Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В системе народного образования дошкольников большое место отводится рисованию. Именно в процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать прекрасное. Занятия рисованием развивают способность видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подходить к пониманию произведений живописи, рисунка, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Основная цель обучения рисованию в детском саду-научить детей изображать предметы и явления как средство образного отражения жизненных впечатлений. Изображение требует четких и отчетливых представлений, а также способности выражать их в определенных изображениях. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия, представляя изображаемый предмет, и оценивает их. Представления, необходимые для рисования, формируются в процессе восприятия.
Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо научить детей определенному способу восприятия предмета, его изучения. Однако для того, чтобы нарисовать конкретный объект, недостаточно иметь четкое представление о его форме, цвете, структуре, необходимо уметь выразить эти свойства объекта в художественной форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки действию.
Техника в искусстве - это набор специальных методов и приемов, с помощью которых выполняется произведение искусства. Знание техники, использование того или иного материала позволяет наилучшим образом идентифицировать этот материал.
Изучение рисунков детей показывает, что обучению детей рисованию акварелью в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. Дети не владеют техникой рисования акварелью, не знают, как правильно держать инструмент, которым они рисуют (карандаш, кисть), не овладевают рациональными приемами движения руки при рисовании.
Объект исследования – художественно-творческие способности детей дошкольного возраста
Предмет исследования - Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения технике рисования акварелью (гуашью, графическими материалами).»
Цель исследования – изучить особенности развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения технике рисования акварелью
Задачи исследования:
-раскрыть сущность художественно-творческих способностей детей 5-6 лет
-рассмотреть основные этапы формирования художественно- творческих способностей детей 5-6 лет
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие и особенности художественного творчества дошкольников
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей приходится на дошкольное время, когда характер их деятельности меняется по сравнению с ранним детством.
Этот новый вид деятельности Л. С. Выготский характеризуется как переход к творческой деятельности, "если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника существует совершенно особая взаимосвязь между мыслью и действием, это возможность воплощения задуманного, возможность идти от идеи к идее".
Беретесь ли вы за рисунки, беретесь ли вы за работу - везде и во всем вы столкнетесь с совершенно новой взаимосвязью, возникающей между мышлением и действиями ребенка. В отличие от взрослых, дети не имеют возможности детально продумать предстоящую работу, они лишь намечают общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображать, побуждать его в любом деле переходить от мысли к действию.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределен содержанием, которое мы вложим в эту концепцию. Очень часто в повседневном сознании творчество отождествляется со способностью к различным видам художественной деятельности, со способностью красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. д.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесно связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы подразумеваем ту деятельность человека, в результате которой создается что - то новое-будь то объект из внешнего мира или построение мысли, ведущее к новым знаниям об окружающем мире, или чувство, отражающее новое отношение к окружающему.
Если внимательно изучить поведение человека, его деятельность в любой сфере, то можно выделить два основных вида действий. Определенные действия человека можно назвать репродуктивными или воспроизводящими. Этот вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его суть заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже созданные и отработанные способы поведения и действия.
Помимо репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение впечатлений или действий, которые были в его опыте, а создание новых образов или действий. Творчество лежит в основе этого вида деятельности.
Таким образом, в самом общем виде определение творчества заключается в следующем.
Рассмотрим проблему развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешной реализации любого вида творческой деятельности, будь то научная, художественная, техническая и т. д.
Что касается формирования способностей, необходимо сосредоточиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют самые разные сроки от полутора до пяти лет. Существует также предположение, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста. Эта гипотеза подтверждена в физиологии.
Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро развивается и "созревает" в первые годы жизни. Это созревание, то есть рост количества клеток головного мозга и анатомических связей между ними, зависит как от разнообразия и трудоемкости существующих структур, так и от того, как окружающая среда стимулирует образование новых.
Этот период "созревания" - время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей развития.
Это наиболее благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но ребенок начинает развивать только те способности, для которых существуют стимулы и условия на "момент" этого созревания.
Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, синхронизированы и условия благоприятны, развитие протекает легко - с максимально возможным ускорением. Развитие может достичь наивысшего уровня, и ребенок может стать способным, талантливым и ярким [2].
Однако возможности развития способностей, достигающие максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти способности не используются, то есть они не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, эти способности начинают теряться, деградировать и тем быстрее снижается функционирование. Это сокращение возможностей для развития является необратимым процессом.
С психологической точки зрения дошкольное детство - благоприятный период для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть большое желание познавать окружающий мир. А родители, поощряя любопытство, передавая детям знания, вовлекая их в различные занятия, способствуют расширению опыта детей. А накопление опыта и знаний - необходимая предпосылка будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем у более взрослых детей. Он еще не раздавлен догмами и стереотипами, он более независим. И это качество нужно всячески развивать. Дошкольное детство также является чувствительным периодом для развития творческого воображения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольной возраст предоставляет прекрасные возможности для развития творческих способностей. И творческий потенциал взрослого человека во многом будет зависеть от того, как были использованы эти возможности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание благоприятных условий для развития их творческих способностей.
На основе анализа работ ряда авторов, в частности Дж. - К. Смита, Б. Н. Никитина, Л. Кэрролла, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и ходьба. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами [3].
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание среды, которая предшествует развитию ребенка. Необходимо, по возможности заблаговременно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в подходящий момент наиболее эффективно для развития.
Например, задолго до того, как годовалый ребенок научится читать, вы можете купить кубики с буквами, повесить алфавит на стену и называть буквы ребенка во время игр. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самой природы творческого процесса, который требует максимальных усилий. Дело в том, что способности к саморазвитию развиваются более успешно, чаще в своей деятельности человек достигает "потолка" своих способностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Этого состояния максимального напряжения сил легче всего достичь, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.
Процесс познания мира в это время очень интенсивен, но малыш не может воспользоваться опытом взрослых, потому что невозможно объяснить такому маленькому что-то. Поэтому в этот период малыш как никогда вынужден заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительной подготовки (если, конечно, взрослые позволяют, они решают их за него). Ребенок закатился далеко под диван. Родители не должны спешить доставать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту проблему сам.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную и заботливую помощь взрослых - это пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь-не превратить свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка-это обычный способ для родителей "помочь" детям, но это только вредит делу. Вы ничего не можете сделать для ребенка, если он может сделать это сам. За него нельзя думать, когда он может думать сам [4].
Давно известно, что творчество требует комфортной психологической обстановки и наличия свободного времени, поэтому шестым условием успешного развития творческих способностей является теплая и дружеская атмосфера в семье и детском коллективе.