Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В любом государстве существовала потребность в регулировании общественных отношений, в связи с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимавшими важное место в правовой системе. Исторически законы вытеснили юридические условности. Каждое государство устанавливает определенный порядок в общественных делах, сформулированный в правовых нормах, образующих правовое поле, охватывающее большинство сфер человеческой деятельности.
Человек постоянно находится в контакте с требованиями, запретами и разрешениями, изложенными в этих нормах (правилах). Закон выступает гарантом прав и свобод человека и обязывает его соблюдать, выполнять и применять установленные законом положения. С быстрым развитием и усложнением общественных отношений государства расширяют границы своего регулирующего влияния.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня в постиндустриальных обществах быстро меняющиеся общественные отношения требуют интенсивного законодательства. В условиях проводимых в России политических и экономических реформ не стоит не только вопрос обновления и совершенствования законодательства, но и различные не урегулированные законом проблемы, без которых было бы трудно осуществить новые экономические и экономические реформы.
В связи с этим возрастает роль первоисточника права, роль государственной и общественной жизни, роль права в установлении правовых основ деятельности всех государственных и общественных институтов. Видов форм (источников права) много, но на протяжении веков право являлось важнейшей основой, содержащей правовые нормы и где можно получить информацию о содержании этих правовых норм.
Нарушения законности, гражданских прав и свобод, имевшие место в недалеком прошлом, были, в том числе, результатом отклонений от законности. Издавая законы, не укорененные в обществе, противоречащие друг другу и всему общественному строю, государственная власть ослабляет свой авторитет и снижает доверие населения. Не менее важен и сам законотворческий процесс, начиная с разработки первоначальной концепции правового акта, разработки проектов и их обсуждения, адаптации к существующей правовой системе с учетом взглядов и интересов различных социальных групп. В результате законодательной деятельности государства воля законодателя выражается в виде правового акта и подлежит исполнению.
Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами права, посвященные вопросам исследования закона как источника российского права.
Предмет исследования составляют положения правовой науки, посвященные вопросам закона как источника российского права.
Целью исследования является комплексный и всесторонний анализ проблем закона как источника российского права в теории государства и права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1.дать понятие закона, рассмотреть его признаки и виды;
2.определить юридическую силу закона;
3.проанализировать стадии законодательного процесса в РФ;
4.исследовать понятие и рассмотреть принципы цифровизации законодательного процесса;
5.рассмотреть понятие законодательства в широком смысле, подзаконные акты;
6.определить соотношение закона и подзаконного акта.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых такие как: Зенин С.С., Япрынцев И.М., Кутейников Д.Л., Ижаев О.А., Крашенинников П.В., Козлова Е.И., Невинский В.В., Осавелюк А.М., Нарутто С.В., Тихомиров Ю.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем закона как источника российского права.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании правового регулирования закона как источника российского права.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на 38 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 14 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ЗАКОНА КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1.Понятие закона, его признаки и виды
Для того чтобы успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Эта форма, в которой воля становится правовой нормой, обозначается термином «источник права».
Право как источник права известно с древних времен. Право как форма права (источник права) давно привлекает внимание многих ученых-правоведов. Были предприняты большие усилия для изучения их природы, особенностей, типов, характеристик, социальных ролей и целей. С появлением государства возникла потребность и в законах, регулирующих важнейшие общественные отношения и подкрепляемых государственным принуждением. Законы постоянно формируются, развиваются, дополняются и изменяются вместе с обществами и народами. О нем вырабатывается и формируется мнение о его индивидуальных особенностях и особенностях .
Из-за этого взгляды на него изменились, а в законе имеются весьма противоречивые определения и неоднозначные решения о нем. На протяжении веков вырабатывались определенные представления об этом явлении. Но в то же время это не означает, что о законе известно все, и у современных исследователей и ученых в этой области нет игрового поля.
