Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования. В настоящее время феномен магического мышления довольно распространен среди населения, в связи с этим возникают вопросы о норме и о том, как с этим бороться в рамках судебно - психологической терапии.
Существует довольно много исследований о связи магического мышления с обсессивно-компульсивным расстройством, в которых магические ритуалы как вариант компульсивного поведения рассматриваются, как способ справиться с тревогой. В этой связи особый интерес представляет вопрос о связи магического мышления с саморегуляцией.
Магическое мышление, согласно определению, общепринятому в научной литературе, - это убеждение в том, что посредством символических физических и/или ментальных действий можно оказать значительное или решающее влияние на истинные причины происходящего в реальности; или убеждение в том, что мышление приравнивается к действию.
Люди с магическим мышлением верят, что они способны найти все сразу, просто потому, что они этого пожелали. Вместо того чтобы действовать, они будут надеяться, что ситуация разрешится с помощью медицинского вмешательства. Известны случаи, когда увлечение гаданием перерастало в психологическую зависимость.
Вера в гороскопы может привести к дискриминации при выборе даты или при приеме на работу. Например, работодатель подумает, что он не поладит с характером Девы, и откажет кандидату. Хотя нет никакой связи между датой рождения человека и его личными качествами и интеллектом.
Объект исследования: магическое мышление.
Предмет исследования: магическое мышление у женщин с различным уровнем актуального стресса.
Цель исследования - изучить специфику проявления магического мышления у женщин с различным уровнем актуального стресса.
Исходя из выше поставленной цели, задачи будут следующие:
1. Изучить магическое мышление: определение, характеристики.
2. Выявить свойства и механизмы магического мышления на примере анализа первобытных народов.
3. Определить сходства и различия между магическим мышлением, идологическим мышлением, мифологическим мышлением.
3. Проанализировать стратегии преодоления трудностей, определение, характеристики.
4. Рассмотреть эффективность стратегий преодоления трудностей.
5. Определить методы исследования магического мышления, как стратегии преодоления.
6. Выявить уровень стресса у женщин с магическим мышлением.
Одними из первых, кто попытался дать психологическое объяснение феномену магического мышления, были представители так называемой английской антропологической школы.
Его известный представитель Джордж Фрейзер в своей работе "Золотая ветвь" выделяет два принципа, на которых основано магическое мышление.
Согласно первому, подобное порождает подобное, или следствие подобно своей причине.
Второй принцип заключается в том, что вещи, которые однажды соприкоснулись друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта.
Первый принцип Фрейзер называет законом подобия, а, второй -законом контакта или заражения.
Основываясь на этих двух принципах, автор выделяет два вида магии: имитационную и заразительную. Фрейзер также отмечает: "Если наш анализ магической логики верен, то два ее основных принципа оказываются всего лишь двумя способами злоупотребления связью идей.
Имитационная магия основана на соединении идей по сходству; заразительная магия основана на соединении идей по смежности".
Магическое мышление рассматривается как одна из форм саморегуляции (как разновидность самовнушения) и как особый тип психологических защит, который может быть представлен как в конструктивной, так и в деструктивной форме.
В настоящее время феномен магического мышления достаточно распространен среди населения, в связи с этим возникают вопросы о норме и о том, как следует поступать с ним в рамках психотерапии
Другой представитель той же школы, Эдвард Тайлор, пишет: "Как социальное развитие мира движется вперед, наиболее важные взгляды и действия могут постепенно превратиться в простые пережитки. Их изначальный смысл постепенно стирается, каждое поколение помнит о нем все меньше и меньше, пока, наконец, оно полностью не исчезнет из памяти народа.
Оккультная наука основана на ассоциации идей - способности, которая лежит в самой основе "человеческого разума, но в значительной степени также и человеческого неразумия. Это ключ к пониманию магии.
Человек в более низком психическом состоянии научился подключаться в мысли - это то, что он обнаружил связанным друг с другом в реальности. Однако, позже он ошибочно исказил эту связь, придя к выводу, что ассоциация в мыслях должна подразумевать ту же связь в реальности".
Гипотеза исследования.
Предполагается, что магическое мышление взаимосвязано со стратегиями, которые направлены на уход от проблемы: дистанцирование, бегство-избегание, также, существуют различия в уровне магического мышления в зависимости от возраста женщины, тем выше, чем старше возраст испытуемых женщин.
1. "Определение уровня магического мышления" М. Экблада и Л.Дж. Чепмена в адаптации Е.Е. Байрамовой, С.Н. Ениколоповой; шкалы веры в паранормальные явления Дж. Тобасики в адаптации Д.С. Григорьева;
2."Опросник конструктивного мышления" С. Эпштейна в адаптации С. Лебедева, С.Н. Ениколоповой, методика "Определение локуса контроля" Дж. Роттера, адаптация методики С.Р. Пантелеева, Столина В.В., новый опросник толерантности к неопределенности; опросник "Определение уровня тревожности" Ч.Д. Спилберга Ю.Л. Ханина.
