Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества характеризуется ростом и снижением возрастной планки для многих заболеваний, невзирая на современные достижения медицины, внедрения в практику множества технических средств диагностики и методов лечения болезней. Безусловно, на уровень здоровья человека оказывают влияние ряд факторов, однако, согласно данным ВОЗ, уровень здоровья человека связан только на незначительную долю с последним, указанным нами фактором, в некоторой степени связан с наследственностью, примерно на четверть с экологические условия и в большей мере зависит от условий и образа жизни самого человека. Это обуславливает то что в качестве важнейшей задачи сохранения и укрепления здоровья выступает целенаправленная и сознательная работа самого индивида над собой и своим образом жизни. Однако нередко подрастающее поколение не осознают всю значимость здорового образа и жизни и к своему здоровью относятся недостаточно ответственно. В этом случае актуализируется необходимость воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни, начиная уже с младшего школьного возраста. Однако данному вопросу не всегда уделяется должное внимание, что и обуславливает проблему данного исследования.
Цель исследования – выявление особенности и социально – педагогических технологий воспитания положительного отношения младших школьников к здоровому образу жизни.
Объект исследования – отношение младших школьников к здоровому образу жизни.
Предмет – социально-педагогические условия и методы воспитания положительного отношения младших школьников к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие и проблемы формирования здорового образа жизни;
2.Проследить особенности формирования положительного отношения младших школьников к здоровому образу жизни;
3.С помощью диагностических методик выявить отношение младших школьников к здоровому образу.
4. Разработать педагогические условия и методы воспитания у учащимися начальной школы положительного отношения младших школьников к здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования: учащиеся начальной школы чаще всего имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни. Это обуславливает необходимость применения таких социально – педагогических технологий для воспитания положительного отношения к я здоровому образу жизни, как игровые, словесные, а также здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии.
Методы исследования: анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме, терминологический анализ, метод сравнения, опрос, наблюдение, анкета «Будем здоровы!» (авт. М.А. Шишковец), анкета «Отношение обучающихся к здоровому образу жизни», методика «Знания о здоровье», методика «Мое здоровье» и методика «Гигиенические навыки».
Опытно-экспериментальная база исследования – МБОУ Школа № 79.
В структуру работы входит введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
1.1. Понятие и проблемы формирования здорового образа жизни
Изучение научной литературы показало, что при трактовке понятия «здоровый образ жизни» выделяются различные подходы, которые нередко являются диаметрально противоположными по своей сути. В этом отношении исследователями Ю.К. Плетниковым и В.Н. Шевченко указывается, что до сих пор теоретические основы данной проблемы являются недостаточно разработанными, что актуализирует необходимость углубления представлений о сути образа жизни, и оценки, существующих по этому вопросу позиций [20, с. 64]. Достаточно распространенной является позиция, согласно которой под образом жизни следует подразумевать некий особый сплав форм жизнедеятельности, а также важнейшие ее условий. В рамках данного направления Н.А. Свиридов «образ жизни» понимает в качестве «совокупности форм деятельности, которые взяты в их неразрывном единстве с условиями этой деятельности» [22, с. 32]. Аналогичной позиции придерживается также и исследователь И.В. Бестужев-Лада [2]. Под образом жизни данный исследователь понимает «определенную совокупность форм жизнедеятельности отдельного индивида либо социальной группы, а также общества в целом – то есть форм, которые взяты непосредственно в их органическом единстве с конкретными условиями» [2, c. 17]. Сравнение позиций указанных нами авторов позволяет сделать вывод, что с их точки зрения образ жизни охватывает собой не все имеющиеся условия жизнедеятельности индивидов, а исключительно наиболее существенные. Таким образом, понятие «образ жизни», по своей сути, представляет собой реализацию всех имеющихся в жизнедеятельности индивидов условий, но это вовсе сами условия.
По мнению О.А. Бутакова важно обязательно образ жизни отличать от детерминирующих его обстоятельства. В его понимании образ жизни от условий жизнедеятельности отличается тем, что в первом понятии заложена конкретная жизнедеятельность отдельных лиц [4, с. 65]. Поэтому рассмотрение различных предпосылок образа жизни само по себе не позволяет характеризовать сам образа жизни. На современном этапе широкое распространение получает трактовка образа жизни в качестве некоего проявления социального в индивидуальном. В качестве примера можно отметить позиции А.В. Колбанова [14] и В.В. Маркова [15], которые при рассмотрении данной категории подчеркивают, что образ жизни – это особое присвоение индивидом окружающего мира, некий способ реализации имеющихся у него возможностей и одновременно предоставляемые индивиду окружающим миром, наконец, особая форма его проявления в жизнедеятельности отдельной личности. Из этого указанные исследователи делают выводы, что понятие «образ жизни» можно понимать как способ проявления в индивидуальном социального, а, следовательно, при рассмотрении перехода к индивидуального от социальному оно обязательно приобретает категориальный статус [18, c. 73]. С позиции других авторов категории «образ жизни» выражает собой способ и форму активного присвоения человеком общественных условий его жизни [23, c. 27].
Первоначальное представление о здоровом образе жизни получить можно только с опорой на все многообразие знаний о данном явлении и процессе, что предусматривает реализации основных принципы комплексного подхода [10].
