Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе существует ряд процессов (глобализация экономики, быстрый технический прогресс, компьютеризация), которые меняют приоритеты в развитии образования.
Этим обусловлена необходимость преобразования планируемых результатов образования. В условиях системы образования актуальной становится подготовка выпускников, обладающих такими качествами, как независимость, активность, инициативность, ответственность, желание и способность обеспечивать непрерывное образование на протяжении всей жизни.
Все вышесказанное подтверждается документами, регламентирующими современную образовательную политику в Российской Федерации: законом «Об образовании в Российской Федерации» , Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования . В соответствии с ФГОС НОО, универсальные учебные действия дают младшим школьникам возможность вести образовательную деятельность самостоятельно, умение развиваться и совершенствоваться, обеспечивают условия для самореализации человека на основе непрерывного образования, влияют на успехи в образовании. Одним из ключевых аспектов современного начального образования являются пересмотр и качественное изменение парадигмы контроля и оценки уровня учебных достижений младших школьников. Традиционные формы контрольно-оценочной деятельности в большой степени негативно влияют на психологическое состояние обучающихся начальной школы: порождают страх неверного ответа, отрицательных комментариев в свой адрес, низкой отметки, что, в свою очередь, может вызвать отрицательные эмоции со стороны родителей. Поэтому актуальной тенденцией практики оценивания уровня учебных достижений младших школьников является интеграция традиционного – суммативного – и инновационного – формирующего – оценивания.
Именно формирующее оценивание позволяет учителю проанализировать не только конечный результат, но и динамику формирования универсальных учебных действий обучающихся и способствует развитию у самих обучающихся объективной самооценки и самоконтроля.
Проблема использования формирующего оценивания в образовательном процессе и ее теоретическое обоснование рассматривались зарубежными учеными (P. Black, L. Shepard, D. Wiliam), методологические основы формирующего оценивания в отечественной образовательной практике определены Г.Б. Голуб, И.С. Фишман, принципы формирующего оценивания сформулированы М.А. Пинской , прикладные стороны формирующего оценивания рассмотрены А.Б. Воронцовым, Е.Г. Бойцовой, О.Н. Крыловой, влияние формирующего оценивания на стимулирование школьников к обучению изучались Л.В. Вилковой и Е.К. Михайловой .
Целью данной работы является рассмотрение темы формирующего оценивания в начальной школе как навыка самоконтроля у младших школьников. Задачи:
- описать познавательные процессы в младшем школьном возрасте;
- изучить самоконтроль как элемент учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
- рассмотреть сущность и характеристики формирующего оценивания;
- описать специфику формирующего оценивания в начальной школе и самоконтроль.
Объект исследования – формирующее оценивание как технология. Предмет исследования – специфика формирования навыка самоконтроля в начальной школе при помощи формирующего оценивания.
Глава 1 Особенности развития детей младшего школьного возраста. Навыки самоконтроля в начальной школе
1.1 Познавательные процессы в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы младшего школьного возраста различны в разных странах и конкретно-исторических условиях. Границы младшего школьного возраста определены в интервале от 6-7 до 10-11лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения .
Не легко детям удается пройти период привыкания к школе, сложно привыкнуть к ее распорядку и укладу. Все дети ведут себя по-разному, одни перевозбуждены, другие скованны, есть и дети, которыми трудно управлять. Важной задачей для учителя является создание доброй атмосферы в классе и завоевание доверия детей. При выполнении этих задач, учащиеся привыкают с легкостью
Данные новинки не проходят без трудностей, о которых стоит знать родителям детей. Первостепенно, им нужно постараться заинтересовать ребенка данным процессом, мотивировать его. Познавательная активность младшего школьника в большей степени проходит в процессе обучения.
Яркий материал, преподнесенный в понятной для младшего школьника форме, запоминается в разы быстрее, так как в его возрасте превалирует наглядно-образное мышление. Нельзя забывать и об игровой деятельности, так как на протяжении всей жизни дошкольника она была основной. Поэтому на воспитание ребенка можно воздействовать через нее в частности.
Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, аккумулирования знаний, усвоения. Успешному выполнению данной важной функции способствуют специфические способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивное и игровое отношение ко всему, с чем ребенок взаимодействует .
У младших школьников каждая из отмеченных способностей является положительной стороной. Какие-то из особенностей младшего школьника в последующие годы постепенно уходят, другие меняют свое значение. Следует принимать во внимание разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но эти особенности существенно влияют на познавательные возможности ребенка, связываются с дальнейшим ходом общего развития.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – крайне важно для развития интеллекта, что характеризует умственные преимущества в будущем.
