Фрагмент для ознакомления
2
Современное формирование коммуникации ребенка проходит в специфических условиях, которые определяются развитием информационных технологий, повышением стрессовой нагрузки на личность в социуме, цифровизацией общества, повсеместным использованием гаджетов, детьми в частности, характеризующим переход к коммуникации в киберпространстве и др. Учитывая тот факт, что эффективная социализация личности во многом обусловлена особенностями и успешностью развития речи как эффективного инструмента коммуникации для ребёнка своевременное и полноценное овладение речью является предпосылкой для дальнейшего эффективного развития и функционирования во всех основных видах деятельности каждого возрастного периода – игра, общение, обучение т.д.
Комплексное изучение условий, способствующих благоприятному либо осложненному развитию ребенка-дошкольника, представляет собой важную научно-практическую задачу. Ограничения речевого развития, трудности речевого взаимодействия отрицательным образом сказываются на формировании личности, оказывают влияние на эмоционально-волевую сферу, трансформируют путь развития личности, могут вызывать развитие качеств характера, мешающих успешной социализации (застенчивость, неуверенность в себе, тревожность, негативизм) .
Дошкольный возраст является сензитивным как для развития речи, так и для компенсации нарушений речевого развития, социализации для дальнейшей успешной адаптации к обучению в школе. Поэтому очень важно к старшему дошкольному возрасту, скомпенсировать те особенности и ограничения речевого развития, которые могли возникнуть. В ракурсе данного исследования находится такое нарушение речевого развития как общее недоразвитие речи (ОНР). Это ограничение является комплексным по своей структуре, может осложняться широким спектром симптоматики, которая определяет его особенности и сложность коррекции. В частности, навыки словообразования или словоизменения у ребенка нарушены. Тогда как последние считается одним из главных критериев грамотной и развитой речи. Ограничения речевого развития приводят не только к нарушениям словообразования, но и к ограничениям развития важного навыка социальной адаптации, коммуникации у детей. При этом при несвоевременной диагностике и коррекции, усугубляется формирование психических особенностей развития личности, что в свою очередь дает торможение в процессе исследования окружающего мира, полноценного развития познавательной деятельности ребенка, его психического развития в целом и др. Несмотря на наличие разработок авторов по проблеме коррекции общего недоразвития речи, данные исследования не могут рассматриваться как исчерпывающие.
Вышесказанное обусловливает актуальность и целесообразность выбора темы данного исследования: «Исследование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования представляет собой значимый теоретический и практический интерес, требующий определенного решения вопроса: при каких психолого – педагогических условиях эффективно будет осуществляться развитие навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Объект исследования: словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и методики формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную (психолого-педагогическую, логопедическую, дефектологическую) литературу по проблеме развития навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Эмпирически изучить сформированность навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Представить рекомендации по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования: концепция механизмов речи (Н.И. Жинкин); положения о закономерностях речевого развития в онтогенезе и дизонтогенезе (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин); положение об исследовании звукового анализа и синтеза (А.Р. Лурия); особенности звукопроизношения и психолого-педагогического развития дошкольников с ОНР (Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова и др.);концептуальные положения об использовании дидактических игр при формировании навыков словообразования (А.К. Аксенова, Р.Е. Барабанов, Р.И. Лалаева и др.); учения о процессах формирования словообразования (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин и др.) и т.д.
Методы исследования: методы теоретического уровня (анализ и синтез литературы по теме исследования), методы эмпирического уровня (наблюдение, тестирование), методы обработки полученных данных (интерпретация).
База исследования: ……….
Структура исследования. Работа включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1.Общее недоразвитие речи (определение, этиология, развитие)
Общее недоразвитие речи является одной из наиболее распространенных патологий у детей дошкольного возраста. При данной патологии у ребенка существуют трудности с пониманием речи других людей, имеются нарушения в развитии практически всех речевых функций. Согласно Р.Е. Левиной, общее недоразвитие речи – это такая форма речевой аномалии (у детей с первично сохранным интеллектом), при которой нарушается формирование всех составных элементов речевой системы, входящих в звуковую и смысловую сторону речи .
Данный термин основывается на прогрессивной точке зрения, согласно которой существует возможность единого педагогического подхода к различным проявлениям недоразвития речи, которые зависят от определенного состояния языкового развития ребенка. Характерные черты общего недоразвития речи, это: позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования . ОНР характеризуется нарушениями во всех компонентах речевой системы: лексической стороне, фонематической, грамматике, звуковой стороне. Общее недоразвитие речи также сопровождается различными патологиями, такими как, например, моторная речевая патология, детская афазия, дизартрия. Общее недоразвитие речи является замедленным и усложненным процессом усвоения языковых средств.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети для коммуникации используют в основном звукоподражание, лепет, отдельные существительные и глаголы бытового содержания. Для выражения мыслей и чувств дети пользуются жестами и выразительной мимикой. Ограниченность словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок может обозначать совершенно разные предметы.
Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что появляются общеупотребительные слова, хоть и в искаженной форме. Высказывания детей ограничены, обычно используют набор определенных фраз и выражений. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Возможны также ошибки в использовании различных грамматических форм.
Третий уровень речевого развития отличается тем, что появляется развернутая фразовая речь, улучшаются произносительные навыки детей. Характерной чертой является также использование всех частей речи. При тщательном изучении всех сторон речи, однако, наблюдается недоразвитие каждого компонента языковой системы .
Для возникновения первичной речи необходимо, прежде всего, нормальное созревание ребенка и функционирование центральной нервной системы. Факторы, которые могут привести к общему недоразвитию речи, традиционно разделяют на неблагоприятные внешние или экзогенные и внутренние или эндогенные. Внешние условия окружающей среды также
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабанов Р.Е. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы речи. Монография / Р.Е.Барабанов. – М.: Другое Решение, 2018. 69 с.; Левина, Р.Е., Никашина, Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. – 213 с.
2. Баранова Л.В. Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) Казань, 23 апреля 2013г. / под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань, 2013. – С.12-14.
3. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР: автореф. канд. дисс. М., 1995. – 16 с.
4. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40.
5. Глухов В.П. Особенности формирования связнюй р»ечи дошкольников с общим недоразвитием. - М.: Сфера, 2011. - 298 с.
6. Горбунова, Е. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. – 2016. – №8. – С. 62-67.
7. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 270 с.
8. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.Н., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: «Литур», 2004. – 320 с.
9. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. // Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Издательство «Академия», 2002. - С. 10 - 76.
10. Лалаева Р.И.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (Формирование лексики и граммат. строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. – 158 с.
11. Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников / Е.М. Мастюкова. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М.: Прометей, 1991. - С.4-15.
12. Поспелова С.Н. Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1432-1434.
13. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 479.
14. Филичева Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2016. - №2. - С. 57-68.
15. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - Москва : Дрофа, 2010. – 189 с.
16. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной – М., 2003. – 240 с.
17. Шацкова В.Н. Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи// Баранова Г.А., Григорьева А.И., Дьячкова Т.В., Патрикова Т.С. Особый ребенок: равные условия - нестандартный подход. Методическое пособие. — В 2-х частях.Часть 1. — Тула: Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (ИПК и ППРО ТО), 2016. — 270 с.
18. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / М.И.Матусевич, Л. Р. Зиндер. — М., 2008.- 212 с.
19. Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. – 1957. – С.107-110.