Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………......….3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков
этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста…………5
1.1.Особенности речевого развития у детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………….…...5
1.2. Лингвистические основы формирования навыков этикетной речи
у детей старшего дошкольного возраста………………………………11
Глава 2. Методические аспекты формирования навыков
этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста…………16
2.1.Организационно – педагогические условия для формирования
навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста…..16
2.2. Методические рекомендации по формированию навыков
этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста…………….18
Заключение………...…………………………………………………..….22
Список использованных источников……………………………..….….24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Общество всегда желает видеть подрастающее поколение нравственно воспитанным. Совершенно справедливо старшее поколение считает, что молодёжь должна уважительно относиться к старшим людям, чтобы умели ценить положительный опыт, связанный с дружбой, товариществом и другими ценностями жизни. Чтобы всё это было у детей сформировано, немаловажную роль в нравственном воспитании каждого ребенка играет этикетная речь. Очень важно, чтобы ребенок-дошкольник с раннего детства учился обращаться к другим людям уважительно.
Дети должны уметь благодарить старших за оказанную им помощь или иное благое дело по отношению к нему. Ребёнок должен хорошо понимать, как необходимо общаться со сверстниками и со старшими людьми. Современная образовательная среда, на каждой из образовательной ступени регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В данном вопросе ФГОС ДО рассматривает ряд задач. Одной из таких задач является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Сегодня не всегда можно встретить ребенка, или подростка который первым здоровается, говорит слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Это безусловно не говорит о том, что ребёнок не воспитан, но это может о многом говорить.
Цель работы: определить и теоретически обосновать методы и приемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть лингвистические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать организационно – педагогические условия для формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Предложить методические рекомендации по формированию навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 5 до 7 лет. Под этикетной речью понимают действия, сформированные путем повторения, которые характеризуются высокой степенью освоения. Это правила должного речевого поведения, которое основано на нормах морали и национально-культурных традициях общества [20]. Слова, которые ребенок употребляет в своей речи, характеризуют степень его развития и степень его воспитанности.
Тему развития и формирования этикетных норм в период детства разрабатывали многие учёные и исследователи, в частности, В.В. Гербова, В.Г. Дмитриева, И.Н. Курочкина, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др. В.А. Сухомлинский в своё время говорил, что речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры [23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. И сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Асадов, А.Н. Культура делового общения [Текст] / А.Н. Асадов // Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 2010. – 156 с.
3. Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников [текст] / О.Ю. Безгина // Метод. пособие для воспитателей, сер. библиотека воспитателя. М.: Мозаика-Синтез. - 2004. - 34 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
5. Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская // Ростов н/Д: Феникс. - 2001. – 448 с.
6. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2008. – 120 с.
7. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 64 с.
8. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2008. – 560 с.
9. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст]/ Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2011. – 64 с.
10. Ерофеева, Т.И. Представления детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения и их влияние на взаимоотношения со сверстниками // Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Репиной Т.А [Электронный ресурс]. URL: http://mpgu.su/staff/erofeeva-tamara-ivanovna/ (Дата обращения: 16.02.2023).
11. Евдокимова, Е.С. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7 лет [Текст] / Е.С. Евдокимова // Издательство: Мозаика-Синтез, Серия: Библиотека программы: Методики. - 2009. - 14 с.
12. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2013. – 198 с.
13. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (Дата обращения: 16.02.2023).
14. Курочкина, И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности [Текст] / И.Н. Курочкина // М.: Эконинформ. - 2012. - 147 с.
15. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / И.Н. Курочкина. – М.: Академия. - 2001. – 125 с.
16. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (Дата обращения: 16.02.2023).
17. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml (Дата обращения: 16.02.2023).
18. Матвеева, Т.В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для детей [Текст]/ Т.В. Матвеева. – М.: ФЛИНТА. - 2014. – 188 с.
19. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева // Издательство: Сфера. - 2015. - 208 с.
20. Познавательно-речевое развитие дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/maps/news/30705.html (Дата обращения: 16.02.2023).
21. Правила этикета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://etiquetterules.ru/osobennosti-etiketa/page/1/ (Дата обращения: 16.02.2023).
22. Руденко, Е.М. Комплекс бесед для детей старшего дошкольного возраста «Вежливость» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/etiket/10626-vezhlivost.html (Дата обращения: 16.02.2023).
23. Речевое развитие ребенка 6-7 лет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-6-do-7-let/ (Дата обращения: 16.02.2023). (Дата обращения: 16.02.2023).
24. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)
[Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0320/2-0320-1.shtml (Дата обращения: 16.02.2023).
25. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/1751149/ (Дата обращения: 16.02.2023).
26. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет. 2-е изд. [Текст]/ Н.И. Формановская. – М.: ИКАР. - 2015. – 250 с.
27. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты [Текст]/ Н. И. Формановская. – М.: КомКнига. - 2006. –156 с.
28. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст]/ Д.Б. Эльконин // Под ред. Давыдова В. В., Нежновой Т. А. М.: ИНТОР. - 1998. - 112 с.
29. Этика речевого общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5373549/ (Дата обращения: 16.02.2023).