Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена следующим. Во-первых, в качестве одной из значимых проблем сегодня выступает развитие речи у дошкольников. Во-вторых, согласно с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [29] в обязательном порядке содержание образовательной программы ДОО должно обеспечивать развитие речи детей. В-третьих, проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является непростой психолого-педагогической и медико-социальной задачей, напрямую связанной с многофункциональным значением языка, а также особо важным значением речи в плане социального становления ребенка, с имеющей место сложностью его речевой деятельности, с базовыми психологическими спецификами личности каждого ребенка, с особыми физиологическими механизмами формирования речи, с особенностями речевого общения дошкольника, наконец, со спецификой его социального поведения. Тем не менее, при наличии своевременной квалифицированной работы, прохождения этими детьми специального обучения многие в дальнейшем могут достаточно успешно учиться в общеобразовательных учреждениях, полноценным образом общаться со сверстниками.
Таким образом, значимость связной монологической речи для всестороннего развития ребенка, а также наличие особых проблем в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи и необходимость своевременного разрешения этих проблем, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» является актуальным.
Проблема исследования – это противоречие между значимостью монологической речью в речевом развитии старшего дошкольника, в особенности дошкольника с общим недоразвитием речи и недостаточному вниманию развитию этого вида связной речи в дошкольном учреждении.
Цель данного исследования: теоретическое и практическое изучение особенностей развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет – особенности формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: старшие дошкольники с ОНР III уровня испытывают сложности в составлении развернутых высказываний, а также их языковом оформлении; у них имеют место нарушения связности, а также последовательности изложения; могут быть смысловые пропуски.
Задачи исследования:
1.На основе изучение специальной и методической литературы раскрыть теоретические основы изучения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2.Диагностическим путем определить состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3.Обозначить пути логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
База исследования: МБОУ детский сад комбинированного типа № 86. Воспитанники старших возрастных групп.
При написании данной работы использовались следующие методы: 1) общенаучные методы: метод анализа и синтеза, сравнение и сопоставление, метод абстрагирования; 2) частнонаучные методы: педагогический эксперимент, метод табличного и графического предоставления данных; 3) специальные методики: диагностика связной речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной; пересказ детьми текста (без опоры на наглядность) (по методики Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова); составление детьми рассказа по серии сюжетных картинок (по методики Е.Г. Корицкой и Т.А. Шимкович); окончание детьми рассказа по данному им началу с опорой на картинку – кульминацию (по методике С.А. Мироновой).
Теоретической основой данного исследования стали работы таких авторов, как: М.М. Алексеева, М.В. Арсеньева, В.П. Балобанова, И.Т. Власенко, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.С. Гомзяк, Н.С. Жукова, Н.И. Левшина, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Сазонова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенные рекомендации по развитию у старших дошкольников с ОНР III уровня связной монологической речи могут быть полезными воспитателям, логопедам и родителям.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе
Связная речь – являет собой выражение мыслей, чувств и желаний в связном речевом построении, которое понятно для слушателя.
С позиции М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной под связной речью необходимо понимать смысловое развернутое высказывание (то есть это ряд логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и взаимопонимание [3]. Данные исследователи в своей методике по развитию связной речи указывают, что понятие «связная речь» употребляется в сразу нескольких значениях: 1) как процесс, деятельность говорящего; 2) как продукт, итог данной деятельности, высказывание, текст; 3) в качестве названия раздела работы непосредственно по развитию речи [2].
Как указывает Л.С. Выготский, речь существовать не может без мысли, а также без внутреннего программирования высказывания. Слово и мысль едины, и не могут быть вне друг друга. Мысль в речи не только формулируется, но также и формируется, получает свое развитие [11, с. 87]. То есть связная речь отражает собой логику мышления ребенка, показывает его умение обдумывать все воспринимаемое, а также умение в правильной форме это выразить.
Е.И. Тихеева в этом отношении подчеркивает, что связная речь не может быть отделима от мира мыслей. В ней находит свое отражение логика мышления ребенка. По тому, как «умеет ребенок строить свое высказывание, судить можно об уровне его речевого развития» [28, с. 65].
Известны два ведущих вида связной речи – диалогическая и монологическая речь. При этом каждый из них имеет свои отличительные особенности.