3.Основными валидными методиками в судебно – психиатрической экспертизе являются – В17, методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзеку.
4. Эффект Барнума - это особенность человека воспринимать как достоверные такие описания личности, которые, как они полагают, писались исключительно для них, а на самом деле являются туманными и достаточно обобщеными.
Если тесты Люшера основаны на методе цветовой выборки, то тест Спилберга-Ханина - это способ самооценки уровня тревожности на данный момент и личной тревожности у женщин. Тест был разработан Спилбергом и адаптирован Ханиным и состоит из 40 вопросов.
Тест Спилберга-Ханина позволяет выяснить уровень личностной тревожности, который зависит от характеристик тестируемого человека. Тесты позволяют автоматизировать обработку данных при использовании персонального компьютера. Как и тесты Люшера, тесты Спилберга-Ханина являются активными и позволяют проводить их с использованием технологии биологической обратной связи.
В отличие от теста Спилберга-Ханина, шкала Гамильтона используется для точной оценки уровня тревожного синдрома женщины на основе общих психометрических тестов. Интерпретация результатов обследования может быть осуществлена как квалифицированным психиатром, так и с помощью специализированного программного обеспечения.
Методология тестирования включает в себя опрос по четырнадцати пунктам.
Следует отметить, что шкала Гамильтона для оценки тревожности широко используется, например, в медицине для определения и снижения эмоционального напряжения пациентов перед операцией. С этой точки зрения шкала в настоящее время прошла довольно широкую экспериментальную апробацию и доказала свою жизнеспособность.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 5 подглав, заключения, списка литературы из 46 источников.
Глава 1. Магическое мышление как стратегия преодоления трудностей
1.1 Магическое мышление: определение, характеристики
В современной культуре магическое мышление очень распространено. Это могут быть приметы и поговорки ("Не свисти в помещении - денег нет"), ритуалы ("каблук под пятку на экзамене", "плюнь через плечо"), различные виды "магических действий" (сглаз, заклинания) и многие другие наиболее ярко выраженные магические мысли обычно выражены у женщин среднего возраста.
Магическое мышление - это вера в то, что возможно влиять на реальность с помощью символических ментальных или физических действий и /или мыслей
Магическое мышление уже давно является предметом исследований в различных научных дисциплинах, включая антропологию, этнологию, культурологию и психологию. Согласно многим исследованиям, магическое мышление широко распространено как в российской, так и в зарубежных культурах [1, 2].
В работах авторов, исследующих этот вопрос, вы можете найти различные определения магического мышления. Различные авторы определяют магическое мышление, как убеждение [3], младенческое мышление [4] и защитные механизмы [5]. Такой плюрализм можно объяснить недостаточным знанием психологического содержания этого понятия, что существенно усложняет изучение влияния этого явления на эмоциональное состояние и поведение взрослых как в пределах нормы, так и при патологии.
Во многих работах Е. В. Субботский определяет магическое мышление как духовное действие - отражение, восприятие, выражение, память, воображение и другие формы мысленной обработки сверхъестественных событий (полет человека на метле, превращение человека в животное, животное, говорящее по-человечески язык и т.д.), они нарушают законы физики, биологии и психологии [6].
К таким действиям относятся просмотр фильмов (например, "Властелин колец"), чтение книг (например, книг из серии о Гарри Поттере), компьютерных игр, посвященных магии (например, "Герои меча и волшебства"), и, например, снов, в которых происходят магические события происходят (девушка летает с метлой), то есть, такие, которые могут прочитать идею) могут быть включены.). Именно вовлечение сверхъестественных событий в мыслительный процесс отличает магическое мышление от логического и воображаемого мышления.
Магическое мышление проявляется в детстве, сохраняется во взрослой жизни на бессознательном уровне и проявляется, как феноменологическое (магическое) восприятие реальности [7]. На когнитивном уровне взрослые могут отличать магию (нарушающую известные законы физики) от обычных событий.
Существует 2 аспекта человеческого сознания: "воображаемая" реальность.
Один из них является ментальной копией существующей объективной внешней реальности. В нем можно представить и вспомнить лица наших близких, то, как они размещены в наших квартирах, здания, которые мы видим каждый день по дороге на работу, события ничем не отличаются от видимых реальных событий и не противоречат законам природы и общества. Е. В. Субботский назвал эту реальность воображаемой обычной реальностью.
Содержание второй реальности не имеет аналогов в обычной реальности, где соблюдение законов физики, биологии и психологии не является необходимым. В этой реальности мы можем представить чтение мыслей, присутствие летающих тарелок и инопланетян, воскрешение мертвых и т.д. Такая реальность называется воображаемой магической реальностью. Магическое мышление существует в воображаемой магической реальности.
Существует четкая граница между сознанием, которая отделяет плоскость воображаемой обычной реальности от реальности магической. Процесс удержания этой границы называется "усилием различать
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абитов И.Р. Упреждающая согласованность в структуре совладающего поведения: в норме и при психосоматических и невротических расстройствах: дис. ... канд. психол. наук. ... канд. психологические науки. Казань, 2007.