В младшем школьном возрасте острота восприятия, присутствие нужных предпосылок для развития словесного мышления, направленность умственной активности на повторение, формируют благоприятные условия для обогащения и развития психики.
Особенности развития мышления
Что же касается мышления, что оно у ребенка начальной школы переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Мышление становится связано с образами. Деятельность ребенка становится разнообразной, в ней появляются такие понятия, как обобщение, умственное моделирование. Появляются знаки и символы, которые могут быть понятны только самому ребенку (он сам формирует свою систему знаков и символов). Ребенок уже может сам планировать свою деятельность и контролировать свои процессы мышления. Мышление становится словесно-логическим, поэтому часто дети-первоклассники рассуждают, приводя логические доводы, на самые разные темы. К тому же, как мы уже поняли, ребенок в этом возрасте уже выделяет, запоминает существенные связи между целым и частями, поэтому логика становится определяющей в мышлении ребенка .
Развитие речи
Развивается у первоклассника и речь. Она также приобретает функции планирования, ребенок пытается осмыслить значение слов. При этом само осознание и осмысление не коррелирует с практикой овладения речью. Последняя помогает интеллектуализировать все функции психики первоклассника. Чтобы речь развивалась, важно, чтобы ребенок активно общался как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Способы могут быть разными – ролевые, сюжетные игры, драматизации, инсценировки, пересказы прочитанного, увиденного и пр.
Развитие воображения
Как и вся деятельность младшего школьника, воображение создается и развивается в игровой, графической и конструктивной деятельности. Игра постепенно переходит от игры с предметом, которого нет, к игре с предметом, которому придается новый смысл. Чем старше становится ребенок, тем меньше ему нужна в воображении внешняя опора. Воображение первоклассников, как и память, тесно связано с интересами и эмоциями. То есть, если ребенку интересно и вызывает эмоции, то он будет и фантазировать.
Воображение развивается от реальных действий в игре до творческого воображения с мысленными образами. Интересно, что, специально обучаясь, воображение можно быстрее развить и создавать образы различными способами. У ребенка создается интерес к коллективному творчеству. При этом важно, чтобы предметы, с которыми работает ребенок в создании образов, были яркими и вызывали эмоции.
Развитие восприятия
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 13.02.2023)
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)// https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 13.02.2023)
Статьи, учебники, монографии
3) Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. С. 79-85
4) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, РФ, Москва, ИНТОР, 1996, 544 с.
5) Дегтярева, С.С. Приемы самоконтроля при выполнении самостоятельной работы /Технологическое образование учащихся в современных условиях. / С.С. Дегтярева. - Армавир, - 2019. - с.50 - 52.
6) Иголкин Д.Н. Формирующее оценивание как способ повышения учебных результатов и качества образования обучающихся // Современные проблемы образования в поликультурном регионе: Материалы международной научно-методической конференции. Издательство: Псковский государственный университет (Псков), 2015. С.93-97.
7) Михайлова Е.К. Современные подходы к оцениванию учебных достижений школьников // В мире научных открытий. 2012. No 9.2. С. 328-341.
8) Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. / Г.С. Никифоров. – М., 2019. - 192с.
9) Овакимян, Ю.О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения: Автореферат дис.канд. пед. наук. / Ю.О. Овакимян. - М. 2019.- 24с.
10) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
11) Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 264 с
12) Пирятина Н.Ю., Шорникова Н.А. Формирующее оценивание как способ повышения образовательных результатов младших школьников// https://web.archive.org/web/20210714235516id_/https://science-education.ru/pdf/2021/1/30530.pdf (дата обращения 13.02.2023)
13) Сумина В.Н. Формирующее оценивание на уроках литературного чтения в начальной школе при изучении раздела "Устное народное творчество"// Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. М.: «Перо», 2018. С. 99-102.
14) Хапачева С. М., Пшизова А. К., Поминова Д. Формирование навыка самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности// Problems of development of a personality: diversity of approaches : materials of the X international scientific conference on November 15–16, 2022. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2022. С. 23-24
15) Черницкий А. М. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10. — М.: Эксмо, 2018.
16) Чжу Фанлу. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте// ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2022. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 40-45
17) Шаповалова О.Н., Ефремова Н.Ф. Дидактический потенциал формирующего оценивания метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. No 6. С. 78.
18) Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - Москва : Союз, 2009. - 153с.