В современных исследованиях предпринимались не раз попытки дать комплексное определение анализируемого нами понятия. В.А. Троянский указывает в этом плане, что наиболее продуктивными при определении понятия «здоровый образ жизни» выступать могут социолого-экономический и мировоззренческий аспекты рассматриваемой проблемы. То есть названный нами исследователь склонялся к мнению, что рассмотрение определяющего фактора образа жизни индивида неизменно требует учитывать наряду с производственной, еще и имеющей место политической, социальной сферы, сферы досуга личности, особенности его быта, сложившейся общественной психологии, учета взаимодействия и единства материальной и духовной деятельности человека, целевых и ценностных установок, наконец, мотивов деятельности индивида и окружающего его общества [24, c. 55].
В.А. Еременко указывает на важность условий гармонизации социального и биологического при построении характеристики здорового образа жизни либо же возможных отклонений [8, c. 115]. Аналогичной позиции придерживаются A.M. Изуткин, В.П. Петленко, Г.И. Царегородце, подчеркивая в качестве немаловажной стороны ЗОЖа гармоничность в осуществлении индивидом своих социально-биологических функций [12, c. 165]. При этом подчеркивается, что данная гармоничность обуславливается соответствием физического и духовного развития человека, его мыслей и совершаемыми им поступков, наконец, идеалов и реальной действительности. Естественными и наиболее существенными предпосылками гармоничности в этом случае обозначаются такие, как: 1) специфика нервной системы индивида, 2) возраст человека, 3) его конституциональные признаки, 4) имеющиеся у него способности и др. Немаловажным в этом плане является то, что в процессе социализации человека все обозначенные выше признаки чаще всего приобретают некие особые интегративные свойства, которые способны отражать степень гармонизации отдельного человека непосредственно с условиями его жизнедеятельности либо же наоборот, показывающие имеющиеся у человека различные отклонения, в первую очередь, это в состоянии здоровья, что обуславливает возникновения у индивида несоответствия между его направленностью деятельности и условиями самой деятельности [12, c. 127].
Тем не менее, следует указать и на то, что нельзя только на основе выявления базовых стадий развития и выявления ведущих механизмов социализации индивида, на качественном уровне дать характеристику и оценку отдельной формы образа жизни человека, относя их к категории гармоничной либо дисгармоничной, а также здоровой либо нездоровой, потому как в этом случае практически незаменимым является учет механизмов индивидуализации. Данные механизмы характеризуются тем, что они наряду с определением результатов внешнего воздействия и показателем самораскрытия у человека индивидуальных качеств человека, позволяют оценить личность с позиции активно-творческого в условиях общественных отношений и осуществляемой им социальной деятельности. Совокупный учет обозначенных нами выше компонентов позволяет выделить
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа-ВУЗ): монография. Новосибирск: НГПУ, 2016. 316 с.
2. Бестужев-Лада Н.В. Прогнозирование образа жизни. М.: Наука, 2016. 320 с.
3. Блинова Е.Г. Рациональное питание и оценка пищевого статуса организма. Омск, 2015. 108 с.
4. Бутакова О.А. Определение состояния здоровья человека в конкретных экологических условиях. Н. Новгород, 2017. 120 с.
5. 10Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса. Новосибирск, 2016. 98 с.
6. Гончарова И.М. Педагогические условия формирования у младших школьников здорового образа жизни // Вестник магистратуры. 2018. № 4-1(79). С. 25-29.
7. Димов В.М. Здоровье как социальная проблема // Свет: природа и человек. 2015. № 9. С. 20-24.
8. Еременко В.А. Образ жизни и здоровье человека // Всеобуч. 2015. № 5. С. 14-16.
9. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. СПб., 2014. 58 с.
10. Звездина М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни // Научный диалог. 2013. № 8(20): Педагогика. С. 8–23. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/raznoobrazie-nauchnyh-podhodov-k-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni-obuchayuschihsya. (дата обращения: 10.02.2023).
11. Здоровье и образование детей. URL:http://www.mma.ru/library/online/academy/statistic.html?print=Y&SECTION_CODE=library %2Fonline %2Facademy %2Fstatistic. (дата обращения: 16.02.2023).
12. Изуткин A.M., Петленко В.П. Социология медицины. М., 2017. 328 с.
13. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2016. 188 с.
14. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия. СПб.: Деан, 2017. 365 с.
15. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие. М.: Академия, 2017. 318 с.
16. Мельникова М.М. Методы оздоровления школьников и студентов. Новосибирск, 2015. 149 с.
17. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования. М.: Флинта, 2015. 354 с.
18. Педагогика здоровья / под ред. С.Т. Алина. М.: Педагогика, 2016. 290 с.
19. Переселкова З.Ю. Особенности формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи в пространстве вуза // Междунар. науч.-исслед. журн. 2016. № 7 (49) Ч. 1. С. 93-95. URL: https://research-journal.org/social/osobennosti-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-u-studencheskoj-molodezhi-v-prostranstve-vuza/ (дата обращения: 12.02.2023).
20. Плетников В.К., Шевченко В.Н. Исследования в области исторического материализма // ОНС. 2015. № 2. С. 63−66.
21. 41Плещев А.М. Главные составляющие здорового образа жизни // Вестн. Шадринск. гос. пед. ун-та. 2018. № 3. С. 39 – 42.
22. Свиридов Н.А. Валеология человека: здоровье – любовь – красота. СПб.: Петрогр. и Ко, 2016. 301 с.
23. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Врач. 2017. № 3. С.26-28.
24. Троянский В.А. Методологические аспекты комплексного исследования проблемы здорового образа жизни // Вопр. философии. 2014. № 4. С. 54 - 57.
25. Тубчинова В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков. Улан-Удэ, 2015. 170 с.
26. Фортова Л.К., Финашина Г.В. Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков // Молодой ученый. 2015. №14. С. 538-542.
27. Чермит К.Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования) // Инновации в образовании. 2012. № 4. С. 34 – 36.