В узком смысле закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным органом государства в специальном законодательном декрете, имеющий высшую юридическую силу и определяющий важнейшие с точки зрения общественных отношений общественные отношения. интересы и потребности населения страны.
В юридическом смысле законы - это принятые особым образом нормативные акты, имеющие наибольшую юридическую силу после Конституции и направленные на регулирование важнейших общественных отношений.
На данном этапе можно дать следующее определение закону: законы являются основными правовыми актами, по важнейшим вопросам жизни и непосредственно выражают волю общегосударственного и имеют высшую юридическую силу.
Закон иногда рассматривается в более широком смысле как синоним понятия законодательства.
Закон в данном случае означает всю государственную совокупность правовых актов в лице всех законодательных органов.
Признаки закона:
-принимается только законодательным органом - парламентом (Федеральным Собранием - Россия), либо представляющим все население в формально-юридическом смысле, либо принимается самим народом непосредственно путем референдума в строго установленном порядке; увеличение;
-регулирует основную и наиболее важную деятельность по связям с общественностью;
-содержит наиболее общие и общие нормы, которые затем разрабатываются, обосновываются и дополняются подзаконными актами;
-имеет специальные процедуры принятия, дополнения, изменения и отмены специальными законодательными актами;
-в идеале должен выражать волю и интересы общества в целом или народа в основной форме и имеет высшую юридическую силу из всех других источников .
Все остальные подзаконные акты должны ему соответствовать и ничему не противоречить. Именно эти характеристики отличают закон от других нормативных актов, и верховенство закона. Верховенство права означает: никто, кроме органа, издавшего закон, не имеет права отменить или изменить закон. Все остальные правовые акты основаны на законе и должны соответствовать закону, а не противоречить ему. Законы не подлежат утверждению (утверждению, санкционированию) каким-либо исполнительным, судебным или иным органом.
Законы, хотя и схожи по правовой системе, способу принятия, месту и роли в юридической силе, тем не менее сильно отличаются друг от друга. Это позволяет классифицировать их по определенным типам.
Существует несколько критериев классификации законов. В зависимости от значения содержащихся в них норм в Российской Федерации различают Конституцию и обычный, или действующий закон.
К первой относятся, прежде всего, сама конституция и закон. Это позволяет вносить дополнения и изменения в содержание Конституции. В нее также входят законы, издание которых предусмотрено самой Конституцией.
В случае противоречий в Конституции Российской Федерации, законах и иных нормативных актах как федеральных органов государственной власти, так и органов субъектов Федерации. Конституция, акт или отдельная статья их, признанные неадекватными, утрачивают силу, а международные договоры Российской Федерации не подлежат вступлению в силу и применению. Как следует из Конституции Российской Федерации, она подлежит пересмотру и отдельным изменениям .
Законы - это действующий правовой акт, посвященный различным аспектам общественной жизни, таким как политическая, экономическая, духовная, общественная и общественная жизнь. Как и все другие законы, эти законы имеют высшую юридическую силу, но не могут противоречить Конституции и Конституционному закону. Это обеспечивает целостность всей законодательной системы и последовательное выполнение Конституции и заложенных в ней основных политических и правовых принципов.
Основной задачей Конституционного Суда, специального судебного органа, является обеспечение неукоснительного соблюдения Конституции РФ во всех законах и иных нормативных правовых актах, тем самым реализация конституционных принципов права во всех актах. Обычные законы можно разделить на две основные группы: кодифицированные и действующие. Кодификация содержит законодательную и нормативную базу (основные принципы) Российской Федерации. Основы - это федеральные законы, устанавливающие принципы и устанавливающие общие положения регулирования сфер общественной жизни или отдельных областей права. Свод законов - законодательный акт, объединяющий нормы, достаточно подробно регламентирующие кодифицированные нормы какой-либо отрасли, отрасли или части отрасли права, основанные на общих принципах.