Монологическую речь, в свою очередь, представляет собой речь одного лица, которая находит свое выражение в более, либо менее развернутой форме свои намерения, мысли, оценку определенных событий и т.д. Ее характеризуют такие условия, как полнота, развернутость, четкость, а также взаимосвязь определенных звеньев повествования. При этом монолог, объяснение, рассказ неизменно требуют от самого говорящего несколько напряженного внимания к содержанию речи, а также ее словесному оформлению; очень важно также в этом случае сохранять живость и определенную непосредственность речи [13, c. 44].
В качестве одной из значимых задач, выдвигаемой программой дошкольного обучения, выступает обучение детей монологической речи. Базовой целью обучения дошкольников в этом направления является формирование у них умений монологической речи. При этом под последними подразумеваются умения логически, коммуникативно – мотивированно, связно и последовательно, полной и достаточно, наконец, правильно непосредственно в языковом отношении в устной форме излагать свои мысли [14, c. 31].
Монолог – это такая форма речи, в рамках которой ее выстраивание осуществляется только одним человеком, при этом самостоятельно определяющего языковые средства, структуру высказывания, а также его композицию. Монологическая речь способно обладать как репродуктивным, так и продуктивным характером. При этом репродуктивная речь не относится к коммуникативной. В этом случае перед детьми дошкольного возраста ставится задача именно развития неподготовленной продуктивной речи. Монологическая речь, подобно диалогической, также должна являться ситуативной обусловленной, а также мотивированной. Иными словами, у дошкольников должно иметься желание, что–то намерение сообщить слушающим [7, c. 8].
Для монолога ситуация выступает в качестве отправного момента, так как он словно от нее отрывается, формируя при этом свою среду – то есть контекст.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулкаримова, Ф.И. Приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Ф.И. Абдулкаримова, Т.Г. Примак [Электронный ресурс]. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/686659 (дата обращения 13.02.2023).
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.М. Алексеева Б.И. Яшина. – М.: «Академия», 2016. – 400 с.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2018. – 160 с.
4. Анисимова, Л.Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л.Н. Анисимова // Логопед. – 2009. – № 7. – С. 72-78.
5. Арсеньева, М.В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы [Текст]: дис... кан. пед. наук / М.В. Арсеньева. – СПб., 2014. – 322 с.
6. Астахова, О.С. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе подготовки к школьному обучению / О.С. Астахова, Е.А. Борисова // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 23. С. 108-112 [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-v-protsesse-podgotovki-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения 13.02.2023).
7. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 270 с.
8. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А.И. Богомолова. – М.: СПб. Библиополис, 2017. – 134 с.
9. Власенко, И.Т. Составление повествовательного рассказа [Электронный ресурс] / И.Т. Власенко. – URL: http://www. plam.ru/healt/ (дата обращения 14.02.2023).
10. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. – 158 с.
11. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение,1996. – 420 с.
12. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. – М., 2017. – С. 84-100.
13. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2014. - № 1. – С. 44 – 45.
14. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития [Текст] / В.П. Глухов. – М.: «Академия», 2013. – 212 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2014. – 168 с.
16. Гомзяк, О.С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2017. – 268 с.
17. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис - пресс, 2015. – 96 с.
18. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2017. – 316 с.
19. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст] / М. Зееман. – М.: АСТ, 1999. – 266 с.
20. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович. – М.: Владос, 2016. – 86 с.
21. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
22. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Академия, 2018. – 128 с.
23. Левина, P.E. Опыт изучения неговорящих детей [Текст] / Р.Е. Левина // Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 2014. – С. 36-63.
24. Нищева, Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.Г. Нищева. – М.: Владос, 2016. – 576 с.
25. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития [Текст] / Н.В. Новотворцева. – М.: Росмэн, 2018. – 192 с.
26. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Сазонова. – М.: «Академия», 2018. – 144 с.
27. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс Стиль, 2013. – 124 с.
28. Тихеева, Е.И. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Ювента, 2018. – 24 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 31 с.
30. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2012. – 310 с.
31. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Маяк, 2016. – 258 с.
32. Шаховская, С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2019. – 166 с.
33. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб. пособиe / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: «Академия», 2016. – 240 с.
34. Швайко, С.Н. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / С.Н. Швайко. – М.: АСТ, 2018. – 124 с.
35. Шмидт, Е.В. Особенности детей с ОНР при составлении повествовательных рассказов [Электронный ресурс] / Е.В. Шмидт. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11974 (дата обращения: 10.02.2023).