2. Байрамова Е. Е., Ениколопов С. Н. Адаптация методики определения уровня магического мышления М. Экблада и Л.Дж. Чепмена на русскоязычной выборке // Психиатрия - 2016. № 69(01). С. 40-46.
3. Боровиков В. В. Статистика. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. – Санкт–Петербург: Питер, 2003 - 688с.
4. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2016.
5. Бохан, Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования : монография / Т. Г. Бохан. — Томск : Изд-во «Иван Федоров», 2018.
6. Верстин И. С. Лингвистический аспект "дологического" мышления и теория Марра // Вестник МГЛУ. 2013. № 11. С. 137-147.
7. Григорьев Д.С. Адаптация и валидация шкалы веры в паранормальные явления Дж. Тобасика. Социальная психология и общество, Том 6 -2015. №2. с. 132 -145.
8. Даниленко А. А. Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии как процессы интрапсихической адаптации // SPJ. 2005. № 21. С.105-123.
9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – Санкт-Петербург, 2003. С.413-417.
10. Жмуров В.А., Психопатология - М.: Джангар, 2010 – 465 с.
11. Измоденова Н.Н. Суеверия как образ жизни образованных групп населения // Трудыкольский научный центр Российской академии наук -2013. - № 6 (19) с. 20-35.
12. Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха // Логос. 2005. № 5(50). С. 23-40
13. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса: психологическая антропология стресса: монография / Л. А. Китаев-Смык. — М.: Академический проект, 2019.
14. Караева В.Ю. Психологическое исследование проявления иррациональных установок у специалистов различных профессий. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 23-24 апреля 2015 г.; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского отделения Российской академии наук-ХИГС, 2015
15. Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. М. : Эксмо, 2018.
16. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2019.
17. Лурия А. Р. Экзамен и психика / А. Р. Лурия // Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. — М.: Смысл, 2017.
18. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1994. - 32 с.
19. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Личностные ресурсы для преодоления сложных условий развития // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 579-610.
20. Магомед-Эминов М. Ш. Позитивная психология человека / М. Ш. Магомед-Эминов. — М., 2017.
21. Мадди С. Теории личности Сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб.: Речь, 2002.
22. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2014.
23. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Перевод с английского — М.: "Рефл-бук", 1998. — 304 с.
24. Нартова-Бочавер С.К. "Совладающее поведение" в системе концепций психологии личности // Психологический журнал. 1997. Том 18. № 5. С. 20-30.
25. Одинцова М. А. Психология жизнестойкости / М. А. Одинцова. — М.: Флинта, 2015.
26. Одинцова М. А. Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых / М. А. Одинцова. — Самара : Бахрах-М, 2015.
27. Орел В. Е. Синдром психического «выгорания» личности / В. Е. Орел. - М., 2018.
28. Петровский, А. В. Человек над ситуацией / А. В. Петровский. — М.: Смысл, 2019
29. Петровский, А. В. Психология и время / А. В. Петровский. — СПб., 2020.
30. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности использования методики cope // Психология. Журнал НИУ ВШЭ. 2013. № 1. С. 56-72
31. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Стратегии совладания в психологии стресса: подходы, методы и перспективы. Психологические исследования: электрон. научный журнал 2021. № 3
32. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс ; пер. с англ. М. Злотник. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
33. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2012.
34. Саенко Ю. В. Психологические аспекты суеверия и приметы // Известия вузов. Регион Северного Кавказа. Серия: Социальные науки. 2005. №S6. Стр. 86-95.
35. Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии, 2022, № 6, с. 43-50.
36. Стоянова И.Я., Семке В.Я., Бохан Н.А. Пралогические образования в адаптивно-защитной системе у пациентов с психическими расстройствами непсихотического спектра и в норме (психологическая модель). Томск : Иван Федоров, 2019. 134 с.
37. Строгальщикова М.Ю. Социально-психологические особенности феномена суеверия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 –социальная психология, Москва, 2022 -23 с
38. Субботский Е.В. Экскурсии в зазеркалье: магическое мышление в современном мире // Психолог. 2021. - № 4. - с.30-73.
39. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Азбука. 2009. 416 с.
40. Фридланд Н., Кейнан Г., Регев Ю. Контроль над неконтролируемым: влияние стресса на иллюзорный контроль // Журнал личности и социальной психологии. 1992. № 63. С. 923-931.
41. Хухлаев О. Е. Обычная работа в необычных условиях: психологическое консультирование, осложненное травматическим стрессом / О. Е. Хухлаев. - М. : Изд-во МГППУ, 2019.
42. Шефов С. А. Психология горя / С. А. Шефов. — СПб.: Речь, 2016.
43. Юрьева Л. Н. История. Культура. Психические и поведенческие расстройства / Л. Н. Юрьева — Киев : Сфера, 2022.