Структуры кодексов часто отражают отраслевые системы (кодексы об административных правонарушениях, уголовные кодексы, гражданско-процессуальные кодексы и т. д.). Поскольку Россия является федеративным государством, право делится на федеральные и федеральные субъектные законы. Федеральный закон действует на всей территории страны. Федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем федеральные субъекты, и в случае разногласий применяется федеральный закон. Федеральный закон регулирует статус государственных институтов, гражданского общества, категорий населения и демократических институтов.
Федеральные законы принимаются парламентом (Федеральным собранием) и действуют на всей территории Российской Федерации.
Законы субъектов Федерации (законы территорий, республиканские законы, законы регионов, автономных областей и областей) Российской Федерации, является субъектом и распространяется только на ее территорию. Еще одно деление права - по отраслям права, это очень важно. В связи с этим следует различать отраслевое право.
Наиболее важные роли в системе законодательства (после Конституции РФ) занимают процессуальное право, семейное право, административное право, уголовное право, трудовое право, земельное право, гражданское право, финансовое право, экологическое право. Помимо отраслевых законов, существуют также межотраслевые законы, содержащие нормы сразу более чем из одной области права (например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, содержащие нормы из административной и других областей права и др.). Основной и главенствующий нормативный правовой акт очень тесно связан и взаимодействует с другими нормативными правовыми актами.
Правительство Российской Федерации издает постановления, влияющие на развитие законов и положений, содержащихся в законах. Их охватывают важнейшие вопросы социального, экономического и культурного строительства .
Указы Президента РФ, содержащие нормы универсального характера, также издаются в рамках действующей конституции и федерального закона. Наряду с указами президента, имеющими индивидуальный характер, согласно конституции, указы обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к полномочиям Президента РФ. Наряду с перечисленными нормативными правовыми актами в соответствии с действующим законодательством издаются и иные акты аналогичного характера. Это акты центральных органов исполнительной власти (государственных комиссий, ведомств, министерств) федерального уровня. Так же законы издаются на уровне субъектов федерации, Конституция РФ содержит краевые и региональные уставы, устанавливающие правовой статус этих субъектов в составе субъектов РФ, а также подзаконные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения.
1.2. Юридическая сила закона
Юридическая сила - определяется положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе государственных органов, издающих законы, его полномочиями и, соответственно, характером самого изданного акта. Это является обязательным характером нормативных актов и имеет приоритет перед другими актами или подчинение им.
Исполнимость служит критерием для классификации нормативно-правовых актов, разделяя их на две основные группы: законы и постановления. Каждая правовая система определяет иерархию в соответствии с юридической силой. Вертикальная система подчинения нормативных актов. Нормативные акты, издаваемые муниципальными образованиями и муниципальными образованиями, находятся в нижней части иерархии. Его вершиной являются нормативные акты (законы, указы), изданные высшим органом государственной власти и имеющие высшую юридическую силу по отношению ко всем другим подзаконным актам.
Устав должен строго соответствовать закону и издаваться в соответствии с законом. Иерархия нормативного поведения, разработанная и поддерживаемая в каждой стране, необходима для рационализации правоприменительных и законодательных процессов, а также для формирования и поддержания режимов законности и конституционности.
Нормативные акты действуют со дня вступления в силу до утраты. При этом они действуют только на государственных территориях, либо на самоуправляемых или муниципальных образованиях. Он делится на законы и постановления по степени применения, а более слабая юридическая сила делится на законы и постановления. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Конституция РФ вступает в силу со дня ее провозглашения по результатам всенародного голосования. В соответствии со ст.125 Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступившим в силу международным договорам РФ. Федеральный закон РФ вступает в силу в соответствии с законом "О порядке вступления в силу федеральных законов". Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда .
Закон или его отдельная норма, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, законы и иные акты являются недействительными по решению издавшего их органа. Некоторые документы (в частности, международные соглашения) действуют в течение ограниченного периода времени и истекают по истечении этого срока.