Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профессия социального педагога сегодня является одной из наиболее востребованных обществом, так как в условиях динамичности социальных процессов и общественных отношений, воздействия рисков и стрессогенных факторов, увеличения числа неблагополучных семей, девиаций детей и подростков возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с разными категориями населения. Оказание помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, связано с проявлениями просоциальности работников социономических профессий. В настоящее время процесс изучения особенностей профессиональной деятельности и формирование профессионально важных качеств специалистов для социальной деятельности как предмет исследования вызывает интерес у многих авторов.
Так, ряд исследовательских работ направлен на выявление специфики и принципов профессионального подбора социального педагога (З. И. Васильева, Ф. Н. Гоноболин, С. А. Расчетина и др.); подчеркивается значимость содержательно-педагогических, программных аспектов их подготовки ( Е. Б. Балыдина, Н. П. Клушина, М. А. Копыгина, В. Б. Никишина, А. Ю. Чернов и др.), формирования его профессионально значимых качеств ( К. В. Бакланов, Е. Ю. Максимова, B. Л. Масленникова и др.) и их совершенствования в системе высшей педагогической школы ( В. Н. Келасьев, Н. М. Полуэктова, О. Б. Сосновская, Е. Н. Холостова, И. В. Яковлева и др.), выявления проявлений компонентов структуры профессионального мастерства ( Е. А. Аксенова, Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев и др.) и достижения профессиональной компетентности ( Н. В. Барабошина, М. В. Новикова, О. А. Овсяник и др.) [1; 2].
Одним из основных критериев отбора социальных педагогов является выделение и характеристика профессионально важных качеств, необходимых для решения профессиональных задач. Профессиональное становление специалиста связано с развитием совокупности профессионально значимых качеств и их индивидуальных особенностей, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать требованиям профессии [1].
Однако проблему учета профессионально важных качеств для профотбора нельзя считать решенной относительно целого ряда профессий, в том числе и для специалистов помогающих профессий.
Глава 1. Профессионально-важные качеств
1.1 Термин «качество» в сфере образования
Термин «качество» в последние годы широко используется в образовательной среде и за рубежом, и в России, однако единого понимания его сути применительно к высшим учебным заведениям ещё не сложилось. Поэтому рост требования общества к обеспечению высшими учебными заведениями гарантированного уровня подготовки специалистов предопределяет в первую очередь уточнение самого термина «качество» в сфере образования [1; 2; 3; 4; 5]. Аристотель говорил о качестве, как о «видовом отличии», как о «видовом признаке», который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду» [7].
Качество не только проявляется, но и может видоизменяться и формироваться. Изменение качества является изменением вещи: теряя качество, вещь перестает быть тем, чем она являлась и переходит в другую форму существования. Подобно тому, как материя не сводится к совокупности своих свойств, точно так же никакой объект не растворяется в своих свойствах: он их носитель.
Качество является объективной характеристикой вещи: не существует качества, оторванного от вещи. Со временем суть понятия «качество» постоянно изменялась и расширялась. Наряду с философскими аспектами появилась, а затем и утвердилась прагматическая трактовка этого термина. Если Аристотель, анализируя категорию качества, говорил о видовом отличии «сущности», то впоследствии речь шла только о качестве вещей, объектов, товара и др. И только в последние десятилетия, по мере завершения эпохи индустриализации, при более широком толковании «качества» в практику вошли понятия: «качество деятельности», «качество услуг», «качество информации», «качество измерений» и другие, имеющие прикладной (утилитарный) характер. С этого времени «качество» стало пониматься в разных смыслах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Дунаева, Н. И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента – будущего социального педагога: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. И. Дунаева. – Сочи, 2006. – 30 с.
2. Колесниченко, К. В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов (на примере педагогической деятельности): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / К. В. Колесниченко. – СПб., 2013. – 25 с.
3. 2000 профессий, специальностей, должностей: энцикл. справ. / И. П. Шамякин. – Минск: Белорус. сов. энцикл. им. П. Бровки, 1986. – 459 с.
4. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие / под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
5. Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
6. Богданова, И. М. Содержательный модуль 2. Особенности социально-педагогической деятельности / И. М. Богданова. – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/ pedagogika/sotsialna_pedagogika_-_bogdanova_im/osoblivosti_sotsialno-pedagogichnoyi_ diyalnosti.htm. – Дата доступа: 14.02.2015.
7. Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболина. – М.: Просвещение, 1965. – 260 с.
8. Петренко, И. В. Профессия социальная работа / И. В. Петренко // Полярная правда. – 2005. – № 31. – С. 12.
9. Брессо, Т. И. Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации студентов социономических профессий: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Т. И. Брессо. – М., 2013. – 26 с.
10. Ильин, Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
11. Кобышева, Л. И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01; 19.00.07 / Л. И. Кобышева. – Елец, 2004. – 20 с.
12. Кухтова, Н. В. Адаптация методики «Измерение просоциальных тенденций» (Г. Карло, Б. А. Рэндалл) / Н. В. Кухтова // Вестник ГрГУ. – 2011. – № 2(113). – С. 102–107.
13. Мельников, В. М. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. – М.: Просвещение, 1985. – 319 с.
14. Кухтова, Н. В. Адаптация шкалы «Альтруизма» ( Ф. Раштона) / Н. В. Кухтова // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. – 2011. – Вып. 9. – С.148–159.
15. Кухтова, Н. В. Адаптация методики «Межличностный индекс реактивности» (М. Дэвис) / Н. В. Кухтова // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2011. – Вып. 11, ч. 2. – С. 211–218.
16. Кухтова, Н. В. Помогающее поведение, связанное с проявлением заботы: адаптация методики «Измерение показателей заботы» / Н. В. Кухтова // Психологический журнал. – 2012. – № 3–4(33–34). – С. 109–116.
17. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А. Д. Наследов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2006. – 392 с.