина, Л.Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134–136.
13. Лазарева, Г.А. Роль пальчикового театра в развитии речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Лазарева // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2018. – № 9 (12). – С. 30–32.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина // https://pedlib.ru/Books/4/0286/index.shtml (дата обращения: 11.01.2023).
15. Матвеева, Д.А. Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] / Д.А. Матвеева, Т.Н. Уткина // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – Нижний Новгород, 2021. – С. 244–248.
16. Сегова, Т.Д. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Т.Д. Сегова // На пересечении языков и культур. – 2020. – № 3 (18). – С. 422–427.
17. Соколова, А.В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.В. Соколова, М.А. Репина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 160–164.
18. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
19. Ткаченко, М.В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Ткаченко, Ю.В. Алеева // Цифровое общество в контексте развития личности: сборник статей международной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 152–154.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 08.02.2023).
21. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 225 с.
22. Шмыгина, А.А. Организационно-методические аспекты формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра [Текст] / А.А. Шмыгина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. – Саранск, 2021. – С. 28.