Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из результатов освоения примерной основной образовательной программы является метапредметный результат, к которому относится, в том числе, формирование познавательного УУД. [28]
По мнению А.Г. Асмолова, познавательные УУД – это общеучебные, логические и знаково-символические действия, являющиеся одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. К познавательным УУД относятся: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы, выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования, Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов. [16]
Согласно профессиональному стандарту педагога учитель начальных классов должен обладать таким необходимым умением, как владение формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий. Также профессиональный стандарт педагога предъявляет требования к ИКТ- компетентностям педагога. [28]
Одной из форм организации образовательного процесса является экскурсия. По мнению Б.В.Емельянова, экскурсия представляет собой целенаправленный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. [34]
В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследовательской работы: «Формирование познавательных УУД посредством виртуальной экскурсии в начальных классах».
Объект исследования – формирование познавательных УУД у обучающихся начальных классов.
Предмет исследования – виртуальная экскурсия как средство формирования познавательных УУД у обучающихся начальных классов.
Цель исследования – рассмотрение возможностей виртуальной экскурсии для формирования познавательных УУД у обучающихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику познавательных УУД как метапредметного результата на уровне начальных классов.
2. Описать особенности формирования познавательных УУД в начальных классах.
3. Представить характеристику виртуальной экскурсии как учителяческой технологии.
4. Описать возможности виртуальной экскурсии в процесс формирования познавательных УУД в начальных классах.
Методы исследования:
1. По этапам поиска:
- метод отбора материала;
- метод теоретической интерпретации.
2. По уровню проникновения, в сущности:
- эмпирический:
• изучение литературы;
• изучение результатов деятельности;
- теоретический:
• анализ и синтез;
• моделирование;
3. По функциям:
- прогнозирование.
Теоретико-методологическая основа. Вопросы развития познавательного интереса младших школьников рассматривали в своих работах отечественные психологи: Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, А.М. Гуревич, В.П. Зинченко, В.И. Капинос, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, и др. Вопросам использования виртуальных технологий, в частности, виртуальных экскурсий в развитии младших школьников посвящены исследования Н.П. Алешиной, В.П. Беспалько, Н.Н. Михайловой, А.П. Панфиловой, М.Г. Савельевой, И.В. Ярошинского, и других.
Теоретическая значимость работы состоит в выработке самостоятельного опыта сбора, обработки, анализа и полезного использования полученной информации для постановки и достижения поставленных целей. Исследование вносит свой вклад в изучение проблематики развития познавательного интереса младших школьников с помощью современных методов, к которым можно причислить виртуальные экскурсии.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные учебно-методические материалы могут быть реализованы в работе по развитию познавательного интереса младших школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списков используемых источников.
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных УУД в начальных классах
1.1 Характеристика познавательных УУД как метапредметного результата на уровне начальных классов
В современной системе школьного образования формирование у обучающихся навыков к самостоятель¬ному обучению, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, которые обеспечиваются путем форми¬рования у школьников универсальных учебных действий (УУД) в стенах школы, что в свою очередь является од¬ной из основных задач образования в целом. Также важно отметить, что сформированность универсальных учебных действий является важным фактором профилактики трудностей при обучении ребенка таких как: низ¬кий уровень заинтересованности и вовлеченности обучающегося в учебный процесс, недостаточное усвоение новых знаний и так далее.
Сегодня государством и обществом выдвигаются новые требования к результатам школьного образования, одной из основных его целей является развитие личности обучающегося. В соответствии с требованиями ФГОС НОО дети в процессе обучения должны получать знания не в готовом виде, а учиться их усваивать самостоятельно, кроме этого уметь использовать полученные знания в решении учебных, познавательных и социальных задач. Анализ Стандарта показал, что процесс обучения должен быть направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, в том числе и входящих в них познавательных УУД [5].
Под универсальными учебными действиями понимают умение субъекта учиться, способность к его саморазвитию и самосовершенствованию путем активной познавательной деятельности. Эта способность реализуется за счет совокупности различных приемов, помогающих успешно усваивать новые знания и навыки [2]. Познавательные УУД по ФГОС НОО третьего поколения включают в себя блок базовых и исследовательских действий, а также работу с информацией, т. е. систематизацию всех способов познания окружающего мира, поиск решений исследования, анализ и синтез новой информации [5]. 205 Концепция формирования УУД обучающихся младших классов основывается на теоретических исследованиях А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. На важность формирования познавательных УУД указывали такие ученые, как Ю. К. Бабанский, H. A. Лошкарева, A. A. Люблинская, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. – 2020. – № 10. – С. 22.
2. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов // Исследовательская работа школьников. – М.: Учителяка, 2021. - №. 1. – С. 25-30.
3. Алексеева, Т.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий постановки и решения проблемы у младших школьников: опыт теоретического и практического исследования / Т.И. Алексеева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2018. - № 4. – С. 173-180.
4. Антонов А.А., Анафема «детской литературе» / А.А. Антонов // Литературно-критические заметки - Грани. - М.:АСТ, 2017. - 149 с.
5. Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. НН. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2019. – 129 с.
6. Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития / С.Г. Воров- щиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 240 с.
7. Галанжина Е.С. Уроки с применением информационных технологий / Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2021. – 109 с.
8. Горбунова, И.В. К вопросу о применении инновационного подхода в преподавании русского языка как иностранного / И.В. Горбунова // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2020. - № 1 (15). – С. 15-19.
9. Журавлева С.С. Создание виртуальной экскурсии в образовательных целях // Трибуна ученого. – 2019. – № 10. – С. 5–8.
10. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2018. – 385с.
11. Казарова О.А. Адаптивно-инновационный подход при организации виртуальных экскурсий // Биология в школе. – 2018. - № 5. – С. 57–60.
12. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия СПбГЭУ. – 2012. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-v-turizme-praktika-imetodologiya
13. Каунов, А.М. Перспективы использования виртуальных интернетэкскурсий при повышении квалификации и подготовке учителей технологии / А.М. Каунов // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – Т. 2, № 1 (8). – 2022. – С. 76-80.
14. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2018. – 496 с.
15. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2022. – 189 с.
16. Куличенко К.В., Левченко А.Л. 2 Виртуальная экскурсия как одна из современных форм организации процесса обучения общей биологии // Проблемы биологического и экологического образования школьников и студентов. Сборник статей Всероссийских с международным участием студенческих Герценовских чтений, РГПУ имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург. – СПб.: Свое издательство, 2020. – С. 52–54.
17. Куличенко К.В., Левченко А.Л. 3 Виртуальные экскурсии и их значение в процессе дистанционного обучения биологии // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов». Российский государственный учителяческий университет имени А.И. Герцена. 24 ноября 2020 года. – СПб.: Свое издательство, 2020. – С. 162–165.
18. Лаврентьева, А.И. Основы онтолингвистики: теория и практика. Учебное пособие для студентов учителяческих университетов / А. И. Лаврентьева. — Москва: Эконом-Информ, 2015. — 125 c.
19. Латыпов И.А. О некоторых философских аспектах формирования субкультуры виртуального услуги туризма: его новая история или только «story»? // Современные проблемы науки и СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ МЫСЛЬ образования. – 2019. – №2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12333
20. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся / А.В. Леонтович. – М.: Просвещение, 2017. – 155 с.
21. Минина, Н.Н. Особенности проведения виртуальных экскурсий в школе/ Н. Н. Минина, О. Г. Александрова // Научные известия. – 2022. – №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-virtualnyh-ekskursiy-vshkole
22. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) / Ю.В. Михеева // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. — 2011. — Вып. 1(5). — С. 41-47.
23. Морозова М.И. Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии: дис. … канд. пед. наук. – СанктПетербург, 2004. – 159 с.
24. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников / Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 209 с.
25. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2019. – 179 с.
26. Смирнов, В.Ю. Дидактические возможности учебников по русскому языку для формирования познавательных универсальных учебных действий / В.Ю. Смирнов // Вестник Марийского государственного университета. – 2018. – Т. 12. - № 3 (31). – С. 91-97.
27. Устюжанина, Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н.В. Устюжанина // Наука и перспективы, 2017. – С.10-14
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Российской Федерации от 17 декаб¬ря 2010 г. № 1897 / Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/ 55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
29. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155). URL: www.gosstand.ru
30. Чуланова Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2017. - 224 с.
31. Шамликашвили В.А. Виртуальный туризм как новый вид туризма // Креативная экономика. – 2019. – №10(94). – С. 128-138.
32. Щеулова, Е.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-учителяческая проблема / Е.А. Щеулова // Молодой учитель. – 2017. - № 1 (135). – С. 425-428.
33. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2019. - 289 с.