Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблему заикания можно считать одной из самых старых в истории развития образования языковых расстройств. Заикание широко и всесторонне изучалось на протяжении десятилетий. Хорошо известно, что заикание является одной из форм речевой патологии с очень сложной структурой дефектов экспрессивной речи. Феноменологические особенности заикания представляют собой сочетание вербальных и невербальных симптомов. Основой проявления речевых симптомов являются речевые спазмы, возникающие в результате дисгармонии трех периферических систем управления (дыхания, артикуляции и членораздельной речи). В экспрессивной речи наблюдаются более или менее выраженные нарушения регуляции ритма в виде спазматического заикания, неуместных пауз, персевераций, использования орнамента и плохой обработки речи. Судороги могут длиться несколько секунд и сильно затрудняют общение заикающегося человека.
Все эти явления подкрепляются и усиливаются психологическими симптомами, основанными на различной степени страха перед речью, зависящего от ситуации и общения (от речевой и коммуникативной тревоги до фактического беспокойства, эмоционального напряжения, крайнего разочарования и почти эмоционального стресса). Возникновение негативного психического состояния сопровождается различными вегетативными реакциями, двигательными приемами, которые иногда носят ритуальный поведенческий характер и включают различную степень мышечного напряжения, но не включают речевые акты.
В связи с этим дошкольный возраст занимает особое место в общей проблеме заикания. Тщательная профилактика и коррекция в этом возрасте, основанная на комплексном описании причинных факторов, может значительно снизить долю заикающихся детей школьного возраста, подростков и взрослых. В дошкольном возрасте недостатки развития легче преодолеть, и логопедическая работа, включающая все компоненты языковой системы, может применяться очень эффективно.
Логопеды и лингвисты должны не только владеть практическими приемами коррекции речи при заикании, но и понимать общую клиническую, психологическую и педагогическую картину этого сложного состояния, иметь представление о клинических проявлениях неврологических и невроз подобных состояний. Только при этих условиях можно правильно интерпретировать психофизиологические, психологические и психо-педагогические данные у заикающихся детей и определить направления реабилитационных и профилактических мероприятий, что обуславливает актуальность данной темы.
Цель исследования: определить особенности коррекционной работы с ритмическими нарушениями у заикающихся дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить научную литературу по теме исследования;
• Рассмотреть особенности заикающихся детей и ритмические нарушения;
• Рассмотреть методику по преодолению ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
• Провести исследование и анализ результатов ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
• Предложить план работы по коррекции ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Предмет исследования: коррекционный процесс на логопедических занятиях, направленный на преодоление ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Объект исследования: коррекция ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
База исследования: ЗДЕСЬ ВСТАВИТЬ НОМЕР ДЕТСКОГО САДА/ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ГОРОД.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 23 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЕНИЮ ВОРПРОСА КОРРЕКЦИИ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЯМИ
1.1 Понятие заикания и его характеристики
Учитывая современные научные представления о проблеме речевого развития дошкольников, страдающих заиканием, мы следуем взглядам отечественных исследователей на роль общения как одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора его формирования.
По мнению многих ученых, проблема заикания является комплексной, так как опирается не только на психолого-педагогические, но и на общелингвистические, социолингвистические и психолингвистические данные (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др.) Важную роль в решении этой проблемы играет хорошо организованная коммуникация [15,204].
Анализ подходов к изучению причин, механизмов и симптомов заикания с клинической, физиологической, психологической, психолингвистической и психо-педагогических точек зрения (И. Ю. Абелева, Л.И. Белякова, Н.А. Власова; Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Е.Ю. Pay В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.)определил, что можно назвать заикание серьезным языковым расстройством, которое в своем большинстве представляет собой нарушение коммуникативных функций.
Гетерогенность уровня языкового развития детей с заиканием: дети с заиканием могут характеризоваться недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя и общим недоразвитием речи (ОНР) [6].
Учитывая, что в процессе развития речи у детей формируются не только языковые средства, но и условия устного общения, умение использовать их в процессе коммуникации (напр. например, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова), способность и компетентность речевого общения и коммуникации (М.М. Алексеева, А.А. Леонтьев, В.Б. Липатова, М.И. Рузская, Г.Б. Фомичева и др.), проанализированы различные классификации [15, 203].
В силу специфики языковых симптомов детям с заиканием больше подходят связные формы речи, например, диалоги. Учитывая определение и характеристики коммуникативной компетенции и критерии сформированности диалогической речи, предложенные А.В. Чулковой, коммуникативная компетенция определяется как способность владеть речевым этикетом, запрашивать информацию, воспроизводить и составлять диалоги [21, 67].
