Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В каждом обществе имеются социальные группы и институты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной степени.Они называются агентами социализации. Социализация-процесс, посредством которого индивид становиться членом общества, усваивает его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. Агенты первичной социализации - это ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, другие родственники, друзья семьи, воспитатели, учителя, руководители кружков и т. д.)
В соответствии с ФГОС, работа, направленная на социальное развитие личности ребёнка осуществляется в различных видах деятельности, которые организуются педагогами: совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственная образовательная деятельность, проектная деятельность, самостоятельная деятельность детей) .
Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.
Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.
Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду.
Цель исследования: изучение деятельности воспитателя по социализации детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить подходы к исследованию проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста;
Проанализировать семью и дошкольную образовательную организацию как важнейшие институты социализации детей в старшем дошкольном возрасте;
Определить факторы социализации в старшем дошкольном возрасте;
Выявить роль педагогической деятельности воспитателя в социализации детей старшего дошкольного возраста;
Провести анализ форм и методов психолого-педагогической деятельности по обеспечению успешной социализации старших дошкольников;
Изучить особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения успешной социализации старших дошкольников в ДОО.
Объектом исследования является процесс социализации.
Предметом исследования - особенности социализации детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста
1.1. Научные подходы к исследованию проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста
Развитие и воспитание достойной смены, подрастающего поколения были всегда важным моментом в обществе.
Современный социум стремится навязать ускоренную социализацию детям дошкольного возраста, т. е. усвоение ребенком общественных ценностей в наиболее раннем возрасте. Привить и развить у ребенка дополнительные способности. Вопросом социализации занимались такие отечественные ученые как Т. А. Мальковская, Л. С. Выготский, Б. Г. Афанасьев и др.
Под понятием «социализация» чаще всего понимают усвоение общепринятых норм, ценностей общества, так же сюда включается активное взаимодействие с членами этого общества, сверстниками, взрослыми, так называемой социальной средой . Это приводит к формированию у ребенка собственного образа мира и самого себя, что в итоге способствует формированию индивидуальных личностных качеств.
Понятие «социализация» связано с понятием «психологической адаптации», но разные. Социализация предполагает формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Адаптацию можно рассматривать в качестве ведущих механизмов социализации .
Социально-психологическая адаптация бывает прогрессивной и регрессивной, в ходе социализации повышается адаптированность личности, которая может быть внутренней, когда внешние формы поведения и деятельность ребенка видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями, требованиями среды. Бывает и внешняя (приспособительская) адаптированность, при которой ребенок поступает так, как требуется, внутренне не соглашаясь и не перестраиваясь. (Это инструментальная адаптация). При смешанной адаптированности личность видоизменяется частично, сохраняя свою самостоятельность .
Кроме адаптации, к механизмам социализации относятся: идентификация – отождествление индивида с людьми и группам
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2002. – с. 3
2. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715.
3. Алиева Ш. Г. Дошкольная педагогика. Баку, АДПУ, 2010
4. Арышева О.А. Формирование толерантности как условие социализации детей дошкольного возраста // Nsportal.ru: [сайт]. [2016]. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/25/formirovanie-tolerantnosti-kak-uslovie-sotsializatsii (дата обращения: : 20.04.2018).
5. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Белая К. Ю. Третьякова П. И. Дошкольного образовательное учреждение: управление по результатом. - М.,2010.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 2014.- 481 с.
8. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров.- М.: Юрайт, 2012. — 510 с.
9. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004
10. Гуров В. Н. Педагогические теории, системы, технологии в дошкольном образовании: учеб. пособие. - Ставрополь, 2010
11. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. Череповец: ЧГУ, 2002. 150 с. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0177/index.shtml?from_page=39 (дата обращения: : 20.04.2018).
12. Исхакова Э.М. Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста // Nsportal.ru: [сайт]. [2016]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/02/07/obrazovatelnaya-sreda-kak-faktor-pozitivnoy-sotsializatsii (дата обращения: 20.04.2018).
13. Карабанова Н.А. Технология сотрудничества как средство социализации детей дошкольного возраста // Nsportal.ru: [сайт]. [2016]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/20/tekhnologiya-sotrudnichestva-kak-sredstvo-sotsializatsii-detey (дата обращения: : 20.04.2018).
14. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью . - М.: Академия, 2013.
15. Комарова Т. С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
16. Корепанова М.В., Сагитова И.А., Поликарпова А.О., Небратенко И.А. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. – № 6
17. Корсакова О. Н., Князькина Н. Б. Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). – с. 65
18. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 2012.
19. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры детском саду. – М., 2001.
20. Моя страна: Практическое пособие. / сост. В.И. Натарова. – Воронеж, 2005.
21. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 202 с.
22. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М., 2004.
23. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей) // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. – № 3
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
25. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М., 2000.
26. Оверчук Т.И., Горб Р.А., Полянская Л.И. Игры и игрушки в жизни детей. – М., 2006.
27. Погодаева М.В., Норкина О.В. Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 6(147). С.92-96. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-kak-faktor-adaptatsii-rebenka-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения: : 20.04.2018).
28. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики / Е. В. Прямикова // СОЦИС, 2009. № 7. С. 126
29. Рогов Е.И. Глава 2. Вхождение личности в социум / Классическая социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов/ И.Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: ВЛАДОС, 2011. – с. 53
30. Рыбас Д.Ю. Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста // Nsportal.ru: [сайт]. [2015]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/11/12/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsializatsii-rebenka (дата обращения: : 20.04.2018).
31. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. – М., 2004.
32. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. = М., 2003.
33. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников». 2012
34. Ситникова Л.Ю. Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста // Nsportal.ru: [сайт]. [2017]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/11/produktivnaya-deyatelnost-kak-faktor-sotsializatsii-detey-doshkolnogo (дата обращения: : 20.04.2018).
35. Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста». 2010 г.12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3 - 44.
36. Сымитка В.Е. Развитие гуманных отношений со сверстниками как задача социализации детей дошкольного возраста // Nsportal.ru: [сайт]. [2017]. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/06/04/razvitie-gumannykh-otnosheniy-so-sverstnikami-kak (дата обращения: : 20.04.2018).
37. Трафимова Г.В. Рассказы Феи Осторожность для больших и маленьких. – М., 2000.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL:http: //www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
39. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 167 с.
40. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. – М., 2007.
41. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. – М., 2010.
42. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. – М., 2006.