Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь - одна из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для общения и развития различных форм деятельности.
Формирование правильной речи у детей делает возможным общение и подготавливает его к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью может легко общаться с окружающими, четко выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И наоборот, невнятная речь затрудняет отношения ребенка с людьми. В связи с чем, проблема звукопроизношения у детей с речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Ведь дошкольный возраст – это самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Понятие «звукопроизносительная сторона речи» включает в себя умение правильного звукопроизношения, соответствующего нормам русского языка, владение интонационной выразительностью (просодическая сторона речи), а одним из условий развития звукопроизносительной стороны речи является, наличие координации действий речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мoзга.
Нарушения в звукопроизношении негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что отражается как на действиях, поведении, так и на межличностных отношениях, как со сверстниками, так и со взрослыми. Раннее выявление различных нарушений речевого развития имеет большое значение.
Существует значительная тенденция к увеличению числа детей с ОНР 3 уровня и потребность в работе с детьми с нарушениями речи, которая позволяет повысить эффективность процесса социальной адаптации.
Актуальность темы заключается в том, что, несмотря на её освещение и разработанность в специальной литературе и научных трудах, преодоление недостатков произношения у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР 3 уровня требует определенной системы и особых методов коррекционной работы, в связи с чем, требует дальнейшего изучения, как теоретического, так и практического.
Объект исследования – звукопроизношение у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования – коррекция нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Цель исследования – систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Задачи исследования:
1. Описать особенности развития звукопроизношения в онтогенезе;
2. Рассмотреть особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня;
3. Провести диагностику нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня;
4. Предложить направления коррекции нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня нарушено звукопроизношение, то необходимо проводить коррекционную работу, включающую в себя работу по коррекции нарушений моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, и осуществляться поэтапно.
Теоретико - методологической основой являются научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А. Н. Гвоздев, Т. Б. Филичева и др.), механизмах произношения (В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская и др.), физиологических основах произносительной стороны речи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. Н. Гвоздев), диагностики, симптоматики произносительной стороны речи при ОНР (Г. В. Чиркина, Л. В. Лопатина).
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, коррекционной литературы по теме исследования;
- практические – диагностика, качественная и количественная обработка данных.
База исследования.
Совокупную выборку составили старшие дошкольники старшей группы в количестве с подтвержденным логопедическим заключением ОНР 3 уровня.
Теоретическая значимость исследования определяется тем фактом, что полученные результаты позволили расширить и углубить научные представления об особенностях произношения звуков у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Практическое значение исследования заключается в разработке содержания и определении основных направлений работы, способствующих коррекции звуковых нарушений у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (25 наименований), приложения (3). Текст иллюстрирован таблицами (4), рисунками (2).
Глава 1 Теоретические аспекты нарушения развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности развития звукопроизношения в онтогенезе
При рождении у человека отсутствует способность произносить все звуки, их развитие происходит постепенно по мере созревания нервного ноябре мышечного аппарата. Однако, несмотря на то, что ребенок рождается с суставными органами, готовыми к работе, потребуется много времени, прежде чем он сможет произносить звуки устной речи.
Речь - одна из сложных высших психических функций человека, сложный механизм, в котором основная, ведущая роль принадлежит работе мозга.
В то же время, как и в случае с любой высшей психической функцией, в ее основе лежат не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, расположенные в различных областях центральной нервной системы и соединенные одним направлением действия [1].
Физиологическими основами звукопроизносительной стороны речи и закономерностями развития произносительной стороны речи у дошкольников занимались: В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова, М. Ф. Фомичева, Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Г. В. Чиркина и другие.
В процессе формирования речевой функции важно поддерживать слуховой, кинестетический, зрительный анализаторы, а также систему реагирования, которая позволяет своевременно передавать информацию от внешних объектов и рецепторов организма в виде импульсов в центральную нервную систему [2]. Именно поэтому в первые месяцы после рождения у новорожденного интенсивно развиваются: слух, зрение, двигательно-кинестетический анализатор.
Акустическая характеристика крика новорожденного несет в себе те же компоненты, что и звуки речи, они выполняются на тех же частотах, а это означает, что он воспринимается органами слуха ребенка и стимулирует функциональную активность речевых областей коры (центр Вернике, Брока, теменная, затылочная часть). Кроме того, во время крика тренируются как голосовые связки, так и дыхание.
В первые месяцы жизни ребенка преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок типа: э, ай. Иногда кричащие звуки примерно напоминают согласные [г, к, н] [6]. Стоит отметить разницу плача новорожденного с органическим повреждением головного мозга, вызванным плачем здорового ребенка. Он выделяется слабостью, кратковременностью, отсутствием тишины. У детей с ограниченными возможностями процесс кормления (сосания) не такой энергичный, иногда проявляется утечкой молока из носа, неполным удержанием соска [7].
К концу второго месяца можно наблюдать изменения в вокальных проявлениях ребенка: появляются вокализации, усиленные первичной интонацией, известной как походка. Кроме того, в этот период начинает активизироваться общая моторика: ребенок чувствует и ловит игрушки, в октябре начинает тянуть их большим пальцем [17]. В настоящее время у мальчика «комплекс оживления». Двигательные и звуковые реакции становятся формой активного общения ребенка со взрослым. Дети внимательно смотрят на лицо говорящего и имитируют движения лица и голосовые реакции.
Между 5-м и 6-м месяцами жизни начинается следующий этап развития моторики и речи.
В этот период начинается развитие речи, состоящей в основном из губных, передних и задних звуков языка. При этом ребенок постепенно начинает чаще повторять одни и те же звуки и слоги (та-та-та, ба-ба-ба, ма-ма-ма). Происходит упражнение речевого аппарата, ребенок учится слушать себя, учится измерять слуховое восприятие и двигательные реакции, развивает контроль дыхания, меняются тональные параметры, изменяется громкость звуков.
В результате многократного повторения вырабатываются довольно стойкие динамические стереотипы в виде сложных комбинаций мышечных движений речевого и дыхательного аппарата и звуковых комплексов, которые они издают. Другими словами, двигательная способность сочленения постоянна [16]. Одновременно осуществляется и процесс развития речевого понимания, т. e. происходит содержательный разговор. Двигательные навыки ребенка развиваются дальше – он начинает сидеть, ползать, ловить предметы и манипулировать ими.
К концу первого года жизни - началу второго года жизни у ребенка возникают звуковые комплексы, которые другие характеризуют как первые детские слова.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно–методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб. : Детство – пресс, 2005. – 48 с.
2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
5. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
6. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. – М.: Просвещение, 1987. – 425с.
8. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1973. – 320 с.
10. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 230с.
11. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Учпедгиз, 1978. –180 с.
12. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
13. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб : Союз, 2008. – 346 с.
14. Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций. – СПб. М.: САГА : ФОРУМ, 2006. – 272 с
15. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М. : Классик Стиль, 2003. – 320 с.
16. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях . – М. : Просвещение, 1991. – 254 с.
17. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 233 с.
18. Нестерова Т.В., Федосова О.Ю. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
19. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб : Детство–пресс, 2007. – 342 с.
20. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС 2007. – 704 с.
21. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
22. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 80 с.
23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
24. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М. : Владос, 2003. – 329 с.
25. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. – 2-е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2011. – 240 с.