Имеющиеся в литературе отдельные попытки включить в логопедическую работу развитие лексики и грамматических структур не отражают адекватно специфику речи заикающихся детей дошкольного возраста и особенности коррекционной работы с ними [3, 35].
Исследователи выделяют две клинические формы заикания - невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными этиологическими механизмами [18 , 90].
Невротическая форма заикания
Эта форма заикания характеризуется следующими особенностями:
1) тенденция к раннему развитию речи до начала заикания;
2) наличие фразовой речи, развитых до начала расстройства;
3) личностные особенности (например, чувствительность, тревожность и т.д.)
4) расстройства речи и языка с преимущественно психогенным началом (острая или хроническая психологическая травма);
5) заикание может возникнуть в возрасте от 2 до 6 лет;
6) степень выраженности спазматического заикания в значительной степени зависит от следующих факторов: эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения;
7) возможность плавной речи при определенных условиях (например, при разговоре наедине, в условиях эмоционального комфорта, в отвлекающих ситуациях).
Неврозоподобная форма заикания
Эта форма заикания характеризуется следующими особенностями:
1) перед началом заикания имеется тенденция к некоторой задержке в развитии речи и нарушению произношения;
2) патология моторной функции с различной степенью выраженности;
3) спазматическое заикание появляется в возрасте 3-4 лет
4) начало спазматического заикания совпадает с этапом развития фразовой речи;
5) начало заикания происходит постепенно. за исключением случаев психологической травмы;
6) отсутствует период беглой речи, а качество речи в основном не зависит от обстоятельств речи;
7) речь становится легче, когда активное внимание заикающегося направлено на процесс речи; физическая усталость ухудшает качество речи.
1.2 Особенности речи дошкольников с заиканием
По мере взросления ребенка характеристики и психологические проблемы заикающегося ребенка усугубляются. Ребенок стыдится своей неадекватности, не прилагает усилий для общения и избегает выступать на публике. Страх быть непонятым формирует у них боязнь и тревогу высказаться.
Очень болезненной психологической характеристикой детей, особенно подростков, является их фиксация на заикании. Дети становятся чрезмерно сосредоточенными на своих проблемах. Они страдают от жгучего смущения, беспокойства по поводу своей плохой речи, стеснения и чувства неполноценности.
У детей с заиканием неизбежно развиваются коммуникативные паттерны. Вспышки гнева, легкий плач, молчаливость и упрямство нередко являются сопутствующими факторами языковых нарушений у детей.
Собеседник должен быть спокойным, внятным, иметь доброжелательный тон и вежливую настойчивость. Это связано с особенностями поведения детей при заикании: они более насторожены во время диалога и чаще негативно оценивают жесты и мимику, что усиливает напряжение и повышает частоту речевых ошибок [3,11].
Специалисты должны подходить к каждому ребенку индивидуально, и метод, разработанный профессором Л.З. Арутюнян, учитывает все коммуникативные и психологические особенности заикающихся детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 2012. - 304с.
2. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.: изд-во «Просвещение», 2013. – 96 с.
3. Борисова Е.А., Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы // Логопед. – 2013. - №3. – 89 с.
4. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 2014. - №7. 105 с.
5. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
6. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. - М.: изд-во «Просвещение», 2013. - 134 с.
7. Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 303 с.
8. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. – 2005. - №6. – 60 с.
9. Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей //Логопед. – 2014. - №5. – 211 с.
10. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 2013. - 304с.
11. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань: "Лиана", 2011. - 112с.
12. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. - СПб.: изд-во «ООО «СЛП», 2013. - 144с.
13. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 2011. - 176с.
14. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2014. – 348 с.
15. Рау Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. - М.: изд-во «Просвещение», 2013. - 231
16. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2011. - 36с.
17. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 208с.
18. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 208с.
19. Селивёрстов В.И. Заикание у детей. М.: Владос, 2014. - 200 с.
20. Сикорский И.А. Заикание. - М.: изд-во «АСТ. АстрельТранзиткнига», 2013. - 210 с.
21. Спиваковская А.С. Психотератия: игра, детство, семья. - М.: изд-во «Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс», 2010. - 321 с.
22. Филичева Т.Б Основы логопедии / Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б - М.: изд-во «Просвещение», 2011. - 341 с.
23. Флерова М.М. Логопедия. Серия "Мир вашего ребёнка". 2-е изд., - Ростов н/Д. – Феникс, 2014. – 320 с.